Что вас побуждает к употреблению наркотиков?

Анкета для родителей № 1.

1. Я знаю, что школьная отметка – это…

2. Я говорю своему ребёнку, что школьная отметка – это…

3. Когда мой ребёнок идёт в школу, то я прошу его…

4. Когда мой ребёнок идёт в школу, то я требую от него…

5. Когда мой ребёнок идёт, в школу я желаю ему…

6. Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я…

7. Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я…

Анкета для родителей № 2. Отметьте, пожалуйста, фразы, которые вы чаще всего используете со своим ребёнком, анализируя его учение. ·

Что ты сегодня получил? ·

Ничего, не расстраивайся, у нас есть ещё время всё исправить.

Я так и знала. И в кого ты такой уродился? ·

Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!

Ты ведь умница! И в следующий раз учительница в этом убедиться.

Сколько можно тебе это объяснять?

Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь всё сделать самостоятельно? ·

Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты? ·

Садись и учи ещё раз, а я потом проверю! ·

Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден. ·

Знаешь, когда я была маленькой, мне тоже этот материал давался с трудом. ·

Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, это нам поможет. ·

Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать. ·

Вот придёт отец! Он тебе покажет за двойку! ·

Посмотри, как я учился! А ты?

Как относиться к отметкам ребёнка. ·

Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать изворачиваться, чтобы всё-таки быть в ваших глазах хорошим. ·

Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного и кропотливого труда. ·

Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия. ·

Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки. ·

Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку отметки вслух. ·

Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации. · Не обвиняйте беспричинно других взрослых, учителей и детей в проблемах собственных детей. ·

Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью. ·

Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.

Правило первое: не бейте лежачего. Двойка, а для кого-то и четвёрка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребёнок ждёт от родителей не попрёков, а помощи.

Правило второе: чтобы избавить ребёнка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нём. Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребёнком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа.

Правило четвёртое и центральное: хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Ребёнок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.

Правило пятое и самое трудное: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не что было бы похвалить.

Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребёнка нет иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

Правило восьмое: ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.

Девятый принцип: ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться — главного средства преодоления учебных трудностей.

В конце собрания классный руководитель раздаёт памятки для родителей.

АНКЕТА
«Урок глазами учеников»

Дорогой друг! Мы просим тебя: подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно. Твои ответы помогут сделать более интересной жизнь не только твоего, но и других классов. Не бойся, за свою честность ты никак не пострадаешь, ведь анкеты анонимны (впрочем, если хочешь, ты можешь указать свою фамилию). При планировании жизни школы мы постараемся максимально учесть твои пожелания. Спасибо за помощь!

1. Нравится ли вам школа, в которой вы учитесь? Укажите причину.

2. На какие уроки вы идете с удовольствием? Почему?

3. На какие уроки вам идти не хочется? Укажите подробно причину:

• не все понятно;

• не нравится учитель;

• испытываете трудности по личным мотивам (отсутствие воли, способностей, интереса и другое). Остановитесь подробнее на вопросе.

4. Любите ли вы читать? Какую последнюю книгу прочитали (вне школьной программы)?

5. Что нравится на уроке больше:

• объяснение материала;

• самостоятельная работа;

• творческая работа на уроке;

• словарная работа;

• другие формы.

6. Нравится ли вам отвечать у доски или с места на вопросы учителя? Часто ли вас спрашивают? Ваши пожелания, предложения учителю.

7. Школьный балл (оценка) на уроке. Всегда ли он справедлив? Как сделать его справедливым для вас?

8. Если бы сегодня разрешили свободное посещение уроков, куда бы вы употребили высвобождающееся время?

• все равно пошел бы в школу;

• занимался бы дома;

• устроился бы на работу;

• развлекался.

9. Ваши замечания и предложения педагогам для улучшения работы школы.

10. Если бы вы стали директором школы, что бы вы изменили в учебно-воспитательном процессе (например, ввели бы новые предметы, а какие-то убрали бы)?

11. Кому из учителей вы сказали бы «спасибо»?

12. Хорошо ли вы ведете себя на уроках? Оцените себя по пятибалльной системе:

• готовность к уроку –___;

• внимание – ___ ;

• дисциплина – ___ ;

• степень усвоения программы – ___ ;

• оценка за урок себе – ___ ; учителю – ___ (на день проверки).

Спасибо за ответы!

АНКЕТА
«Семья и родители глазами ребенка»

1. Любите ли вы свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то свойственное только вашей семье?

2. Уезжали ли вы из дома надолго и что вы тогда чувствовали?

3. Интересуются ли ваши родители вашими учебными делами?

• всегда;

• иногда;

• никогда;

• оба;

• больше отец;

• больше мать.

4. Интересуются ли ваши родители вашими отношениями с товарищами в классе?

• всегда;

• иногда;

• оба;

• больше мать;

• больше отец.

5. Посещают ли они школу?

• часто;

• редко;

• только по вызову;

• больше отец;

• больше мать.

6. Помогают ли они школе, классному руководителю?

• в организации классных дел;

• в проведении экскурсий, походов;

• в проведении ремонта.

7. Как, по-вашему, они относятся к школе и педколлективу?

• доверяют;

• не доверяют;

• равнодушны.

8. Довольны ли они своей работой, своей специальностью?

• довольны;

• недовольны;

• некуда деваться, работают из-за зарплаты;

• работают из-за квартиры и т. д.

9. Устраивает ли заработная плата и совместный семейный бюджет?

10. Как вы находите вашу семью?

• состоятельной;

• средней;

• бедной.

11. Какие праздники в семье вы любите больше всего?

12. Принято ли в вашей семье дарить подарки? Какие?

13. Есть ли у вас бабушка или дедушка?

14. Каковы ваши отношения с ними?

15. Что, по-вашему, обещает ваше будущее?

16. Каким, по-вашему, обещает быть ваше будущее?

• светлым;

• неясным;

• мрачным.

17. На кого вы надеетесь?

• на самого себя;

• на государство;

• на родителей.

18. Как, по-вашему, будете ли вы счастливым?

АНКЕТА
«Классный коллектив глазами ученика»

Дорогой друг! Пожалуйста, внимательно прочтите предлагаемую ситуацию, представьте себе, кто и как себя в ней поведет и подчеркните необходимый ответ.

  1. Вы получили двойку.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

2. Вы нарушили дисциплину, совершили какой-нибудь проступок (изрезали стол, разбили окно, нагрубили учителю).

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

3. Вы соврали товарищу, подруге.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

4. Вы подрались из-за того, что вас обозвали.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

5. Вы во время драки продолжаете бить уже упавшего противника.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

6. Вы грубо выругались на улице, среди товарищей.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

7. На дискотеке вы попробовали вино.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

8. Вы стали дружить с мальчиком или девочкой.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

9. Вас обидел одноклассник, а вы пожаловались на него учителю.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

10. Вы помогли больной женщине дойти до медпункта, и поэтому класс опоздал на поезд.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

11. Ваш класс работает в поле (на пришкольном участке), вам не хочется работать. Вы так и не приступили к выполнению задания.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

Примечание. При обработке анкет и интерпретации ответов воспитатель должен соблюдать максимальный такт, корректность и деловитость. Ни в коем случае не должно быть такого, чтобы ребенок пострадал и потом пожалел о своей искренности. Беседа с учащимися после анкетирования должна происходить, как правило, с глазу на глаз и в спокойной обстановке, с открытой демонстрацией уважения к воспитаннику.

Данные анкеты и опросники достаточно просты в обработке, здесь нет каких-то «ключей», не требуется специальной подготовки анкетирующего. Информация должна быть внимательно, неспешно осмыслена, обобщена, расставлены акценты, и на этом основании с учетом выявленных связей и отношений педагог должен определить свою позицию, выбрать тон и включиться в классную жизнь, стремясь сразу же внести в нее новые идеи, интересные дела, привлекательные перспективы.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ
«СПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Школьникам были выданы разграфленные контрольные листы с номерами вопросов, рядом с которыми они вписывали знак «+», если ответ положительный, и знак «–» при отрицательном ответе.

Контрольный лист

– Верно ли, что в детстве вы очень любили:

1. Подолгу играть в подвижные игры?

2. Придумывать игры и верховодить в них?

3. Играть в шашки, шахматы?

4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри?

5. Читать стихи или петь песни?

6. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы?

7. Слушать музыку и ритмично танцевать под нее?

8. Рисовать или наблюдать, как рисуют другие?

9. Слушать или сочинять сказки или истории?

– Нравится ли вам сейчас:

10. Заниматься на уроках физкультуры или в спортшколе, секции?

11. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела?

12. Помогать ребятам решать математические задачи?

13. Читать об известных открытиях и изобретениях?

14. Участвовать в художественной самодеятельности?

15. Помогать другим людям разбираться в их проблемах?

16. Читать или узнавать что-то новое об искусстве?

17. Заниматься в изостудии, изокружке?

18. Писать сочинения на свободную тему?

– Получаете ли вы особое удовольствие:

19. От участия и борьбы в спортивных соревнованиях?

20. От своего умения расставить людей, распределить работу?

21. От решения трудных математических задач?

22. От исправления бытовых электро- или радиоприборов?

23. От игры на сцене?

24. От общения с людьми?

25. От знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями?

26. От посещения художественной выставки?

27. От пересказа какого-то события, прочитанного или увиденного?

– Часто ли вас тянет:

28. К длительным физическим упражнениям?

29. К делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости?

30. К разгадыванию математических шарад?

31. К изготовлению каких-нибудь изделий (моделей)?

32. Участвовать в постановке спектакля?

33. Помочь людям, посочувствовать им?

34. Поиграть на музыкальном инструменте?

35. Порисовать красками или карандашами?

36. Писать стихи, прозу или просто вести дневник?

– Любите ли вы долгое время:

37. Заниматься спортом или физическим трудом?

38. Энергично работать вместе с другими?

39. Заниматься черчением или шахматной комбинацией?

40. Копаться в механизмах, приборах?

41. Заботиться о младших, слабых или больных людях?

42. Думать над судьбами людей, героев понравившихся книг?

43. Исполнять музыкальные пьесы?

44. Рисовать, лепить, фантазируя при этом?

45. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению?

Каждый столбец (см. контрольный лист) по вертикали характеризует одно из направлений в развитии способностей личности:

I – физические (спортивные) (1, 10, 19, 28, 37);

II – организаторские (2, 11, 20, 29, 38);

III – математические (3, 12, 21, 30, 39);

IV – конструкторско-технические (4, 13, 22, 31, 40);

V – эмоционально-изобразительные (артистические) (5, 14, 23, 32, 41);

VI – коммуникативные (6, 15, 24, 33, 42);

VII – музыкальные (7, 16, 25, 34, 43);

VIII – художественно-изобразительные (8, 17, 26, 35, 44);

IX – филологические (9, 18, 27, 36, 45).

При обработке данных была подсчитана сумма положительных ответов по каждому столбцу.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ВОСПИТАННИКА

1. С каким настроением ты идешь в школу?

а) С радостью;

б) с привычным равнодушием;

в) с предчувствием неприятностей;

г) скорей бы все это кончилось.

2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?

а) Часто;

б) редко;

в) никогда.

3. Если бывают, то от кого они исходят?

а) От учителей-предметников;

б) от классного руководителя;

в) от учеников вашего или другого класса.

4. Бывают ли конфликты с классным руководителем?

а) Часто;

б) редко;

в) никогда.

5. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель?

а) Контроль за успеваемостью и дисциплиной;

б) вторая мама;

в) организатор досуга;

г) помощник ребят в трудных обстоятельствах;

д) старший товарищ;

е) другое.

6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

а) Хвалить;

б) подбадривать;

в) делать замечание;

г) ругать;

д) жаловаться родителям;

е) быть вечно недовольным;

ж) другое.

7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю?

8. Тебе хотелось бы от него перенять:

а) великодушный характер;

б) манеру поведения;

в) умение всегда хорошо выглядеть;

г) разносторонние знания;

д) другое.

9. Ты считаешь, что твой класс:

а) сплочен и дружен;

б) разбит на группы;

в) каждый живет сам по себе.

10. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?.

АНКЕТА
«Интересы и досуг»

(для учащихся)

1. Вы учитесь, потому что:

– этого требуют родители;

– интересно;

– это нужно для поступления в вуз;

– учиться необходимо;

– это пригодится в жизни;

– ____________________ (другое).

2. Вам нравится учиться:

– всегда;

– иногда;

– никогда.

3. Вы ходите в школу: (выберите 2–3 утверждения)

– общаться с друзьями;

– учиться;

– потому что там интересно;

– потому что там весело;

– потому что любите школу;

– потому что нравятся учителя;

– потому что близко от дома.

4. Сколько времени занимают у вас домашние задания?

5. Что мешает хорошо выполнять домашние задания? Выберите одну или несколько причин:

– лень;

– телефон;

– телевизор;

– друзья;

– музыка;

– усталость;

– неинтересность заданий;

– оторванность предметов от жизни;

– запущенность материала;

– все равно не спросят;

– несправедливость в оценке знаний;

– плохие учебники;

– слабое здоровье;

– чтение художественной литературы.

6. Сколько времени в день (в среднем) у вас уходит на просмотр телевизионных передач?

7. Сколько времени вы гуляете?

8. Сколько времени занимаетесь с родителями каким-нибудь совместным делом?

9. Что входит в круг ваших обязанностей дома?

10. Есть ли у вас дома любимый уголок?

11. Сколько времени уходит на чтение газет и журналов?

12. Сколько времени уходит на спортивные занятия?

13. Сколько времени уходит на прослушивание музыки?

14. Каким видом творчества вы занимаетесь, и сколько на это уходит времени?

Анкета «Вот я какой!»

1. Меня зовут _______________________________________________________

2. Мне ______________ лет

3. У меня ______________________________________________________ глаза

4. У меня _____________________________________________________волосы

5. Улица, на которой я живу, называется ________________________________

6. Моя любимая еда __________________________________________________

7. Мой любимый цвет ________________________________________________

8. Мое любимое животное ____________________________________________

9. Моя любимая книга ________________________________________________

10. Моя любимая телепередача ________________________________________

11. Самый прекрасный фильм, который я видел ________________________

12. Я люблю в себе __________________________________________________

13. Моя любимая игра _______________________________________________

14. Моего лучшего друга зовут ________________________________________

15. Страна, в которую я хотел бы съездить _______________________________

16. Лучше всего я умею _______________________________________________

17. Моих братьев и сестер зовут _______________________________________

18. Самая главная моя цель ____________________________________________