Асфальт укладывают, а кладут..

Главная » Полезное » Зимняя укладка асфальта: ошибки и инновации

Согласно официальным нормативно-правовым документам (СНиПам), регламентирующим стандарты укладки асфальта, осуществлять асфальтирование дорог можно лишь при температуре от +5 С°. Как же проводить срочный ремонт дорог в зимний период? На выручку дорожным службам приходят новые технологии.

Асфальт в морозы обходится дороже

В холодном российском климате температурный режим укладки асфальта то и дело нарушается, что приводит к значительному ухудшению качества созданного дорожного покрытия и увеличению затрат на сезонный и капитальный ремонт. Стремясь закончить работы в срок, компании-подрядчики осуществляют дорожное строительство при минусовых температурах и повышенной влажности. После застывания смеси влага, попавшая в мельчайшие поры и трещинки нового покрытия, быстро превращается в лёд под воздействием низких температур. Объём замёрзшей воды увеличивается примерно на 8-9%, из-за чего в периоды сильных холодов можно наблюдать лопнувшие водопроводные трубы и различные ёмкости с жидкостью. Тот же эффект расширения приводит к тому, что наполненные льдом трещины в асфальтобетоне увеличиваются в размере и разрушают дорожное покрытие изнутри.

Дополнительную проблему также представляет собой сцепление между отдельными слоями покрытия, уложенного при низкой температуре или под дождём. Как отмечают эксперты, даже постоянное прогревание и подсушивание грунтовой основы при помощи специальных устройств не позволяет на 100% избавиться от влаги, препятствующей качественной адгезии слоёв дорожных одежд. В соответствии с современными стандартами, единственным видом асфальтирования, который может производиться при практически любых погодных условиях (исключая сильные морозы), остаётся ямочный ремонт с применением специальных смесей.

«Холодные технологии»: соответствует ли качество цене?

Использование холодных асфальтовых смесей на сегодняшний день является одной из самых современных технологий аварийного ямочного ремонта в холодное время года. В отличие от традиционного горячего асфальта, холодный асфальтобетон содержит эластичные битумы, вязкость которых повышается при понижении температуры окружающей среды. Формула представленных на рынке брендов постоянно улучшается, включая в себя специальные композитные добавки, улучшающие сцепление смеси с основой и гарантирующие повышенное удобство укладки и долговечность. Под давлением в процессе укатки и дальнейшей эксплуатации дороги холодный асфальт окончательно полимеризуется и приобретает значительную твёрдость.

Рассмотрим преимущества и недостатки холодных смесей в сравнении с обычным горячим асфальтом.

Плюсы

  • Готовые холодные смеси могут храниться без потери своих свойств до 1 года, что позволяет постоянно иметь готовый материал для проведения срочных работ;
  • Температурный минимум при укладке холодного асфальтобетона составляет от -20 С° до -25 С° по данным разных поставщиков;
  • Трасса, отремонтированная холодным способом, может быть открыта для движения сразу после укладки. Под весом транспорта холодная смесь окончательно уплотняется и становятся более долговечной;
  • Для укладки холодного асфальта не требуются дорогостоящие услуги спецтехники и специальные транспортные средства для перевозки материала.

Минусы

  • «Холодная укладка» может применяться только для мелких выбоин и ям;
  • «Заплатка» из холодной смеси легко поддаётся сдвигу и быстрее разрушается на участках торможения – перекрёстках, пешеходных переходах и т.п.;
  • Участки свежего асфальта, прилегающие к неиспользуемым зонам дороги (полосы у края бордюра, вокруг люков и других технических объектов), недостаточно уплотняются колёсами машин и быстрее разрушаются;
  • Цена холодных смесей во много раз превышает цену обычного горячего асфальта (стоимость 1 тонны импортного холодного асфальтобетона составляет около 60 тыс. рублей, 1 тонны стандартного – около 2,5 тыс. рублей).

В зимние условия

Укладка холодного асфальта в зимний период стала доступной за счет нового состава смеси, который не теряет своих свойств при минусовых температурах.

Чтобы смесь была положена правильно, следует выполнить два условия:

  1. Разогреть вещество для достижения повышенной эластичности. Чтобы сделать это, надлежит поместить раствор на 2 суток в помещение с комнатной температурой не ниже при +10°C.
  2. Непосредственно перед применением с помощью газовой горелки место укладки и сама смесь подогревается и разрыхляется.

Укладка холодного асфальта зимой пройдет быстро и качественно, если следовать представленной инструкции.

Увеличение срока эксплуатации

Чтобы увеличить время использования покрытия необходимо применять дополнительные материалы. Одним из них является герметизирующее покрытие для асфальта Защита 02.

Однако он подходить только для тех участков, где интенсивность движения транспортных средств минимальная. Другими словами – для дорожек пешеходов, придомовых территорий и т.д.

Еще одно качественное средство, применяемое для ремонта трещин или других повреждений покрытия – холодная битумная Мастика 05. Предназначена для предотвращения попадания во внутренние слои асфальта влаги, через образовавшиеся трещины.

Для нанесения веществ используют в первом случае гладилку с резиновым краем, во втором малярный шпатель.

Ошибки, которые нельзя допускать при укладке асфальта зимой

Бывают случаи, когда была не соблюдена технология укладки в холодное время года. Весной происходит следующее, идеально ровная поверхность после проезда по ней тяжелой техники превращается в ухабистую дорогу с трещинами и ямами. Вот, что совершенно не следует делать при укладывании дорожного полотна зимой:

  • Подушка из щебня с песком будет ровняться укладке асфальта на грунт.
  • Даже если подушка будет хорошо утрамбована в холодное время года, все равно там останутся фрагменты замерзшего песка, снега, льда.
  • Когда весной грунтовые льды начинают таять сформированная подушка начинает сильно деформироваться. В результате образуются трещины и глубокие провалы.

Горячее литьё: недешёвая альтернатива

Литой асфальт отличается от стандартного наличием твёрдого битума повышенной вязкости и минеральных включений (песка, мелкого щебня). Работа с горячими смесями ведётся при температурах от +200 С°, благодаря чему ямочный ремонт автотрасс можно производить при повышенной влажности и низких температурах. Стоимость материала несколько ниже, чем цена холодных смесей, однако, для укладки литого асфальта требуются дополнительные расходы на аренду специальной техники. Из-за излишней пластичности в жаркий летний сезон горячее литьё считается методом временного аварийного ремонта.

По сравнению с обычным горячим асфальтом литой обладает следующими преимуществами и недостатками:

Плюсы

  • После заливки горячая смесь уплотняется сама в процессе застывания, благодаря чему не требуются услуги асфальтового катка;
  • Литой асфальт имеет исключительные адгезионные свойства и образует прочное сцепление с основой даже при низких температурах и повышенной влажности;
  • Возможность осуществлять срочный ремонт при минусовых температурах и во время выпадения осадков.

Минусы

  • Для перевозки горячей смеси требуется дорогостоящая дорожная техника (бойлеры и кохлеры), позволяющая поддерживать стабильно высокую температуру материала и постоянно перемешивать его;
  • Ремонт дорог с помощью литого асфальта требует больших затрат энергии (необходимая температура при укладке составляет около +200 С°);
  • В тёплый сезон “заплатки” могут нагреваться на солнце до +60 С° и продавливаться под колёсами автомашин.

Подводя итоги, можно отметить, что на сегодняшний день наиболее современным и универсальным методом ямочного ремонта при любых погодных условиях является применение холодных асфальтовых смесей. По мнению некоторых экспертов, уже в ближайшие годы дальнейшее усовершенствование формулы холодного асфальта позволит эффективно осуществлять аварийный ремонт дорог даже при сверхнизких температурах. А вот качественное строительство автомобильных дорог в холодный сезон по-прежнему остаётся делом будущего – на данный момент на рынке отсутствуют материалы и технологии, позволяющие при повышенной влажности воздуха и минусовых температурах создать долговечное асфальтовое покрытие, соответствующее всем необходимым стандартам.

Основные понятия

Перед тем как рассмотреть, как класть холодный асфальт, следует изучить его основные характеристики. Так, основное отличие от обычных асфальтобетонных смесей заключается в температуре. При этом прочность материала достигается за счет процесса испарения углеводородов, а не за счет остывания вещества, как в случае со стандартной смесью горячего асфальта.

Сфера применения подобной холодной смеси включает несколько областей строительных и ремонтных работ:

  • восстановительные работы дорожного полотна, предназначенного для движения или стоянки транспортных средств (включая территорию АЗС);
  • работы по гидроизоляции кровель плоского типа;
  • восстановительные работы дорожек общего пользования пешеходов на домовых территориях;
  • создание отмостки от фундамента;
  • уплотнения швов и т.д.

Преимущества

  • в продаже уже в готовом к работе виде;
  • имеет повышенную мобильность, что дает возможность перевозить холодный асфальт на небольших автомобилях грузового типа (багажное отделение);
  • продолжительный срок хранения, варьирующийся в пределах от года до двух, в зависимости от тары, в которой хранится (во втором случае в полиэтиленовых емкостях);
  • возможность работать со смесью при пониженных минусовых и повышенных плюсовых температурах;
  • отсутствие необходимости приобретения дорогостоящей техники для укладки;
  • повышенная безопасность за счет низкой температуры смеси.

Готов проект нового ГОСТа «Устройство асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях». Его разработкой по заказу Федерального дорожного агентства занимался Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса (НИИ ТСК). Цена вопроса составила 8,9 млн рублей. Пока что обсуждается первая версия документа, а финальная, по плану, должна быть готова к ноябрю 2019 года.

По сведениям Росавтодора, большая часть дорог РФ располагается в первой и второй дорожно-климатических зонах (речь идёт о территории вечной мерзлоты, с тундрой, влажными лесами и т.д.). Об этом говорится в пояснительной записке к новому госстандарту. В подобных местах дорожно-строительный и ремонтный тёплый сезон довольно короткий. Сейчас действует свод правил 2012 года, согласно которому можно класть асфальт в сухую погоду весной и летом, при этом температура не должна опускаться ниже плюс 5 градусов, а осенью – не должна быть ниже плюс 10 градусов.

Однако рекомендации Росавтодора 2017 года позволяют подрядчикам укладывать асфальт во время холода без «ущерба качеству»: для этого требуется использовать специальные асфальтобетонные смеси и технику. Как сообщает «Коммерсант», сейчас использовать рекомендации нельзя: этого не допускает технический регламент таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».

Поэтому необходим новый ГОСТ. В документе указано, что неблагоприятные погодные условия – это температура от плюс 5 до минус 10 градусов весной и летом, а также от плюс 10 до минус 10 градусов осенью и зимой. Если ремонт дорог приходится производить в таких условиях, то перевозить асфальт с заводов нужно на машине с подогреваемым кузовом. Также потребуется очистить от снега и грязи нижний слой дороги перед тем, как укладывать на него верхний. При необходимости надо также обработать его реагентами и просушить специальными машинами.

Однако эту технологию запрещено использовать в случае, если на улице мороз с ветром скоростью свыше 6 м/с, а также при осадках, интенсивность которых превышает 5 мм в сутки. Также в стандарте отдельно оговаривается, что на скоростных магистралях категорий 1А и 1Б ремонт должен производиться только в тёплое время года.

По словам депутата Госдумы РФ Александра Васильева, новый ГОСТ особенно нужен регионам РФ, которые зачастую не успевают в срок отремонтировать дороги в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД). Напомним, он предполагает, что к 2024 году в нормативное состояние будет приведена дорожная сеть в 83 субъектах страны.

Ранее стало известно о том, что ремонт дорог по праздникам хотят ограничить из-за пробок. С этим предложением выступил депутат Госдумы РФ Василий Власов. Он адресовал его вице-премьеру Максиму Акимову. Его ответа на эту инициативу пока не последовало.

Однако правозащитники и даже сами трудовые мигранты предупреждают: если так пойдет и дальше, дело может обернуться криминалом. Превратившиеся в нелегалов гастарбайтеры перестанут брезговать любым заработком.

— В нашем подъезде на чердаке молодая киргизская пара поселилась, — рассказывает жительница Сокольников Ольга. — Я в глазок за ними наблюдала: за едой в соседний магазин выскочат, а потом юрк назад на чердак и сидят там тихо. Я сначала только мужика увидела, хотела полицию вызвать. Но когда поняла, что это семья, жалко их стало… Они появились, как нерабочую неделю объявили. Говорят, оба работали в торговом центре, центр закрыли, за квартиру стало нечем платить.

Теперь Ольга подкармливает семью:

— Им же горячее надо есть, а я очень боюсь, что они на чердаке начнут готовить на какой-нибудь плитке. Во-первых, пожар может быть. Во-вторых, запах соседи учуют, а у нас в подъезде есть вредные соседи, сдадут в полицию и все.

Решаю проверить известные мне места, где еще недавно работали кафе восточной кухни и салоны красоты с персоналом преимущественно из Средней Азии. Сегодня все заведения закрыты, но ощущение такое, будто в опустевшем центре только трудовые мигранты и живут. Они снуют по улицам пешком и на велосипедах в униформе службы доставки, они же в ярких комбинезонах копошатся на стройках. Из них же состоит очередь к кассе в соседнем супермаркете, отчего в торговом зале висит запах пота, цемента и пыли.

В социальную аптеку на углу собралась очередь: помещение маленькое, заходят по двое. Внутри поражает тяжелый дух. Оглядываюсь: в углу на табуреточке, обложившись набитыми до отказа полиэтиленовыми пакетами, тихо сидит на грузная пожилая азиатка. Вид у нее потерянный и уставший, но одежда опрятная, лицо не пропитое, не изможденное.

— Пахнет, потому что помыться ей негде, — поймав мой взгляд, шепчет аптекарша, судя по лицу, тоже из Средней Азии. – Ее семью из квартиры в этом доме выселили, нечем платить. Ее сын с невесткой целыми днями подработку и крышу над головой ищут, а ее во дворе на лавку сажают вещи сторожить. И так уже который день! Ночевать на вокзал ездят, но днем ей там оставаться не разрешают. Жалко ее, я и пускаю погреться.

Заговорить с несчастной не удается: женщина то ли не понимает по-русски, то ли делает вид, потому что боится.

Знакомая парикмахерша из Узбекистана, поддерживающая общение с диаспорой, рассказывает:

— Салон наш закрыли на неопределенное время, все наши девочки без работы остались. Сидим в квартире, которую снимаем на четверых – две маникюрщицы, косметолог и я. Девочки, которые ногти делают, сначала дали в Интернете объявление об услугах с выездом, но потом испугались и сняли, это же нарушение самоизоляции.

На вопрос, как же они выживают, Гуля отвечает, что постоянные клиентки, живущие поблизости, иногда приглашают кого-то из них на дом. Расценки, конечно, ниже, да и редко такое бывает.

— Почему вы не уехали на родину?

— Кто-то не успел до закрытия границ, не понял, что все так серьезно. А кто-то просто не смог, билеты-то дорогие. У одной моей соседки младший брат работу не потерял, он на стройке, помогает ей немножко.

— А те, кто с детьми, как же?

— Многие уехали домой. А остались те семьи, где хотя бы кто-то один не потерял работу. Моя дальняя родственница, например, убиралась в торговом центре, теперь работы у нее нет. Но муж ее водит маршрутку и продолжает зарабатывать. Она теперь с детьми дома, а раньше они в школу ходили.

Гуля рассказывает, что еще одни ее знакомые держали узбекское кафе в Подмосковье, при нем и жили.

— Кафе закрыто, деньги заканчиваются, они подъедают запасы и не знают, что делать дальше. Проблема еще и в том, что нам патент надо продлевать, а это более 5 тыс рублей в месяц. Если его не оплатить, он сгорит, и не сможешь работать даже потом.

По словам моей собеседницы, в относительно нормальном положении оказались только те мигранты, которые работали в частных домах с проживанием:

— Многих моих знакомых домработниц, нянь, сторожей хозяева оставили. Они как жили при загородных домах, так и живут, зарплату получают.

По мнению Гули, оставшиеся без работы мужчины опасны:

— Как такой домой вернется ни с чем, пожилым родителям на шею сядет? Вот и хорохорятся многие, ищут любой заработок, вплоть до криминального. Если у него семьи нет, патента нет, чего ему бояться?! Натворил и убежал. Вот их бы я собрала и домой отправила. А семейные люди всегда первым делом о семье подумают…

Пожилая москвичка Эвелина Сергеевна в собственной квартире прячет от участкового свою приходящую сиделку из Молдавии.

— У Аурики виза истекла, она должна была домой выехать, чтобы продлить, но границы закрыли. Теперь любая проверка документов грозит ей депортацией, после чего она никогда не сможет въехать в Россию. А я к ней привязалась, она мне помогает, да и жалко ее. Раньше они с мужем – он ремонтом занимается — снимали жилье, а ко мне она приходила трижды в неделю. Но, как объявили карантин, хозяйка их прогнала, сказала, чтобы домой уезжали. Тогда Аурику я к себе забрала, а муж ее ночует в квартире, которую ремонтирует.

— Не боитесь жить под одной крышей с посторонней женщиной?

— Аурика не посторонняя. И она не выходит никуда, только муж иногда навещает ее у меня.

Из-за карантина из России не уехали домой тысячи мигрантов, большинство из которых потеряло работу и не может оплачивать не только жилье и патент, но и еду. А дальше ситуация будет только усугубляться. Раньше в Москве работал интеграционный центр «Миграция и закон», который помогал мигрантам в сложной жизненной ситуации. Но в 2016-м Минюст признал его «иностранным агентом» и выдворил из страны. Теперь озаботиться делами своих граждан могут только посольства их стран.

В посольствах Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана отвечают, что до закрытия границ вывезли на родину несколько сотен своих граждан, в том числе спецрейсами, последний из которых улетел 25 марта. Что до оставшихся в России, правозащитники просят власти России в это трудное время освободить мигрантов от обязательств по оплаты патентов на трудовую деятельность и регистрации по месту жительства. Ведь, чтобы узаконить свое пребывание в РФ, гастрабайтеры, несмотря на введенный режим самоизоляции, вынуждены часами стоять в длинных очередях у дверей УФМС, куда пропускают только по 4 человека, и такие очереди могут стать рассадником коронавируса.

— В Великую Отечественную войну Таджикистан принял 300 тысяч эвакуированных, Узбекистан 600 тысяч, а сейчас пришло время России ответить на гостеприимство, — напоминает президент Федерации мигрантов СНГ Каромат Шарипов. – Но вместо этого их увольняют, с работы, выгоняют из жилья, при этом требуя оплачивать регистрацию и патент. На какие средства? Конечно, надо хотя бы с Чкаловского аэродрома вывезти наших граждан.

Но ведь есть и такие, кто не поедет, чьи дети по рождению уже граждане России. Я сам уже два года безвыездно в Душанбе, но мои сыновья граждане России, отслужили в российской армии, а сейчас остались без работы в Москве.

Всего найдено: 25

Вопрос № 258607

Здравствуйте, уважаемые сотрудники «Грамоты»!
Будьте любезны, подскажите, как пишутся слова в кавычках, с прописной или строчной, в таких предложениях: «У развилок свежезакатанных асфальтом дорог синели пластиковые указатели, на которых отчётливо виднелись отпечатанные большими белыми буквами слова «столовая», «поликлиника», «архив научно-медицинский», «отдел кадров», «бухгалтерия»… Миновав несколько солидных строений с табличками «Корпус № такой-то», автобус наконец добрался до поворота с указателем «Клиника животных» и через несколько минут медленно подкатил к низкому двухэтажному зданию».
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно единообразное написание с большой буквы, в кавычках.

Вопрос № 254428

«мы прорастали(,) как растения через асфальт» нужна запятая? спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Запятая ставится.

Вопрос № 252315

как правильно — асфальтовое или асфальтное покрытие

Ответ справочной службы русского языка

Словари фиксируют оба прилагательных, но чаще используется вариант асфальтовый, асфальтовое.

Вопрос № 251985

Добрый день,
Как правильно говорить/писать «ремонт асфальта» или «ремонт дороги». Асфальт ведь материал из которого делают большинство дорог.
С ув. Андрей

Ответ справочной службы русского языка

Можно сказать: ремонт дороги, ремонт асфальтового покрытия дороги.

Вопрос № 247689

Здравствуйте.
Недавно услышал такую фразу М.М.Жванецкого:
«Посредственный писатель пишет, словно асфальт кладет: быстро, ровно и ненадолго».
Скажите, пожалуйста, в цитате последнее слово пишется слитно (ненадолго) или раздельно (не надолго). Пожалуйста, аргументируйте ваш ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Пишем слитно, поскольку веских причин для раздельного написания нет.

Вопрос № 246040

Как правильно писать слово:асфальтного или асфальтового

Ответ справочной службы русского языка

Словари фиксируют оба прилагательных, но чаще используется вариант асфальтовый, асфальтового.

Вопрос № 242786

Подскажите, пожалуйста, как правильно расставить знаки препинания в данном предложении (я имею в виду двоеточия и тире): «На балансе фирмы числится более 90 единиц техники, в том числе специализированные машины — асфальтоукладчики, мотокатки, бульдозеры — а автомобильный парк включает спецтехнику: автобитумовозы, гудронаторы, автоцементовозы»? И правильно ли употреблено сказуемое «числится»?

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно так: На балансе фирмы числится более 90 единиц техники, в том числе специализированные машины (асфальтоукладчики, мотокатки, бульдозеры), а автомобильный парк включает спецтехнику: автобитумовозы, гудронаторы, автоцементовозы.

Вопрос № 241895

Как правильно произносится слово «асфальт»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Произносится: .

Вопрос № 231084

Помогите.Согласуйте прилагательное и существительное: а)асфальтированн… шоссе; б)паровозн… депо; в)престижн… вуз; г)прозразн… тюль; д)шерстян… кашне.Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, выполняйте домашние задания самостоятельно.

Вопрос № 202464

Срочно ответьте, пожалуйста, как правильно написать: …будет положен асфальт на 15 тысячах квадратных метров или на 15 тысяч кв.метров?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: …будет положен асфальт на 15 тысячах квадратных метров.

Страницы: первая 1