Чем отличается прокуратура от следственного комитета

Система правоохранительных органов в Российской Федерации довольно развита. Сегодня образовано большое количество самостоятельных подразделений, обладающих определенной компетенцией и направлениями деятельности. До 15.01.2011 СК РФ входил в структуру Прокуратуры РФ, затем произошло их разделение. Несмотря на разные названия и полномочия, оба органа регулярно пересекаются в своей деятельности. Поговорим об отличиях прокуратуры от следственного комитета.

Основное различие

Чтобы понять разницу, необходимо изучить базовые определения:

  • Прокуратура РФ – это система органов, функция которых заключается в надзоре за исполнением норм действующих законов, а также за соблюдением интересов населения. Особым видом деятельности этого органа является участие в уголовном процессе в качестве гособвинителя.
  • Следственный комитет РФ (СК РФ) – государственный орган, основная задача которого — расследование сложных и тяжких преступлений.

Исходя из этого, видно, что деятельность прокурора направлена на защиту прав граждан, а следователя – на расследование преступлений. Между собой они пересекаются в рамках уголовного процесса, однако у каждого свои функции, полномочия.

Прокуратура РФ

Органы прокуратуры занимаются надзором за соблюдением законов и прав граждан во всех отраслях. Любой гражданин может свободно обратиться, заявить о нарушениях и попросить о помощи. Кроме этого, прокуратура представляет обязательную сторону обвинения при рассмотрении уголовных дел в суде, часть из которых готовит СК РФ.

Основным НПА, регулирующим положение органа, является ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». В нем закреплены ключевые моменты: структура, полномочия, задачи, функции порядок работы.

Прокуратура РФ не относится ни к одной из существующих ветвей власти.

Структура

Прокуратура Российской Федерации – это централизованная система, образованная по принципу вертикальной власти (вышестоящие и нижестоящие прокуроры). Руководит системой Генпрокурор РФ. Основное звено состоит из прокуратур областей, городов и районов, вышестоящее звено – Генпрокуратура РФ.

Функции

Основная задача – осуществление надзора за:

  • исполнением законов органами государственной и местной власти;
  • исполнением законов следователями и дознавателями, в том числе субъектами ОРД;
  • соблюдением прав и интересов граждан.

Кроме надзорных функций, прокурор рассматривает обращения граждан, участвует в гражданском (45 ГПК РФ), административном и уголовном (45 УПК РФ) судопроизводстве.

Прокурор вправе самостоятельно составить и обратиться в суд с исковым заявлением для защиты прав гражданина. Если гражданин не в силах самостоятельно защищать свои интересы, это становится обязанностью прокурора. Также он обязан давать заключения при рассмотрении в суде некоторых категорий дел.

Прокурор вправе по своей инициативе возбудить дело о совершенном правонарушении. По отношению к уголовным делам такое полномочие отсутствуют – он может только инициировать решение перед уполномоченным органом.

При выявлении нарушений прокурор применяет специальные меры реагирования:

«Если дело возбуждено, закрывать его уже невыгодно». Бывший прокурор рассказывает о надзоре за следствием

Суть нашей работы такова, что прокурор проверяет законность действий. И если в регионе много историй попадают в прессу, это говорит не о том, что все плохо, а что работают все органы — не только на выявление преступлений, но и на противодействие преступлениям в правоохранительных органах.

Объем работы огромный, если кратко, то это надзор за возбуждениями уголовных дел, за отказами в возбуждении и ходом следствия, то есть за сроками .

В Сибири я в шесть часов вставал и в шесть уходил с работы, а в Московской области постоянно до одиннадцати сидел и в выходные радовался, что могу поспать подольше перед тем, как пойду на работу.

Это отчеты, проверки административно задержанных — надо в милицию ездить. Днем я обычно решал насущные задачи, а вечером уже проверял уголовные дела.

Прокурорам поступает много жалоб на незаконное преследование, на милицейский беспредел. Надо проверять, обоснованы они, или нет, запрашивать дела.

Но здесь вопрос статистики: если, например, в прошлом году мы удовлетворили семь жалоб, можно сделать небольшой прирост. Но если будет большой — с нас спросят, куда мы смотрели и почему допустили нарушение.

И прокурора поднимут на совещании, где все областные прокуроры и начальники отделов собираются и слушают отчеты.

Политика здесь такая: удовлетворенные жалобы означают отсутствие надзора. Если полицейские кого-то избили, значит, профилактика не проводилась, мы должны были представления вносить и требования. Почему-то все спрашивают с прокуратуры.

Иногда жалобы приходится удовлетворять. Вот, допустим, человек через год пожаловался на отказ в возбуждении дела — нельзя же написать, что я вчера, перед жалобой, его отменил, пишешь — ваша жалоба удовлетворена, постановление отменено.

Как проверяют отказ в возбуждении дела

А так — поступает, допустим, постановление об отказе в возбуждении дела, мы смотрим материалы, а там неполная проверка. Нужно провести еще какие-то действия и тогда уже можно будет говорить, что проверка проведена в полном объеме и оснований для возбуждения дела нет.

Или они есть. Но ведь бывает, что надо опросить свидетеля, а его просто нет. Все же ограничены по срокам , бывает, что по несколько раз решения отменяется по таким основаниям. Бывает, что просто не успевают провести проверку из-за большого объема работы.

У прокуратуры есть еще такой показатель — выявление укрытых преступлений. И вот отказ в возбуждении дела — один из способов их укрыть.

Тогда мы смотрим основания для отказа и проводим встречную проверку: обзваниваем людей или вызываем их к себе и проверяем, действительно ли они говорили, что написано . Бывает, человек говорит, что его попросили так сказать. Это вопиющие случаи, но они имеют место.

Тогда прокуратура выносит требование возбудить уголовное дело, но следствие его может и не выполнить, и придется это решение обжаловать у их руководства.

Вообще следователи могут лениться, нет инициативы из-за маленькой зарплаты, в каждом случае это индивидуально. Ну почему вот это дело расследуется плохо, а это — хорошо? У полицейского часто стоит задача — закрыть квартал, какой-то отчетный период.

Вот у них какие-то дела уходят, они ими занимаются, а долгоиграющие перекидывают на следующий месяц. При этом в УПК же есть статья 6.1 — разумный срок уголовного судопроизводства.

В Европейский суд по правам человека пошли иски из-за нарушения этих разумных сроков, и после этого по ведомствам пошло: вносите требования по этой статье.

Коррупцию мы не выявляем, у нас нет оперативных подразделений, этим занимается их внутренняя служба собственной безопасности.

Если и кажется по документам, что может быть какая-то коррупционная составляющая, то… Ну, там сидят люди с высшим юридическим образованием, голословно человека обвинять в коррупции некорректно — ты его не поймал за руку.

Но можно написать представление или информационное письмо, связаться с МВД, сказать что есть проблема. Но это уже на уровне прокурора района минимум решается.

«Все будут работать, чтобы был обвинительный приговор»

Со следователями мы лично контактируем. Они заходят, на какие-то вопросы отвечают, чтобы нам не писать бумагу, или хотя бы для себя — разобраться. Указания им можно давать и карандашом на постановлениях.

Это экономит время, вот представьте: прокурору принесли сто материалов, допустим, все — незаконные. Он садится их печатать и теряется на сутки минимум, а если на половине быстро карандашом раскидать: здесь доделайте, тут, то сильно быстрее получается.

Но тут страдает статистика, прокурор уже не сможет написать, что отменил сто постановлений — получается, немного жертвует карьерой ради продуктивности.

Если дело возбуждено, то закрывать его уже никому не выгодно — все будут бороться, даже если есть основания для прекращения. Система правосудия такова, что если нет состава , то все равно не надо прекращать дело.

Думаю, это такая политика: вот человека преследовали, может, даже посадили в СИЗО, а потом общественные защитники скажут, что он просто так сидел.

И пока есть силы и возможности, все будут работать, чтобы был обвинительный приговор.

Потому что оправдание будет значить, что не было прокурорского надзора: спросят, куда вы смотрели, товарищи? Возбуждения ведь проходят через прокуратуру, она же в суде представляет обвинение.

Если следователь прекратил дело за отсутствием состава преступления, его же и накажут — столько проверок будет, даже по его линии: почему человека преследовал, почему не сделал нужные выводы в самом начале? На такие вопросы и не ответишь. Принципиально надо найти виноватого. У МВД и СК это будет следователь, у прокуратуры — прокурор из-за отсутствия надзора.

Хотя вообще в идеале дела и возбуждаются, чтобы установить все обстоятельства и прийти к обоснованному решению, прекращать их или нет.

Уголовно-процессуальный кодекс вообще написан шикарно, но закончить все дела в соответствии с ним невозможно. Понятно, что они обычно более или менее приведены в порядок, но чтобы полностью — я таких дел не знаю.

Вот протокол допроса должен быть: вопрос-ответ, вопрос-ответ, а у нас все допросы идут сплошным текстом, и это плохо.

Я уже как адвокат прихожу к следователю, он такой — рассказывайте.

Я говорю: мы не будем, вы задавайте вопросы, и наше право потом — обжаловать, может у вас вопросы наводящие будут или у вас обвинительный уклон, а вы же должны устанавливать обстоятельства, не обвинять. В этом плане, наверное, ФСБ лучше всех работает, у них четко: вопрос-ответ и вопросы продуманные.

За ФСБ редко надзирать приходится, как правило, этим занимается прокуратура субъекта , там у них есть отделы по надзору за спецслужбой с соответствующим доступом к секретности.

Карьера прокурора

Какое подразделение лучше — это индивидуально, платят одинаково. Гособвинение завязано с судом — до скольки суд работает, столько они и работают. А надзор — сколько жалоб тебе пришло, столько ты и разгребай.

Карьерный рост — вообще провокационный вопрос, даже для анонимного разговора. Думаю, если посмотреть родственные и другие связи прокуроров районов, то все станет понятно. Бывает, в прокуратуре сын генерала карьеру делает, бывает, кто-то по объявлению пришел.

В остальном это еще и вопрос команды, насколько я знаю, если меняется прокурор области, то его люди становятся прокурорами районов, а те, кто был на их местах, уходят в аппарат и теряют реальную власть, занимаются статистикой. Это было бы хорошо на начальном уровне: уйти в аппарат и там карьеру делать.

А с должности прокурора района — уже нет.

Про взятки тоже надо спрашивать минимум у прокуроров района. Я свечку не держал, наверное, какие-то вопросы решаются, но это на уровне предположений.

Хотя из моих коллег я единственный на работу пешком ходил. На прокурора района есть смысл выходить, он скажет , и никто спрашивать не будет.

А на помощника прокурора же и могут доложить, та же милиция скажет, что с ним что-то не так.

«У Следственного комитета все совсем безобразно»

Сейчас, со стороны, кажется, что беспредела намного больше, что он везде. Когда я работал в прокуратуре, казалось — ну, у нас почти все законно, сейчас подравняем. Но там ты не сталкиваешься с людьми, тебе приходят бумаги, ты бумаги и оцениваешь, тебе люди не говорят, в какую ситуацию они попали и что претерпели от полиции и Следственного комитета.

Надзор еще иногда участвует в заседаниях по мере пресечения. И я ходил, и, бывало, выступал против ареста, которого требовал следователь. В Сибири еще судья был классный — и профессионал, и как мужик рассуждал правильно.

В Москве же на процессе прокурор бубнит «считаю обоснованным, бу-бу-бу», и я тоже такой тактики изначально придерживался. А тот судья спрашивал — а чем обосновано-то все это? Вы хоть обоснуйте, говорил, поддержите. И это приятно, так сам процесс правильно построен.

Даже арестант понимает — прокуратура не просто мямлит, а что-то обосновывает.

Иногда кажется, что в полиции уровень профессионализма выше, чем у СК, эти вообще наобум дела загоняют, очень много беспредела, на них и жаловаться сложнее — у них меньше статистики, которую им прокуратура может подпортить. Хотя, насколько я знаю, в одной из прокуратур в Московской области был такой конфликт, что даже заместителя прокурора не пускали в комитет, приходилось из областной прокуратуры приезжать и разбираться.

Как адвокат уже могу сказать, что у Следственного комитета все совсем безобразно. Ведь если человека осудили и все грамотно сделали, даже если он вину не признает, в душе-то он понимает — все доказали и деваться некуда.

А если по беспределу посадили, человек не понимает, за что. Комитет вообще сильно изменился после выделения из прокуратуры. Раньше на совещаниях как было: надзор свободен, следствие — останьтесь.

Был большой коллектив, много направлений, и не хотелось за одно из них краснеть. А теперь там начальник помогает своим.

Это две независимые организации.Но СК работает в рамках УПК и жалобы на действия следователя может рассматривать прокуратура.

Статья 124 УПК РФ. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа (действующая редакция)

Уголовно-процессуальный кодекс РФГлава 16Статья 124 1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

2.1. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Следственный комитет Российской Федерации

После отделения от прокуратуры, СК РФ стал самостоятельным органом, осуществляющим следствие по сложным и тяжким уголовным делам. Например, по общему правилу убийство расследуется СК РФ, а кража – МВД РФ.

Структура

Система СК РФ выглядит следующим образом:

  • центральный аппарат;
  • следственные управления отделов;
  • районные и городские отделы.

Руководство осуществляется Председателем СК РФ. Вышестоящие и нижестоящие подразделения регулярно пересекаются в своей деятельности. Например, продление срока работы с уголовным делом свыше 1 года осуществляется Председателем следственного комитета.

Функции

В рамках проведения следствия по уголовным делам, следователи СК РФ выполняют следующие функции:

  • проводят проверку поступившей информации о преступлениях, принимают соответствующее мотивированное решение;
  • выполняют многочисленные процессуальные и следственные действия (допросы, осмотры, назначение экспертиз);
  • иные функции, возложенные законодательством.

Также СК РФ обеспечивает криминалистическое и судебно-экспертное сопровождение.

После окончания своей работы, следователь составляет специальное заключение, которое передается прокурору на утверждение. В дальнейшем прокурор будет на основании заключения представлять сторону обвинения в суде.

Видео по теме: Прокуратура и следственный комитет

Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев

Прокуратуре поручено защищать бизнесменов от следователей. Надо полагать, дважды Юрия Чайку просить не придется — с СКР Генпрокуратура давно находится в конфликте. Dp.ru вспоминает историю противостояния, настолько принципиальную, что в любых неприятностях руководителя одного из ведомств в первую очередь ищут происки другого.

Выступая с очередным ежегодным посланием Федеральному собранию, Владимир Путин раскритиковал практику уголовных дел по экономическим преступлениям. Статистика, сказал президент, показывает, что до приговора доходит лишь 15% дел, а вот бизнеса люди лишаются в 83% случаев. «Попрессовали, отобрали и отпустили», — резюмировал Путин и подчеркнул, что «прокуратура должна шире использовать имеющиеся у нее инструменты контроля за качеством следствия». Ведь именно Следственный комитет добился в прошлом году возвращения права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям.

Кто провожает Бастрыкина в отставку Следственный комитет

Кто провожает Бастрыкина в отставку

5967

Представитель СКР Владимир Маркин возразил: за прошлый год Следственным комитетом было возбуждено 37 тыс. дел по экономическим преступлениям, в суд ушло 19 тыс.; за 9 месяцев этого года 32 тыс. уголовных дел возбуждено, в суд ушло уже 15,5 тыс. «То есть по нашим уголовным делам в принципе картина другая», — заявил он радиостанции «Вести-FM». Подразумевая тем самым, что критика президента обращена в основном не СКР, а следственным департаментам других ведомств.

Однако прокурорам дан приказ ставить заслон перед особо рьяными следователями. «У прокуратуры есть такие инструменты, как отмена постановления о возбуждении уголовного дела, отказ от утверждения обвинительного заключения или даже от поддержки обвинения в суде», — подсказал Владимир Путин. Дважды просить Юрия Чайку не надо — у него с руководителем СКР Александром Бастрыкиным исторически напряженные отношения, и, надо полагать, перечисленные Путиным инструменты он сейчас постарается как следует заточить и начистить.

С другой стороны, президент намекнул, что и у Александра Бастрыкина может появиться почва для претензий в адрес Юрия Чайки. «Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадет в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов… Прошу Генеральную прокуратуру, правоохранительные органы незамедлительно реагировать на подобную информацию», — сказал он. Как раз перед посланием Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального обнародовал расследование сомнительного бизнеса подчиненных и сыновей генпрокурора, буквально переполненное конфликтами интересов.

Взлет комсорга

Идея выделить следствие в отдельную структуру приходила в голову властям еще в советское время. Эти функции были распределены между прокуратурой и органами госбезопасности; позднее следственный аппарат был создан и в структуре МВД, так как оторванность следователей прокуратуры от оперативной работы создавала сложности в расследованиях. Суть дискуссии о структуре силовых органов коротко можно свести к тому, что если функции сосредоточены в каком-то одном ведомстве, то оно получает чрезмерные полномочия и слабо контролируется, если же их распределить, то ведомства начинают конкурировать между собой за влияние, к тому же им становится объективно трудно взаимодействовать.

В 2007 году в составе Генеральной прокуратуры в целях «совершенствования государственного управления в сфере исполнения законодательства», обеспечения независимости следствия и повышения его эффективности был создан Следственный комитет, к которому перешло производство следствия, в том числе в отношении спецсубъектов (чиновников, депутатов и так далее — важнейший рычаг политического влияния). За прокуратурой оставались только надзорные функции и поддержка гособвинения в судах. Хотя руководитель СКП имел ранг заместителя генпрокурора, де-факто его самостоятельность была высокой: назначался он не генпрокурором, а Советом Федерации по представлению президента, и отчитывался тоже не только перед непосредственным начальником, но и перед президентом и обеими палатами парламента.

Реклама

Назначение на новый пост получил Александр Бастрыкин, до этого работавший в Минюсте и МВД, а за год до назначения получивший пост заместителя генпрокурора. Отношения между Бастрыкиным и Чайкой ухудшились уже тогда — Александру Бастрыкину генпрокурор поручил надзор за следствием, но приоритет в распоряжениях отдал другому заместителю, Виктору Гриню, который отвечал за предварительное расследование.

Какой президент хочет видеть национальную гвардию МВД

Кто главнее

Рассмотренные органы являются независимыми и ни одна из сторон не может вмешиваться в процессуальную деятельность другого участника. Однако в рамках уголовного процесса Прокуратура РФ и СК РФ активно пересекаются.

Прокурор должен осуществлять надзор за деятельностью следователей. При выявлении нарушений он применяет соответствующие меры реагирования. Бездействие или незаконные действия следователей, могут быть обжалованы прокурору.

Результат деятельности следователя по делу – обвинительное заключение – всегда направляется прокурору, который проводит проверку и утверждает его, либо отправляет на доработку.

Таким образом, несмотря на недопустимость вмешательства следователей и прокуроров в деятельность друг друга, их раздельное существование невозможно. С практической стороны можно говорить о некотором превосходстве прокуратуры – она контролирует, следит за работой, поручает исправлять нарушения.

Читайте также: Главные участники уголовного судопроизводства