Содержание
Для осуществления государственного учёта земли, необходимо собрать ряд обязательных документов, определённых законодательством о кадастровой деятельности, представить их в орган, реализующий включение недвижимости в кадастр – Росреестр. Что такое кадастровое дело и какие документы в него включаются рассмотрим ниже.
Подготовленные заявителем технические и правоустанавливающие документы систематизируются государственным служащим, который формирует их в единый комплект по конкретному объекту недвижимости.Для облегчения понимания, что такое кадастровое дело земельного участка, рассмотрим его состав:
- Заявление по установленной форме.
- Полный комплект правоустанавливающих и правоподтверждающих документов (договоры, свидетельства и т. д.).
- Кадастровый план участка. Его формируют аттестованные специалисты кадастровой организации, после проведения землеустроительных работ с участком.
- Другие документы, оценку необходимости которых даёт служащий органа.
Номером дела является кадастровый номер участка. При прекращении участка, например, если он объединён с другим, кадастровое дело, должно быть закрыто. Результатом сформированного дела является возможность предоставлять документы на недвижимость установленной формы: паспорт, выписку, справку и т. д. Обращаем внимание заинтересованных лиц, что начиная с января 2017 года, произошли изменения в законе о кадастре, и данные кадастрового паспорта на объект имущественного права представлен в новом формате выписки ЕГРН, в соответствии с законом РФ ФЗ-218.
Порядок оформления и ведения кадастрового дела
Что такое кадастровое дело? Это дело, что состоит из документов, которые свидетельствуют о фактах образования участков, прекращения их существования, внесения изменений в их основные характеристики, если такие изменения в установленном порядке были поставлены на учёт. Оно хранится в государственных архивах даже после ликвидации земельного надела.
Обычно дела ныне существующих объектов хранятся в самом кадастровом органе, а сведения из него отображаются в едином реестре. После ликвидации объекта дело снимается с учёта, данные прекращают отображаться в реестре, а само дело передаётся в архивы на вечное хранение. Законодательство не допускает уничтожения архивов или изъятия из него конкретных дел ни в коем случае.
Исключение из данного правила составляют участки с временно учтённым статусом. Если такие участки переводятся на постоянный учёт, то их дела продолжают храниться в кадастровом органе. В противном случае они передаются в архив и уничтожаются в установленном законом порядке по истечении трёх лет.
Формируется пакет документов и сведений кадастрового дела в результате работы специалистов – кадастровых инженеров и сотрудников государственной кадастровой службы.
Данные из дела могут использоваться в следующих целях:
- Для осуществления управления в сфере охраны природы и использования природных ресурсов.
- Для охраны интересов частных лиц, интересов публичных.
- В научных целях при проведении исследований.
- В целях установления тенденций в изменениях качественных характеристик земель.
- Для создания единого федерального или местного плана осуществления кадастровых работ.
- Для выявления ценовой категоризации отдельных местностей.
В любом случае использование сведений из дела не должно противоречить положениям законодательства.
Особенности формирования кадастрового дела
Кадастровое дело заводится лишь в случае присвоения участку кадастрового номера. Чтобы вновь образуемому участку был присвоен такой номер, в орган кадастра по месту расположения надела необходимо подать следующие документы:
- заявление;
- правоустанавливающий документ;
- план участка (составляется частным инженером по заказу собственника);
- проверочный акт межевания (осуществляется сотрудниками службы в целях проверки подлинности предоставленного плана);
- справочную информацию из единого реестра прав на объекты недвижимости;
- технические документы из БТИ (бюро технической инвентаризации).
Все указанные бумаги, а в некоторых случаях их копии, будут включены в состав кадастрового дела.
Помимо указанных, в состав кадастра включаются и следующие документы:
- планы расчёта;
- журнал номеров участков на местности;
- реестр делянок по всему государству.
Помимо них, имеется перечень дополнительных документов второстепенной важности в целях кадастра:
Рекомендуем ознакомиться:
- различные учётные книги;
- справочная информация из налогового органа;
- список участков в публичной собственности.
В пределах всего государства составляется реестровое дело, которое включает в себя следующее:
- план деления;
- номера участков;
- графическое изображение деления на карте.
По этой причине в едином реестре имеется полная информация как о ныне существующих участках, так и о прекративших своё существование земельных наделах. К примеру, если два участка были объединены, то итоговым номером будет один из номеров объединённых наделов, однако номер прекратившего существование участка не удаляется, а сохраняется на вечный срок.
Заявка на кадастровый учёт
Оформление кадастрового дела начинается с подачи заявки собственником земельного надела либо уполномоченным распоряжаться государственными землями органа. Форма подачи заявки простая письменная, оформленная на специальном бланке. Заявки в иной форме уполномоченными на учёт в кадастре органами не принимаются.
При недостаточности одного бланка для представления полной текстовой части заявки она составляется на нескольких листах, каждый из которых нумеруется.
Составлять заявки на обычных листах допускается лишь в исключительных случаях. Но даже при этом логика и структура изложения должны соответствовать форме бланка, а также должны быть оформлены все необходимые реквизиты документа.
По поступлению в кадастровый орган заявка получает определённые реквизиты:
- отметку о регистрации;
- номер регистрации;
- дату поступления заявки.
Обязательным к заполнению в заявке считается графа «Автор».
В данной графе необходимо указать следующие сведения:
- фамилию, имя и отчество заявителя – физического лица;
- сокращённая форма наименования и ОКПО (общероссийский классификатор предприятий и организаций) код для заявителя – юридического лица;
- ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), а в случае его отсутствия — реквизиты удостоверения личности;
- подпись.
При подаче групповой заявки, к примеру, при постановке на учёт общей или долевой собственности, в данной графе указывается один из собственников.
Орган, оформляющий кадастровое дело
Кадастровые дела на участки необходимо составить в следующих целях:
- определить границы участка;
- контролировать земельные ресурсы;
- при учёте, первичном или вторичном.
Ответственными за создание кадастрового дела являются два органа:
- комитет по землеустройству;
- управление землеустройством.
Основной массив участков документируется сотрудниками Управления. Все случаи, связанные частным землевладением в целях индивидуального жилищного строительства, постановка и снятие с учёта частных земельных участков в пределах поселений относятся к полномочиям именно Управления.
Рекомендуем ознакомиться:
Комитет по землеустройству осуществляет документальное оформление земельных участков, целевое использование которых определено законодательством. К примеру, участки под дачи, сельскохозяйственные угодья и т. д.
При вторичном учёте земельного надела кадастровое дело земельного участка заново не составляется. Для него оформляется отдельный акт инвентаризации, проводится проверка плана участка, которые и станут основной частью кадастрового дела.
Номер кадастрового дела земельного надела должен полностью соответствовать кадастровому номеру самого участка.
Представлен он в виде двух составляющих:
- номер района по кадастровому плану страны;
- номер участка из единого реестра.
Номера записываются в указанной последовательности и разделяются между собой дробью.
При оформлении документов на учёт земельного надела необходимо нанять частных специалистов, аккредитованных на проведение кадастровых работ. Данное условие действует и на государственные органы при учёте наделов в публичной собственности. Особое внимание необходимо уделить заполнению документов. Документы, в которых будут обнаружены правки либо приписки, будут считаться недействительными, а кадастровые работы необходимо будет осуществить заново.
По заявлению собственника или в рамках плановой постановки на учёт земель публичной собственности земельные наделы будут зарегистрированы в течение одного месяца со дня подачи заявки собственником либо со дня вынесения соответствующего решения уполномоченного органа.
Сведения кадастрового дела
Документы в кадастровом деле должны быть отражены в данных публичного реестра и представлять следующие сведения о земельном наделе:
- номер участка по кадастру;
- фактическое местонахождение (адресные данные);
- размер (площадь);
- сведения о разрешённом виде пользования землёй и отнесённой по закону категории;
- текстовое и графическое описание разграничения надела;
- права лиц на земельный надел;
- качественные характеристики экономической рентабельности участка;
- сведения о зданиях и сооружениях, расположенных в границах надела.
Кроме того, указывается дата образования земельного надела, которой является дата включения соответствующих сведений в единый реестр.
Данные сведения должны быть подтверждены оригиналами документов, в которых они обозначены. Но некоторые документы, к примеру — правоустанавливающие, могут быть представлены в кадастровом в деле лишь нотариально заверенными копиями.