Департамент общего аудита по вопросу правомерности требований налогового органа

Ответ

При ответе мы исходим, что Организацией подана первичная (либо уточненная) налоговая декларация по НДС за 2 квартал без соответствующего возмещения суммы НДС из бюджета, т.е. к уплате (доплате) суммы НДС в бюджет.

На основании подпункта 31 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы

Согласно пункту 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

По нашему мнению, поскольку требование налоговым органом представлено в ходе проведения в отношении Организации камеральной проверки, то нормы пункта 1 статьи 93 НК РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи со статьей 88 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (пункт 1 статьи 88 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость) (пункт 2 статьи 88 НК РФ).

На основании пункта 3 статьи 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

Согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

Таким образом, из совокупности изложенных норм следует, что камеральная проверка проводится налоговым органом на основании имеющихся у него документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией, либо документов имеющихся у налогового органа, полученных в ходе мероприятий налогового контроля.

При этом пунктом 7 статьи 88 НК РФ прямо указано, что налоговые органы при проведении камеральной проверки не праве требовать иные документы или сведения, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать пояснения от налогоплательщика, в случае если им в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах. Т.е. требования о предоставлении пояснений с формулировкой «при наличии расхождений» и в отсутствии подтверждения о выявленных расхождениях со стороны налоговых органов не соответствует действующим положениям статьи 88 НК РФ.

Отметим положения статьи 88 НК РФ, в соответствии с которым налоговые органы при проведении камеральной проверки вправе на основании статьи 93 НК РФ истребовать иные документы и сведения:

Пункт 6 статьи 88 НК РФ. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика — индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

Пункт 8 статьи 88 НК РФ. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

Пункт 8.1. статьи 88 НК РФ. При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

Пункт 8.3. статьи 88 НК РФ. При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Указанный перечень не подлежит расширительному толкованию, что также подтверждается судебной практикой. Так, например, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.16 № 10АП-7064/2016 по делу № А41-108119/15 отмечено, что суд первой инстанции обоснованно указал, что налоговым органом не представлены доказательства наличия условий для выставления требования о представлении документов, подтверждающих сумму реализации, в рамках камеральной налоговой проверки, а именно выполнения инспекцией условий, предусмотренных п. п. 3 и/или 6, 7, 8, 8.1 ст. 88 НК РФ.

Аналогичное мнение изложено в Письме Минфина РФ от 13.10.15 № 03-02-07/1/58461:

«Вопрос: Об истребовании налоговым органом документов (пояснений) при камеральной проверке.

…Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах (например, статьями 88, 89, 93, 93.1 Кодекса) от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы (пояснения) в случаях, указанных в статье 88 Кодекса.

Если, по мнению заинтересованного лица, акты налоговых органов, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов нарушают его права, он вправе обжаловать их в порядке, установленном главой 19 Кодекса.».

На наш взгляд, при указанных обстоятельствах, в Вашем случае, у налогового органа имеются основания для истребования документов по пункту 8.1 статьи 88 НК РФ.

При этом, указанной нормой прямо отмечено, что налоговыми органами при проведении камеральной проверки могут быть истребованы документы, относящиеся к определенным (указанным) операциям в отношении которых выявлены противоречия (несоответствия) с данными содержащимися в налоговой декларации налогоплательщика (другого налогоплательщика).

В Вашем случае налоговый орган запрашивает документы, позволяющие ему проверить Организацию в полном объеме, конкретный перечень запрашиваемых документов не определен, в некоторых случаях запрашиваются документы, не относящиеся к проверяемому периоду, либо предмету проверки, невозможно определить выявленные налоговым органом расхождения (ошибки). Изложенное, на наш взгляд, приводит к несоответствию указанного требования нормам статьи 88 и 93 НК РФ.

Таким образом, по нашему мнению, Организация вправе не исполнять требование налогового органа в силу подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

Отметим, что изложенное нами, также подтверждается судебной практикой.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.08 № 15333/07 по делу № А65-1455/2007-СА2-34 изложено следующее:

«…Открытое акционерное общество «Булгарнефть» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее — инспекция) от 17.10.2006 N 649 ЮЛ/К о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 200 рублей штрафа за непредставление четырех видов документов:

— договоров к счетам-фактурам, полученным до и после 01.01.2006, вычеты по которым указаны в строках 190 и 200 декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года;

— актов приема-передачи, вычеты по которым указаны в строках 190 и 200 декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года, к счетам-фактурам, полученным до и после 01.01.2006;

— актов выполненных работ, вычеты по которым указаны в строках 190 и 200 декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года, к счетам-фактурам, полученным до и после 01.01.2006;

— документов о регистрации права по основным средствам, вычеты по которым указаны в строках 190 и 200 декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года, к счетам-фактурам, полученным до и после 01.01.2006.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за май 2006 года инспекция направила заявителю требование о представлении ряда документов.

Общество направило в инспекцию часть запрошенных документов: книгу продаж за май 2006 года, журнал учета выставленных счетов-фактур за май 2006 года, карточки счетов, расчет удельного веса продукции, реализованной на экспорт в мае 2006 года, акт на передачу скважины бурения в эксплуатацию, приказ от 02.05.2006 N 66 — и указало, что счета-фактуры, полученные до 01.01.2006, были ранее представлены с письмом от 21.04.2006 N 505.

Полагая, что документы представлены не в полном объеме, инспекцией был составлен акт проверки от 08.09.2006 N 604 ЮЛ/К и принято решение от 17.10.2006 N 649 ЮЛ/К о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в виде взыскания 200 рублей штрафа, в том числе за непредставление обществом документов о регистрации права по основным средствам.

Суд первой инстанции сделал вывод о невозможности представления обществом всех документов, содержащихся в требовании инспекции, поскольку перечень этих документов нельзя признать определенным и установить достоверное количество документов невозможно. Истребование документов, названных в требовании инспекции, не соответствует целям камеральной налоговой проверки. Представленные обществом документы позволили ей провести проверку налоговой декларации в полном объеме, отсутствие ряда истребуемых документов не может служить основанием для отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что вывод суда о неправомерности истребования инспекцией упомянутых документов в ходе камеральной налоговой проверки не основан на налоговом законодательстве.

Суд кассационной инстанции согласился с этим выводом.

Между тем данный вывод судов апелляционной и кассационной инстанций в части правомерности привлечения общества к налоговой ответственности является ошибочным ввиду следующего.

По смыслу статей 88, 93 Кодекса требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Если такое требование не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса, не имеется…».

Из изложенного мнения суда можно сделать вывод, что требуемые документы, должны иметь отношение к предмету проверки (т.е. относится к периоду проверки и к налогу, в отношении которого проводится проверка), а также перечень документов должен содержать достаточно определенные данные о документах. При этом, как следует из текста Постановления, требование о представлении счетов-фактур, договоров, первичных документов, на основании которых произведен вычет за проверяемый период, не соответствует целям камеральной проверки и при таких обстоятельствах перечень документов не является определенным.

Аналогичные выводы, со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.08 № 15333/07 по делу № А65-1455/2007-СА2-34 изложены Постановление ФАС Московского округа от 29.03.12 по делу № А40-66634/11-129-286, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.12 по делу № А05-13017/2011, Постановление ФАС Центрального округа от 05.09.2012 по делу N А35-14248/2011.

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 12.05.17 № Ф05-5617/2017 по делу № А40-190691/2016 суд указал, что требование инспекции представить документы должно содержать данные, которых будет достаточно для идентификации документов. Если реквизитов нет, такое требование можно квалифицировать только как истребование информации. В форме требования есть условие об обязательном указании реквизитов при их наличии. Поскольку в декларации налогоплательщика были номера и даты счетов-фактур, инспекция могла указать их. Суд пришел к выводу, что требование представить счета-фактуры на отгрузку, первичные, платежно-расчетные и иные документы не соответствует законодательству и не обязывает налогоплательщика подавать их. Суд учел позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Определении от 04.02.16 № 302-КГ15-19180, в котором отмечено, что недопустимо устанавливать размер штрафа исходя из предположения, что у налогоплательщика есть запрошенные документы.

В Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.05.16 № Ф02-1921/2016 по делу № А78-11476/2015 отмечена правильность выводов судов нижестоящих инстанций о том, что действия налогового органа при выявлении противоречий между данными налоговой деклараций и сведениями о налогооблагаемых операциях налогоплательщика, поступивших от его контрагентов, не соответствуют требованиям НК РФ. Запрашиваемые документы в нарушение пункта 8.1 статьи 88 НК РФ не относятся к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы к налогоплательщику, являются сводными или аналитическими документами бухгалтерского учета, которые формируются на основании первичных документов и не являются основанием для исчисления налога.

По мнению Минфина РФ изложенному в Письме от 10.08.15 № СД-4-15/13914@ в случаях истребования документов в порядке, предусмотренном пунктом 8.1 статьи 88 НК РФ, налоговый орган в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость вправе истребовать копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также выставленные счета-фактуры.

Коллегия Налоговых Консультантов, 22 августа 2017г.

Форма требования о предоставлении документов (информации) предусмотрена Приказом ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@.

О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

Форма требования о предоставлении пояснений утверждена Приказом ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@.

пункт 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57

Назад в раздел

Статья 88. Камеральная налоговая проверка

1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (далее в настоящей статье – управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета).

2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

4. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.

6. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

8.1.При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

8.3. При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

9.1.В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

11.Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.

12. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком — участником регионального инвестиционного проекта, по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации, налоговый орган вправе истребовать у такого налогоплательщика сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным настоящим Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Комментируемая статья 88 Налогового кодекса РФ регламентирует порядок проведения камеральной налоговой проверки. В отличие от выездной камеральная проверка может проводиться в отношении всех налогоплательщиков без ограничений.

Камеральная проверка – это проверка налоговых деклараций и других документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в инспекции, в которой налогоплательщик состоит на налоговом учете, без выезда в организацию.

В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ при проведении камеральных налоговых проверок кроме документов, которые представлены налогоплательщиком с налоговой декларацией (расчетом), используются и иные документы, имеющиеся у налогового органа. К ним, по мнению ФНС России, изложенному в п. 2.3 письма от 16 июля 2013 года N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок», могут относиться:

ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) — при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверок контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и т.д.);

решения (постановления) налоговых органов;

заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и т.д.;

иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Камеральная проверка проводится должностным лицом налоговой инспекции в рамках исполнения им своих должностных обязанностей. Специального решения руководителя налоговой инспекции для проведения камеральной проверки не требуется (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Срок такой проверки составляет 3 месяца, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

При применении нормы п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ в части толкования понятия «представления» по мнению ФНС России, изложенному в письме от 16 июля 2013 года N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» налоговым органам необходимо учитывать, что 3-х месячный срок предназначен для проведения мероприятий налогового контроля в рамках проведения камеральной налоговой проверки.

Поэтому, исходя из указанной цели его установления, может исчисляться только со дня поступления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган.

Вышеизложенное, по мнению ФНС России, не изменяет правило п. 8 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ, согласно которой налогоплательщик признается исполнившим обязанность по представлению декларации, если документ сдан в организацию связи до 24 часов последнего дня срока. Указанный срок исчисляется в данном порядке, в том числе в случаях:

1) представления налоговой декларации (расчета) любым способом: лично, по почте, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;

2) когда не представлены документы, которые в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

В акте проверки датой начала камеральной налоговой проверки должна быть указана дата поступления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган.

В соответствии с п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, должностными лицами налогового органа, проводящими камеральную налоговую проверку, выполняется обязательная процедура, предусмотренная п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ, по направлению налогоплательщику сообщения с требованием о представлении пояснений или внесения изменений.

Эта процедура, как указала ФНС России в п. 2.7 письма от 16 июля 2013 года N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» в любом случае является обязательной перед составлением акта проверки.

Процедура, предусмотренная п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ, не проводится в случаях, когда ошибки, противоречия и несоответствия определенно не указывают на признаки совершения налоговых правонарушений.

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5-ти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета) (абз. 2 п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 5 ст. 88 Налогового кодекса РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков).

Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда:

а) документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;

б) документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

В соответствии с п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением:

а) подтверждающих право на налоговые льготы у налогоплательщиков, использующих такие льготы (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Льготами по налогам и сборам признаются преимущества, предоставляемые налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими (п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ). К налоговым льготам также относится возможность не уплачивать тот или иной налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере;

в) подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов (ст. 172 Налогового кодекса РФ) при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ);

г) первичных и иных документов, подтверждающих изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении 2-х лет, со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);

д) любых документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

А с 1 января 2015 года к перечню вышеуказанных документов добавятся:

е) счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к нижеуказанным операциям при:

выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС;

либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с Главой 21 «НДС» Налогового кодекса РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС);

или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с Главой 21 «НДС» Налогового кодекса РФ возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика (п. 8.1 ст. 88 Налогового кодекса РФ);

д) сведения о периоде участия участника договора инвестиционного товарищества в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества (при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, НДФЛ) (п. 8.2 ст. 88 Налогового кодекса РФ). При этом до 1 января 2015 года аналогичная норма указана в п. 8.1 ст. 88 Налогового кодекса РФ;

Кроме того, на основании пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, вправе запросить книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, должны быть представлены в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно должно уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение 2-х дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 Налогового кодекса РФ.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет административную ответственность должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

В соответствии с п. 8.3 ст. 88 Налогового кодекса РФ при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении 2-х лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Отметим, что с 1 января 2015 года положения ст. 88 Налогового кодекса РФ дополняются новым п. 1.1, которым устанавливается, что:

При представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением следующих случаев:

1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

2) представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;

3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);

4) досрочное прекращение налогового мониторинга.

Вышеуказанные изменения внесены Законом N 348-ФЗ.

Обратим внимание, что согласно новым абз. 2 и абз.3 п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ (введенным с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») предусматривается, что в случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком — контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с Главой 3.4 Налогового кодекса РФ, в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение 3-х месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации). При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

К нам поступил вопрос: За 1 кв 2019 г. ООО представило в ИФНС Декларацию по налогу на прибыль с суммой налогооблагаемого дохода — 1 млн, за полугодие налогооблагаемая база снизилась до 700 тыс.
Вопрос: вправе ли контролирующий орган запрашивать документы и поясне-ния по ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки декларации за полу-годие 2019 г. если декларация не убыточная?

В ответ на Ваш вопрос сообщаем следующее:
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы наряду с докумен-тами, служащими основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечис-ления) налогов, сборов, вправе требовать также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

В частности, такое право возникает у налогового органа в рамках проведения камеральной налоговой проверки (ст.ст. 88, 93 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявле-ны ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведе-ниями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При этом налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоре-чий между сведениями, содержащимися в представленных документах, измене-ния соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой дек-ларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, под-тверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Для истребования же документов при проведении камеральной проверки не-обходимо наличие самостоятельных оснований, установленных ст. 88 НК РФ. Процедура истребования документов осуществляется в порядке, предусмотрен-ном ст. 93 НК РФ, путем направления требования о представлении документов (информации).

Согласно п.п.3, 6 ст. 88 НК РФ налоговая инспекция вправе запрашивать по-яснения, когда:

  • или в результате камеральной налоговой проверки декларации или расче-та выявлены ошибки, противоречия или несоответствия сведений;
  • или в уточенной налоговой декларации (расчете) заявлена меньшая сумма налога к уплате, чем в поданной ранее декларации (расчете);
  • или в декларации заявлен убыток;
  • или налогоплательщик заявил налоговые льготы.

Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что контролирующий орган вправе запрашивать документы и пояснения по ст. 88 НК РФ при проведе-нии камеральной проверки декларации за полугодие 2019 г. если даже деклара-ция не убыточная, по любому выше названному основанию, перечисленному в п.п.3, 6 ст. 88 НК РФ, в случае их наличия.

ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ ОДНУ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ! НАПИШИТЕ НАМ

Заключить договор на ведение бухгалтерского учёта в Перми очень просто – позвоните по телефону +7 (342) 294-30-00, отправьте письмо на электронную почту audit@capital-cg.ru или приезжайте к нам в офис по адресу г. Пермь, ул. Сибирская, д. 32.

Хотите передать бухгалтерию на аутсорсинг и ищете бухгалтерское обслуживание в Перми? Обращайтесь в Консалтинговую группу «Капитал»!

Консалтинговая группа «Капитал» – полный комплекс услуг для вашего бизнеса!