ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Одним из прав депутата НС является вынесение на утверждение НС депутатского запроса. Направление запроса принимается на заседании 1/5 голосов от общего числа депутатов НС. Депутатскому запросу предшествует депутатское обращение. Его не требуется оглашения на заседании.

Депутатское обращение обязательно к рассмотрению органами и должностными лицами, которым оно адресовано, ответ на депутатское обращение должен быть предоставлен в течение 10 рабочих дней с момента получения обращения или в иной, согласованный с депутатом, направившим обращение, срок.

Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 5 рабочих дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.

Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

Иммунитет и индемнитет парламентария.

Депутатским имму­нитетом. Это означает, что депутат не может быть подвергнут полицей­скому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является. Исключение возможно, как правило, лишь в случаях, если депутат за­стигнут на месте преступления.

Депутат обладает также депутатским индемнитетом. Это слово имеет два значения. Первое — неответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые депутат поддерживал своим голосова­нием, даже если эти действия будут затем признаны противоправными Второе значение индемнитета — депутатское возна­граждение, о котором было сказано выше.

Гарантии деятельности депутата парламента.

Гарантии депутатской деятельности — это средства и механизмы обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление депутатских полномочий, а ровно обязанность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, их должностных лиц создавать условия благоприятствующее деятельности депутата.

Наиболее частоприменяемая классификация гарантий в рамках которых они подразделяются на следующие виды:

1. Организационные (общественные) гарантии – это деятельность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и общественно-политических организаций по созданию необходимых условий для беспрепятственного и эффективного осуществления депутатской деятельности. Законы о статусе депутатов обязывают государственные органы, должностных лиц содействовать работе депутатов, обеспечивать их необходимыми справочными и информационными материалами, своевременно рассматривать обращения депутатов.

2. Политические гарантии – это определяющие воздействие всей политической системы на депутатскую деятельность, благодаря которому депутаты учитывают интересы и волю избирателей, цели и задачи государства и общества. Депутаты в своей деятельности опираются на политические институты, позволяющие им принимать необходимые меры по реализации целей и задач государства и общества, которые не могут противоречить интересам и воле избирателей.

3. Личные гарантии (неприкосновенность).

4. Социально-экономические (трудовые, медицинское обслуживание и предоставление мед. помощи).

Система органов исполнительной власти, их краткая характеристика.

Органы исполнительной власти занимают особое место в системе органом государственной власти. С одной стороны, эти органы являются неотъемлемой составной частью властного механизма государства, благодаря которой осуществляется значительный объем государственных функций. С другой стороны, они отличаются от других органов государства своим назначением, содержанием деятельности и методами работы. Их основная задача осуществлять подзаконную организационно-управленческую исполнительно-распорядительную деятельность.

Их отличительными чертами являются:

1. Являются основным функционально-отраслевым носителем исполнительной власти и его статус закреплен в нормативном порядке.

2. Является важнейшей составной частью органов государственного управления и государственного аппарата в целом.

3. Они объединены единым руководством и подчинением.

4. Каждый из органов данной системы наделен государственной специфической компетенцией в сфере государственного управления и реализации государственной исполнительной власти.

5. Система органов исполнительной власти оказывает регулирующие влияние на все сферы государства и общественной жизни.

6. В рамках своей компетенции орган исполнительной власти самостоятелен в организационном и функциональных отношениях.

7. Посредством деятельности этих органов осуществляется специфический вид государственной деятельности, который характеризуется как исполнительно-распорядительный.

Система органов исполнительной власти (ДНР) — это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов государственной исполнительной власти ДНР соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих целостность в процессе реализации исполнительной власти на территории ДНР.

Статья 51. Депутатский запрос и депутатское обращение

1. Депутат (группа депутатов) вправе внести на рассмотрение Думы обращение к руководителям и иным должностным лицам органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального образования «Город Томск», по кругу вопросов, относящихся к ведению Думы и входящих в компетенцию указанных органов, организаций и должностных лиц. Такое обращение вносится в письменной форме и оглашается на собрании Думы.

Если депутатское обращение касается нарушений действующего законодательства, либо затрагивает иные вопросы, имеющие общественное значение, Дума своим решением может признать его депутатским запросом.

Депутатский запрос в соответствии с решением Думы направляется в её комитеты, комиссии, руководителям и иным должностным лицам органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм.

Должностное лицо, к которому адресован депутатский запрос, обязано дать ответ на него в устной (на собрании Думы) или письменной форме в сроки, установленные Уставом Города Томска.

Депутатский запрос, а также письменный ответ на него оглашаются на собрании Думы или доводятся до сведения депутатов иным путем. При этом на заседание может быть приглашено должностное лицо, давшее письменный ответ на депутатский запрос. При рассмотрении депутатского запроса могут быть открыты прения, в ходе которых депутаты вправе дать оценку ответа должностных лиц на запрос.

По результатам рассмотрения депутатского запроса Дума принимает соответствующее решение. Депутатский запрос, ответ на него, а также решение Думы, принятое по результатам рассмотрения запроса, могут быть опубликованы для всеобщего сведения.

2. Депутат или группа депутатов (инициаторы обращения) вправе направить обращение должностным лицам, указанным в части 1 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно, без оглашения его на заседании представительного органа.

Должностное лицо, которому направлено депутатское обращение, должно дать ответ на него в письменной форме, в сроки, установленные Уставом Города Томска.

3. Ответ на депутатское обращение (запрос) должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлено депутатское обращение (запрос), либо лицом, временно исполняющим его обязанности.