Должностной рост государственных гражданских служащих

  1. обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию Федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
  2. обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
  3. хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, и достоинство граждан;
  4. знать и соблюдать арбитражное процессуальное законодательство, Инструкцию по делопроизводству, законодательство в сфере прохождения государственной службы, законодательство в сфере архивного дела;
  5. исполнять основные обязанности государственного гражданского служащего, предусмотренные частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  6. соблюдать ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой, установленные статьями 16 и 17 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  7. соблюдать требования, предъявляемые к служебному поведению государственного гражданского служащего статьей 18 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», а также положениями кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Арбитражного суда Пермского края;
  8. уведомлять в установленном порядке председателя суда, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
  9. уведомлять в установленном порядке председателя суда о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;
  10. принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять в письменной форме своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о его возможности возникновения, как только об этом станет известно;
  11. передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях предотвращения конфликта интересов;
  12. исполнять приказы, распоряжения и указания председателя суда, его заместителей, судей, управляющего делами, начальника отдела, заместителя начальника отдела, отданных в пределах их полномочий;
  13. поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих обязанностей;
  14. соблюдать служебный распорядок, установленный в суде, порядок работы с документацией; нормы и правила по охране труда и технике безопасности;
  15. беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  16. обеспечивать своевременное и качественное выполнение задач и функций, возложенных на отдел;
  17. осуществлять работу отдела в зависимости от ее объемов, срочности, степени важности с обеспечением принципов взаимовыручки и взаимозаменяемости;
  18. соблюдать требования информационной безопасности;
  19. проявлять корректность в общении с гражданами, коллегами;
  20. информировать начальника отдела о нарушениях трудовой дисциплины сотрудниками отдела;
  21. вести делопроизводство в соответствии с Инструкцией по делопроизводству;
  22. знать положение об Отделе, кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Арбитражного суда Пермского края;
  23. принимать по реестру от специалистов, ответственных за регистрацию поступивших документов, документы, поступившие в рамках судебных дел;
  24. незамедлительно передавать судье документы, поступившие в рамках судебных дел;
  25. принимать по реестру уведомления о вручении почтовой корреспонденции и возвращенную почтовую корреспонденцию;
  26. оформлять и формировать судебные дела, по мере поступления материалов дел, нумеровать листы дел;
  27. осуществлять контроль за поступлением документов, истребованных судом по делу;
  28. передавать для сканирования и размещения в «Картотеке арбитражных дел» поступившие документы работникам лица, заключившего с судом государственный контракт на оказание услуг по сканированию и обработке дел (за исключением документов поступивших через информационную систему «Мой арбитр»);
  29. проверять полноту сканирования и размещения документов судебных дел в «Картотеке арбитражных дел»:
  30. сканировать и размещать документы судебных дел в «Картотеке арбитражных дел» самостоятельно в соответствии с «Порядком передачи документов для сканирования и размещения в информационной системе «Картотека арбитражных дел»;
  31. направлять (вручать) под расписку копии судебных актов лицам, участвующим в деле, а также иным лицам по указанию судьи;
  32. подготавливать судебные дела и документы к рассмотрению в судебных заседаниях;
  33. контролировать поступление из отделений почтовой связи уведомлений о вручении писем с копиями судебных актов лицам, участвующим в деле, извещений о времени и месте рассмотрения дел в суде;
  34. информировать судью о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, а также о причинах их неявки в судебное заседание;
  35. печатать на конвертах и почтовых уведомлениях адреса отправителя и получателя в соответствии с требованиями ФГУП «Почта России»;
  36. оформлять, конвертовать (упаковывать) и передавать по реестру исходящую корреспонденцию сотрудникам отдела, отвечающим за отправку исходящей корреспонденции;
  37. принимать и отправлять по поручению судьи телефонограммы, электронные сообщения, факсы, подшивать их в судебные дела;
  38. оформлять сопроводительные письма;
  39. оформлять и передавать судебные дела с апелляционными и кассационными жалобами сотрудникам отдела, отвечающим за направление судебных дел в суды вышестоящих инстанций;
  40. оформлять и передавать материалы судебных дел для проведения экспертиз сотрудникам отдела, выполняющим функции курьера суда, либо лицу, отвечающему за передачу корреспонденции сотрудникам Фельдъегерской службы;
  41. регистрировать факт получения судебного акта от помощника судьи, секретаря судебного состава. При отсутствии судебного акта в Программном комплексе «Судебно-арбитражное делопроизводство» указывать помощнику судьи на выявленный факт;
  42. возвращать по указанию судьи на основании заявлений лиц, участвующих в деле, представленные документы;
  43. обеспечивать сохранность вещественных доказательств, выдавать под расписку вещественные доказательства, подлежащие возврату лицам, представивших их, или лицам, определенным судом;
  44. обращать к исполнению судебные акты, в том числе оформлять, регистрировать и направлять (вручать) исполнительные листы взыскателю или по его ходатайству направлять их для исполнения в соответствующие органы;
  45. оформлять и направлять (вручать) справки на возврат государственной пошлины;
  46. вводить в Программный комплекс «Судебно-арбитражное делопроизводство» информацию о направлении судебных актов, исполнительных листов, справок на возврат госпошлины;
  47. исправлять обнаруженные в Программном комплексе «Судебно-арбитражное делопроизводство» грамматические и иные ошибки, опечатки;
  48. оформлять судебные дела для ознакомления с ними лиц, участвующих в деле;
  49. оформлять и направлять (вручать) повторно по указанию судьи копии судебных актов;
  50. оформлять судебные дела для сдачи их в архив суда, формировать описи, передавать судебные дела в архив;
  51. оформлять заявки секретарю судебного состава на подготовку
  52. CD-диска с аудиозаписью судебного заседания;
  53. оформлять заявки секретарю судебного состава на подготовку
  54. CD-диска с записью документов, поступивших в электронном виде через систему «Электронный страж»;
  55. обеспечивать надлежащее использование штампов и печатей;
  56. обеспечивать сохранность и правильное использование компьютерной и копировальной техники;
  57. обеспечивать сохранность судебных дел, штампов и печатей, бланков исполнительных листов, не допускать их вынос за пределы суда;
  58. формировать номенклатурные дела и вести журналы в соответствии с номенклатурой судебного состава;
  59. готовить по поручению начальника отдела деловые письма, служебные записки, акты, справки;
  60. содействовать начальнику отдела в составлении плана и отчетов по работе отдела;
  61. оказывать содействие начальнику отдела в составлении заявок на материально-техническое обеспечение отдела;
  62. исполнять иные поручения начальника отдела в пределах функций возложенных не отдел.

При возложении приказом председателя суда на старшего специалиста 2 разряда дополнительных функций, как на лицо ответственное за делопроизводство в судебном составе, он обязан:

  1. распределять работу временно отсутствующих специалистов между специалистами судебного состава;
  2. составлять списки назначенных дел в отсутствие секретаря судебного состава;
  3. знакомить вновь принятых специалистов с Инструкцией по делопроизводству, документами, регламентирующими деятельность сотрудников арбитражного суда и судебного состава;
  4. предлагать начальнику отдела кандидатуру наставника для вновь принятого сотрудника;
  5. контролировать соблюдение специалистами судебного состава Инструкции по делопроизводству;
  6. контролировать полноту и своевременность ввода информации в Программном комплексе «Судебно-арбитражное делопроизводство» специалистами судебного состава;
  7. контролировать полноту сканирования материалов судебных дел;
  8. контролировать порядок хранения печатей, штампов, бланков исполнительных листов;
  9. вести журнал учета вещественных доказательств.

Типы государственных служащих в России

Профессионалы, выполняющие функции управления и организации различных процессов в обществе, наделены государством полномочиями различного значения и характера.

В зависимости от выслуги лет, опыта работы и специальных навыков, государственным служащим присваивается классный чин

В пределах должностной группы выделяется три категории, из которых первая — высший знак отличия.

Государственным служащим установлен пятидневный режим рабочей недели. Однако ненормированная продолжительность дня допускается на основании Закона № 79–ФЗ.

Для молодых специалистов служба первых лет может быть непривлекательна в материальном плане. Но возможность принимать активное участие в подготовке различных правовых и нормативных актов, добавляет профессиональной значимости её обладателям.

Дополнительный заработок и доход, помимо службы в государственных органах, строго запрещён законодательством для всех категорий чиновников.

Исключение составляет преподавательская, научная и литературная деятельность.

Денежное содержание служащих состоит из оклада, стимулирующих и поощрительных надбавок. Зависит от занимаемой должности и квалификации.

Профессия государственный советник

Государственный советник относится к категории помощник главной группы должностей государственной гражданской службы

Квалификация присваивается сотруднику, работающему в федеральных органах власти. Замещает категорию руководителей высшего класса органов власти. Предполагает выслугу лет в государственных структурах, как минимум, 4 года и наличие высшего образования — специалист, магистратура.

Присваивается Правительством РФ. Содержание работы государственного советника:

  • ведение аналитической работы;
  • подготовка решений проектов государственных органов;
  • внесение предложений по профилю деятельности органа власти, в котором работает;
  • контролирование хода выполнения поручений руководителя, должность которого замещает и составление отчётности;
  • работа с информацией по профилю, определённого к службе, органа власти;
  • подготовка и проведение служебных визитов, приёмов, поездок.

По данным, опубликованным в СМИ, заработная плата государственного советника составляет 100000–130000 рублей.

Чин позволяет занимать пост начальника отдела по мобилизационным вопросам и вопросам государственной службы различных органов управления, начальника отдела в департаменте.

Референт госслужбы

Референт выполняет информационные и координационные функции, обеспечивает выполнение государственными органами установленных задач

Чин старшей должностной группы государственной гражданской службы. Присваивается персоналу, работающему в федеральных и муниципальных органах власти, представителем нанимателя.

Чин даёт право претендовать на должности старшего специалиста 1, 2 и 3 разряда, специалиста эксперта и ведущего специалиста.

Для присвоения данной квалификации необходимо высшее профильное образование, знание государственного языка, правовой и законодательной базы, основ делопроизводства и документооборота и стаж государственной службы от 2 лет.

Денежное содержание составляет от 60000 до 80000 рублей по данным, опубликованным в СМИ.

Полномочия референта государственной службы:

  • подготовка докладов, документов и прочих материалов для руководящего состава;
  • работа с информацией для аналитического обзора по социальным, финансовым и экономическим вопросам работы службы;
  • обеспечение распределения приказов руководителя и контроль их выполнения;
  • координирует систему отношений между непосредственным руководителем и представителями других организаций.

Секретарь — госслужащий

Государственная служба секретарем уже несколько лет сохраняет лидерство в рейтинге самых востребованных мест трудоустройства

Квалификация государственного служащего младшей группы должностей в системе. Специалисты выполняют в органах государственной власти всех уровней функции информирования и организации, обеспечивают финансовую, экономическую и хозяйственную деятельность. Кроме того, ответственны за документальное оформление всех выполняемых задач руководящего состава.

Квалификация утверждается представителем службы, федеральной или муниципальной собственности, с которой заключается служебный контракт.

Денежное содержание от 20000 до 30000 рублей.

Среднее профессиональное образование, знание государственного языка РФ и законодательной базы, навыки работы по специальности — условия для конкурсного отбора на вакансию.

В должности специалистов 1 и 2 разрядов секретарь государственной и муниципальной службы должен уметь обеспечить эффективную работу руководителя: помогать в планировании рабочего дня и приёме посетителей, вести документооборот и хранить базы данных, следить за сроками исполнения поручений, обеспечивать организационную часть работы совещаний.

Военный

Военные не только являются защитниками, но и вполне серьезной профессией, которую можно получить и довольно неплохо на этом зарабатывать

Это лицо, заключившее служебный контракт и проходящее государственную военную службу в структурах федерального подчинения:

  • вооружённых силах РФ;
  • внутренних войсках РФ;
  • войсках гражданской обороны;
  • формированиях при федеральных органах исполнительной власти;
  • службе внешней разведки РФ;
  • органах ФСБ;
  • органах федеральной связи и информации;
  • государственной противопожарной службе;
  • других воинских формированиях, обеспечивающих целостность государственных границ, безопасность и суверенитет.

Денежное довольствие составляет от 20000 до 200000 рублей, в зависимости от занимаемой должности, места службы и выслуги лет.

Вопросы военной государственной службы регламентирует Закон № 53‑ФЗ. Классный чин в военных структурах заменяет воинское звание. Кадры для этого вида государственной службы готовятся в средних и высших учебных заведениях. Суворовские, нахимовские училища, кадетские корпуса и пансион воспитанниц Министерства обороны даёт полное среднее образование. Высшее можно получить в военных училищах и академиях.

Дистанционное и заочное обучение не предусмотрено.

Сотрудник полиции

Сотрудник полиции — гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание полиции

Представитель правоохранительных структур федеральной государственной службы. Обеспечивает безопасность граждан РФ, защищает их права и свободы. Осуществляет службу в органах внутренних дел РФ. Вместо классного чина сотрудникам полиции присваивается звание, характеризующее принадлежность к личному составу: рядовому, младшему начальствующему (сержант, старшина, прапорщик), среднему начальствующему (лейтенант, капитан), старшему начальствующему (майор, подполковник, полковник), высшему начальствующему (генерал).

Денежное содержание составляет от 25000 до 80000 рублей и зависит от должности и выслуги лет.

В круг работы сотрудника полиции входит патрулирование улиц и дорог, работа с гражданами, лекции в школах, выявление правонарушителей и преступных группировок. Есть возможность также работать криминалистом, баллистиком, следователем, инспектором.

Юридические колледжи и специальные школы полиции готовят специалистов со средним специальным образованием. Университеты и академии МВД России помогут обеспечить карьерный рост в службе.

Есть заочные формы обучения.

Сотрудники МЧС

Это лицо из состава Государственной противопожарной службы, имеющее специальное звание

Является федеральным государственным служащим. Сотрудники МЧС занимаются не только ликвидацией чрезвычайных ситуаций, но и участвуют в розыске пропавших людей, оказывают медицинскую и психологическую помощь пострадавшим и их родственникам, проводят профилактическую работу в рамках гражданской обороны.

Специальные звания устанавливаются по должностям в федеральной противопожарной службе, рядового состава, младшего состава (сержант, старшина, прапорщик), среднего состава (лейтенант, капитан), старшего состава (майор, подполковник, полковник), высшего состава (генерал).

Звания присваиваются на основании закона № 141‑ФЗ.

Заработная плата зависит от занимаемой должности и составляет от 20000 до 80000 рублей.

В спасательных формированиях есть работа для водолазов, сапёров, водителей специальной техники, кинологов, пожарных и для иных профессий.

Для среднего и старшего состава, а также для воинских должностей необходимо высшее образование.

Его можно получить в Академии гражданской защиты МЧС России и ряде других образовательных учреждений МЧС по всей территории страны.

Сотрудники санэпидслужбы

Суть работы службы заключается в предупреждении заболеваний в общественной среде, контроле за санитарным и гигиеническим благополучием всех звеньев среды проживания человека

Это лицо, состоящее в отношениях служебного контракта с федеральной государственной санитарно–эпидемиологической службой РФ. В структуре работают представители разных профессий:

  • врачи гигиенисты;
  • санитарные врачи;
  • врачи по санитарно–гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • бактериологи;
  • энтомологи;
  • эпидемиологи;
  • санитарные фельдшера;
  • лабораторные техники;
  • инженеры;
  • прочие сотрудники, обеспечивающие административный и хозяйственный процесс.

Денежное вознаграждение за работу служащих санитарно–эпидемиологического контроля зависит от выслуги лет, квалификации, занимаемой должности, места службы и личных достижений в профессии, в цифрах это от 15000 до 90000 рублей.

Стать сотрудником службы можно, окончив факультет «Медико–профилактического дела» среднего или высшего профессионального учебного заведения.

По данным специальностям возможно дистанционное и заочное обучение.

Судьи

Судья — лицо, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие; в современной теории разделения властей — лицо, наделённое судебной властью

Это должностные лица, состоящие на службе у государства и осуществляющие от его имени правосудие. Представляют в обществе судебные органы власти. Как и все государственные служащие судьи имеют классные чины. Однако разница в квалификации не меняет их статустности относительно друг друга. Независимость судей от законодательных и исполнительных органов власти подчёркивается во всех государственных документах.

В их компетенцию входит разбор дел с привлечением необходимой документации и информации, организация съездов и конференций, на которых разъясняются пункты законов, участие в мероприятиях, позволяющих расширить уровень знаний, поддержка достоинства и авторитета судебных инстанций, как в служебном, так и во вне рабочем общении.

В зависимости от юридического стажа, возраста, квалификации, наличия учёных званий и трудов определяется работа судейского состава в разных инстанциях органов судебной власти — мировом, районном, арбитражном, Верховном.

Кроме своей основной должности допускается занятость судей только в научной, преподавательской и литературной деятельности.

Учитывая особую важность судебных инстанций, следует констатировать, что судьи — самые высокооплачиваемые госслужащие.

Обязательным минимумом, предъявляемым к кандидатам на должность, является высшее юридическое образование. Получить его можно в военных и гражданских учебных заведениях с государственной аккредитацией. Срок обучения от 4 до 6 лет. После окончания подобного университета можно работать и юристом.

Судебный пристав

Представители профессии работают в районных отделах, краевых управлениях службы судебных приставов

Лицо, обеспечивающее выполнение судебных решений и решений других органов об исполнительном производстве в режиме принуждения, либо обеспечивающее правопорядок в судах. Представляет гражданскую государственную службу федерального подчинения. Суть работы пристава состоит в ведении банка данных, необходимых для выполнения служебных задач, розыске человека, принятии мер на основании документа исполнения, хранении и реализации имущества в счёт погашения долга, рассмотрении заявлений и ходатайства сторон дела и обеспечение порядка в судебных помещениях.

Для заключения служебного контракта, кроме ряда требований, необходимо иметь среднее общее или профессиональное образование. А для должностей старшего состава — высшее юридическое или экономическое.

Несмотря на опасность труда, заработная плата приставов от 15000 до 40000 рублей, в зависимости от выслуги лет и личных достижений.

Государственная служба во все времена и во всех странах была и есть престижной. И, несмотря на множество ограничений, связанных с её статусом, конкурс на замещение должностей остаётся самым высоким в рейтинге занятости населения. Большая ответственность, напряжённый режим работы и зачастую ненормированный рабочий день, компенсируются пониманием важности профессий госслужбы в жизни целой страны. Немаловажным фактором популярности являются и льготы, предоставляемые как во время служебного контракта, так и после его окончания. Целеустремлённость, умение работать на результат ценятся в любом деле, а в государственном особенно.

Продвижение по службе

Важнейшим показателем развития карьеры на государственной гражданской службе является продвижение чиновника по службе. Продвижение, т.е. движение служащего вперед по службе, выступает сущностной составляющей карьеры.

Продвижение по службе, или должностной рост, в современной России имеет правовой характер. Правовая категория «должностной рост гражданских служащих» зафиксирована в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

В современной практике государственной службы сочетаются два вида продвижения по службе (мобильности): вертикальное и горизонтальное. Горизонтальное называют ротацией кадров.

Продвижение по службе представляет собой:

  • назначение служащего на вышестоящую должность государственной службы с иным должностным наименованием, более высокими денежным содержанием и социальными гарантиями (вертикальная мобильность). В данном случае повышается должностной и социальный статус служащего;
  • назначение служащего на другую должность государственной службы в рамках одной классификационной группы и категорий должностей без изменения должностного наименования, но с более высокими денежным содержанием и социальными гарантиями (горизонтальная мобильность). Служащий фактически не меняет своего должностного и социального статуса;
  • присвоение служащему более высокого классного чина, воинского или специально звания, дипломатического ранга.

Существует несколько систем продвижения по государственной службе — наиболее распространенных способов должностных передвижений, которые применяются в различных органах и ведомствах. Среди них выделяют продвижение:

  • по результату (компетентность кандидатов определяется как выполнение работа, позволяющей получить нужный результат);
  • по заслугам или усердию (компетентность кандидатов определяется как его вклад в решение задач организации за счет личного усердия);
  • на основе предпочтительности (компетентность определяется как способность обнаружить и удовлетворить личные вкусы начальника от которого зависит продвижение по службе);
  • по старшинству (компетентность определяется по стажу и опыту работы, как способность кандидата дослужить до нужного срока, дождаться своего дня для выдвижения).

От выбора той или иной системы, которая применяется при отдании предпочтений кому-нибудь из кандидатов на выдвижение, во многом зависит успех органа, организации, предприятия, фирмы.

Продвижение по службе гражданского служащего иногда квалифицируют как его право на должностной рост. Действительно, это субъективное право чиновника, закрепленное в его основных правах в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ (ст. 14. п. 10).

Но этот рост не автоматический, а на конкурсной основе, как установлено законодательно. Служебный рост закрепляется административным правовым актом представителя нанимателя, который перемешает, передвигает и продвигает человека по службе. К тому же федеральное законодательство не предоставляет гражданскому служащему государственной гарантии на должностной рост и продвижение по службе1Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. Ст. 52..

Поэтому у гражданского служащего нет права требовать у руководителя продвижения по службе, даже если в наличии есть вакантная должность. У него есть только право подать заявление на конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы. Значит, нет юридических оснований трактовать право гражданского служащего на должностной рост как его обязательное личное право.

Благоприятными условиями продвижения по государственной службе являются.

  • наличие вакантной должности государственной службы;
  • соответствие претендента на должность квалификационным требованиям по уровню образования, стажа работы, знаний и навыков;
  • включение в кадровый резерв и прохождение соответствующей подготовки;
  • успешное прохождение конкурса на замещение вакантной должности;
  • положительные результаты предыдущей службы.

Существуют ограничения на продвижение чиновника по службе, хотя прямых запретов в законодательстве не установлено. Но из отдельных правовых положений следует, что при определенных обстоятельствах государственный служащий не имеет права на должностной и служебный рост.

Это происходит в случаях:

  • наложенного дисциплинарного взыскания;
  • проведения служебного расследования, проверки, возбуждения уголовного дела;
  • несоответствия предъявляемым квалификационным требованиям;
  • невключения в кадровый резерв на конкурсной основе;
  • по истечении предельного возраста нахождения на государственной службе.

Для государственного гражданского служащего объективные возможности продвижения по службе могут ухудшаться из-за отсутствия вакантной должности, сокращения штатов, ликвидации или реорганизации государственного органа, неблагоприятного стечения обстоятельств (возраста, состояния здоровья, отношения с руководством, отношений в коллективе и т.п.).

При организации прохождения государственной службы руководителю и кадровым службам важно учитывать, что реальные возможности должностного роста гражданских служащих сужаются по мере продвижения от младшей группы должностей к высшей. Так, по статистике в последних двух группах должностей гражданской службы РФ (младшей и старшей) число должностей в пять раз больше, чем в ведущей группе должностей, не говоря о высшей. Отсюда можно сделать вывод о том, что при широкой базе отбора число должностей, а следовательно, и вакансий, пригодных для должностного роста служащих, резко сужается по мере подъема по иерархической лестнице государственной службы. Сужаются и возможности приобретения государственными служащими более высокого социально-правового статуса. В связи с этим повышается значение перемещений служащих по горизонтали.

Формой продвижения государственного служащего по службе был и остается такой способ замещения должности, как назначение на должность. Данная процедура к сожалению, часто сводится к единоличным волевым решением руководителя. Это нередко приводит к таким неправомерным действиям, как назначения по признакам личной преданности, полезности, нужности, семейных, земляческих, дружеских и иных связей. Это подтверждается и данными социологических опросов. Должностное продвижение государственных служащих, по их собственным оценкам, зависит в первую очередь от рекомендации покровителя (47%), единоличного решения руководителя (28%), выслуги лет и стажа службы (16%), результатов конкурса (12%), результатов аттестации (11%), выдвижения из состава кадрового резерва (9%). Получается, что служебный рост в первую очередь зависит от вышестоящего руководителя и покровителей, а затем лишь от самого служащего2Социологические исследования в системе государственной службы. 1992—2002. С. 261..

Сейчас нормативно введены правовые формы назначений государственных гражданских служащих, связанные с преодолением единовластия: назначение по результатам конкурса, по итогам аттестации, как правило, из состава кадрового резерва. В дополнение к этому применяются назначения на должность по согласованию с другими органами и ветвями власти, по рекомендациям политических партий, профсоюзов.

На служебное продвижение серьезно влияет такое явление, как кадровая конкуренция — действия государственных служащих по достижению более высокого должностного и профессионального положения путем отстранения или опережения конкурентов, стремящихся к достижению тех же целей, борьба между государственными служащими за овладение определенными ценностями государственной службы.

Гражданские служащие проходят государственную службу в условиях жесткой конкуренции как одного из объективных социальных факторов. В процессе достижения более высокой должностной и социальной позиции интересы нескольких служащих могут сталкиваться. При отсутствии конкуренции шансы служащего максимальны; если конкуренция слишком велика, шансы занять желаемую позицию минимальны.

В условиях должностной, а не карьерной системы прохождения государственной службы и при отсутствии конкурсного отбора на должности роль кадровой конкуренции снижается. В связи с введением обязательного конкурсного отбора на должности гражданской службы и аттестаций роль кадровой конкуренции будет возрастать.

В числе условий, при которых служащий может рассчитывать на продвижение по государственной службе, чаще всего руководители учитывают: успешное и добросовестное выполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, число вакантных должностей, результаты прохождения профпереподготовки и повышения квалификации, рекомендации аттестационной комиссии, итоги индивидуального собеседования, тестирования, а также другие факторы, в том числе неправового характера (личные, моральные, финансово-материальные и др.).

Сейчас возрастает роль аттестации в процессе продвижения по государственной службе. Респонденты из числа государственных служащих ставят аттестацию на второе место после личных собеседований среди методов, которые необходимо использовать при оценке кадров на выдвижение. По результатам аттестации комиссия может предложить передвижение в должности; присвоение классного чина, увеличение надбавки за особые условия труда; включение служащего в кадровый резерв; направление на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Материал опубликован 05 июня 2014 в 13:19.
Обновлён 01 марта 2016 в 12:56.

Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

Размеры месячных должностных окладов, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячных денежных поощрений федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы

№ п/п

Наименование должности

Должностной оклад
(рублей в месяц)

Ежемесячное
денежное поощрение
(должностных окладов)

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы
(в процентах к должностному окладу)

1. Должности категории «руководители»

Высшая группа должностей

Заместитель федерального министра

10,5

Директор департамента

5,5

Заместитель директора департамента

2. Должности категории «помощники (советники)»

Высшая группа должностей

Помощник федерального министра

Советник федерального министра

3. Должности категории «специалисты»

Главная группа должностей

Начальник отдела

в департаменте

3,5

Референт

Ведущая группа должностей

Заместитель начальника отдела в департаменте

2,5

Ведущий советник

2,5

Советник

2,5

Ведущий консультант

2,5

Консультант

2,5

Старшая группа должностей

Главный специалист-эксперт

2,5

Ведущий специалист-эксперт

2,5

Специалист-эксперт

2,5

4. Должности категории «обеспечивающие специалисты»

Ведущая группа должностей

Ведущий специалист
2 разряда

2,5

Старшая группа должностей

Старший специалист
1 разряда

2,5

Старший специалист
2 разряда

2,5

Старший специалист
3 разряда

2,5

Младшая группа должностей

Специалист
1 разряда

2,5

до 60

Размеры месячных окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих

Наименование классного чина

Оклад за классный чин
(рублей в месяц)

Действительный государственный советник Российской
Федерации 1 класса

Действительный государственный советник Российской
Федерации 2 класса

Действительный государственный советник Российской
Федерации 3 класса

Государственный советник Российской Федерации 1 класса

Государственный советник Российской Федерации 2 класса

Государственный советник Российской Федерации 3 класса

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 1 класса

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 1 класса

Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 1 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе

Стаж работы

Размер надбавки
(в процентах
к должностному окладу)

от 1 до 5 лет

10

от 5 до 10 лет

15

от 10 до 15 лет

20

свыше 15 лет

30

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

Степень секретности

Размер надбавки
(в процентах
к должностному окладу)

«Особой важности»

50 — 75

«Совершенно секретно»

30 — 50

«Секретно» (при оформлении допуска с проведением
проверочных мероприятий)

10 — 15

«Секретно» (при оформлении допуска без проведения
проверочных мероприятий)

5 — 10

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих структурных подразделений по защите государственной тайны за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны

Стаж работы

Размер надбавки
(в процентах
к должностному окладу)

от 1 до 5 лет

10

от 5 до 10 лет

15

свыше 10 лет

20

© 2012–2013 Министерство здравоохранения РФ

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах

Телефон «горячей линии» Министерства здравоохранения:

8 800 200-03-89

Телефоны Справочной службы Министерства здравоохранения: