Если учитель часто ставит *ДВОЙКИ*, то он ставит их себе?

Дорогая редакция!
Даже не знаю, как начать письмо… Мне нужен ваш совет. Ситуация такая: недавно нас собрали на очередное совещание и в очередной раз напомнили о том, что двойки в триместре мы ставить не должны. Что наше местное министерство в лице местного министра (…) взялось за повышение качества знаний. Если мы наберемся смелости и поставим эту двойку даже самому заядлому неучу, которому просто невозможно ее не ставить, одними дополнительными занятиями по индивидуальному образовательному маршруту мы не отделаемся. Надо будет придумывать нестандартные методы работы с этим учеником, а беседы, занятия и привлечение ученика к внеурочной деятельности — это прошлый век. Не выдумали, не научили этого ребенка на тройку — вы некомпетентны, подумайте, на своем ли вы месте работаете!
Не вопрос, я могу найти несложную для ребенка работу (например, раскрасить картинку), которую он выполнит, и поставлю ему эту тройку. Но это не будет тем качеством знаний, которое он должен показать на выходе. Да и перспектива получить двойку в триместре очень часто заставляет некоторый контингент учеников хоть что-то делать. Если такого инструмента давления на ученика не будет, перестанут учиться не только двоечники (зачем, все равно поставят «3»!), но и троечники, ибо зачем дергаться, вон сосед-двоечник ведь ничего не делает, а свою тройку имеет. И даже некоторые отличники будут работать вполсилы. Зачем им прикладывать усилия, ведь двоечнику ни за что ставят трояк. Я умнее, я что-то сделаю, и мне поставят более высокую отметку.
А на выходе — ОГЭ или ЕГЭ. Отговаривать ребенка сдавать экзамен я тоже не имею права. Если я ученику не поставлю заслуженную двойку, он и его родители искренне поверят, что и на экзамене уж как-нибудь да вытянут на тройку. А липовый хорошист, который на его фоне делал хоть что-то, получит низкий балл. (Сейчас с подобной ситуацией я столкнулась в 10-х классах, когда все липовые троечники — настоящие двоечники — отсеялись, а хорошисты и отличники при нормальных требованиях показывают совсем не тот результат, который хотелось бы.)
По словам школьной администрации, никаких доводов наш министр слушать не хочет. Ни от кого. Нас (и особенно меня) предупредили, что разговор должен остаться в стенах школы. И никаких громких возмущений в Интернете быть не должно. Ситуация очень напоминает приказ №227 «Ни шагу назад!». Но сейчас нет войны. Наши чиновники от образования в своих реформах сделали много системных ошибок, при которых, как ни старайся, нужного результата не добиться. Можно, как в том мультике, сшить из одной шкуры восемь шапок. Но можно ли будет эти шапки носить?
Большинство моих коллег приняли для себя решение имитировать бурную деятельность. В открытую борьбу ни с министром, ни с администрацией школы вступать не будут. А если кто-то и вступит, возможно, не найдет поддержки.
Молчать мне не позволяет совесть. Начать громко возмущаться или просто высказать свое недовольство — значит нажить себе врагов. Может, и не уволят, но сделать условия работы невыносимыми вполне могут.
Работаю я и так на износ. Больше, чем я делаю, делать не могу. Очень хочу свое возмущение и злость направить в конструктивное русло, придумать такой инструмент работы, позволяющий моим ученикам помочь заработать те тройки, которые меня просит поставить администрация. Но пока что-то не получается.
Подскажите, как быть.
Мы попросили прокомментировать письмо директоров городских и поселковых школ из 16 регионов страны, рассказать, существует ли вообще у них подобная проблема, ограничивают ли они своих учителей в праве выставлять ученику заслуженную отметку, давит ли на них самих кто-либо извне. Как это ни грустно, но все они поголовно отвечать отказались. Что само по себе наводит на определенные размышления. Зато обитатели социальных сетей и виртуальных педагогических сообществ оказались более открытыми. Приводим их высказывания.
Регина Станиславовна:
— У нас в школе ставятся двойки. Но за них вычитают энную сумму из стимулирующих. Говорят, что нежелательно ставить, но и не запрещают.
Лидия Петровна:
— Нам не разрешают ставить плохие отметки. В школе обучаются больше тысячи человек, всем двоечникам учителя ставят липовые тройки. Ученик делает больше ста ошибок в диктанте, а за четверть у него стоит «3». Зато ни одного неуспевающего ученика ни по одному предмету.
Антонина Алексеевна:
— За двойки придется писать столько бумаг! Нужно вести тетради с дополнительными занятиями ребенка, составлять план работы с отчетом по всем темам и разделам… Кому это надо? Проще поставить «3»…
Александр Геннадьевич:
— Безнаказанно влепить «пару» может только тот, кому нечего терять, кроме своих цепей!
Иван Петрович:
— Палка о двух концах. И кто прав, кто виноват — не разобраться. Разрешить ставить двойки — многие учителя будут свое нежелание или неумение учить оправдывать неспособностью ученика. Не разрешить — дети оборзеют. Как соблюсти баланс? Загадка природы. Поэтому в текущих оценках двойки ставим, но итоговые — минимум «3».
Валентина Васильевна:
— Если сидел на уроке, уже тройка! Что-то да услышал…
Ольга Андреевна:
— Двойки не ставим за четверть. Якобы запрещено законом. Не знаю, каким, но там будто бы написано: на базовый уровень учитель обязан научить. А базовый — это и есть «3». Это слова завуча, так ему сказал руководитель, который приезжал из министерства.
Ирина Викторовна:
— Ставила двойки с сентября… на свою голову. Потом кто-то написал письмо, приехала комиссия (4 дамы + юрист). Проверяли не детей, а меня. Долго, неприятно, унизительно. Объясняла каждую двойку. Все мои коллеги учились на моем примере. И делали правильные выводы.
Валентина Михайловна:
— Несмотря ни на что, двойки мы все-таки ставим. Подвигла нас на это коллега из другой школы. В этом году девятиклассники выбирают два предмета для экзамена. Но они с 5-го по 8-й класс не учились, мы им рисовали тройки (чтобы не ставить двойки себе), а теперь они навыбирали предметов, в которых ни бум-бум. Так вот коллега сказала, что в таком случае спокойно ставит «2» в одном из триместров, чтобы потом никого не удивила «2» на экзамене. Я так и делаю. Первый раз выставила двойки, и мне за это НИЧЕГО НЕ БЫЛО!!! Правда, завуч предупредила, что в следующем году я уже не смогу так просто поставить то, что хочу (не помню, почему, но она как-то это объяснила).
Наталья Леонидовна:
— По каждому предмету, к каждому учебному комплексу у каждого учителя есть программы. В них четко прописано, что конкретно ученик должен знать и уметь. И вот ученик ничего НЕ знает, НЕ умеет, а мы, педагоги, ему все равно ставим «3»!!! «Все подлости на земле совершаются с нашего молчаливого согласия». Да, нервы, да, зарплата… Но если все молчат и соглашаются, то на что и кого сетовать? «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста…»- это про нас, учителей.
Людмила Федоровна:
— Неофициально запрещают! В ход идут все перечисленные выше аргументы, заодно намекается, что ребенок-де зацикливается на учебных неудачах и испытывает психологический дискомфорт…
Ирина Валентиновна:
— Поставила нынче за 2-й триместр двойку в 9-м классе. Посмотрим, что будет. В 1-м триместре уже была «пара» у семиклассника. Тогда обошлось без скандалов — просто объяснила, почему именно такая отметка: не работает на уроке, не выполняет домашние задания, не выполняет письменные задания в классе и т. д.
Ирина Ивановна:
— Я ставила двойки в четверти. Конечно, потом бумаги, дополнительные занятия, но за год в 9-м классе поставлю всем тройки — пусть получают аттестат, может быть, будут неплохими рабочими. Конечно, мечта учителя — поставить то, что заслужил ученик, но тогда надо оставить на второй год. А смысл? В моей практике ни один второгодник не стал умнее и прилежнее. Так что мне уже трудно сверху запретить ставить «2», я сама себе запрещаю.
Татьяна Викторовна:
— Нам сверху указали (но не приказом, а на словах!) всем девятиклассникам поставить тройки, чтобы ВСЕ они были допущены до экзамена («Дайте детям шанс…»). Бог с ними, я-то дам, но в классе прямым текстом скажу детям, почему ставлю именно такие отметки. Пусть даже это непедагогично.
Елена Михайловна:
— Двойки ставить перестала. А раньше правду-матку резала. Но когда за снижение качества знаний отчитали в районе, пришлось изменить принципам. Ну и пусть дура, ну и пусть пальцем показывают. Надоело…
Инна Викторовна:
— В прошлом году в нашей школе за 3-ю четверть в выпускном 9-м классе половине класса были выставлены двойки по русскому языку. И выставил их учитель высшей категории. А вы говорите… Правда, к концу года двоечников стало значительно меньше, и до экзаменов не допустили только четверых.
От редакции
Честно говоря, ситуация вовсе не нова. Наше издание писало об этом едва ли не с первых лет своего существования. Беда в другом — периодически «болезнь» обостряется настолько, что требуется «хирургическое вмешательство». Так, в 30-е годы прошлого столетия страну захлестнула волна соцсоревнований, которая не обошла и систему образования. Школы и учителей тогда тоже оценивали (выражаясь по-современному, «рейтинговали»), в том числе и по формальным показателям, в частности по успеваемости. Результат не заставил долго ждать: учителя сплошь и рядом начали завышать оценки, снижать требования к ученикам, упала персональная ответственность педагога за качество обучения. Причем все вроде бы понимали, что это нехорошо, неправильно, однако что поделать, ведь иначе школа будет на плохом счету.
Итогом стал приказ Наркомпроса РСФСР от 25.01.1944 №52 «О социалистическом соревновании в школе», который запретил оценивать деятельность образовательных учреждений и учителей только по процентам успеваемости и количеству неуспевающих.
«Желание не испортить статистику дает повод для директоров школ воздействовать на учителя и вынуждать его изменять балл, переводить второгодников, ставить незаслуженные тройки двоечникам, — писала в №8 «Учительской газеты» от 1 марта 1944 года Вера Голенкина. — Формула проста: если ты выставил много двоек и единиц — значит ты плохой педагог и тебе надо подтянуться. Нетрудно понять, что подобное давление на учителя есть продолжение старой, осужденной наркомом просвещения РСФСР практики руководителей школ, которые в погоне за внешними показателями, за высоким процентом успеваемости всячески нажимали на педагогов, требуя от них благополучия в успеваемости. Исправлялись именно отметки, а не знания. Ученикам давали 2-3-дневный срок на исправление, несмотря на то что эта мера являлась явно антипедагогической, ведь в такой короткий срок ученик не мог подготовиться за целую четверть, да и, кроме того, возможность легко, без особого напряжения исправить отметку в конце четверти приучала учеников легкомысленно относиться к такому серьезному делу, как учеба».
Не кажется ли вам это чем-то очень и очень знакомым? Но если так, то необходимость в принятии нового «приказа №52» давно настала.
Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы система оценки знаний стала максимально объективной, не зависящей от прихоти отдельных чиновников и руководителей?

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала

Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»

  • Безразличие к учебе, лень

Ситуация тяжелая – мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.

  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа

Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» – потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.

  • Двойки не за знания

Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным – вот задача родителей в данном случае.

  • Конфликт с учителем

Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества – ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

  • Случайность

Какой-то процент случайных двоек всегда допустим – лишь бы он не превышал нормы.

  • Сознательный отказ учиться

Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Рекомендации тем, у кого дети уже получали или могут получить двойки

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика – механика – второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Что будет если 2 за четверть?

Что будет если 2 за четверть?Двойки за четверть школьные педагоги, как правило, стараются не ставить и всегда дают ученику возможность исправить плохую отметку. Что будет если 2 за четверть всё же получена?

По большому счету – ничего страшного не случится, если в следующих четвертях ребенок подтянет учебу, и его успеваемость улучшится.

Другое дело, если двойки стоят во всех четвертях, и эта оценка выходит за год. В таком случае ученик переводится в следующий класс условно. То есть ему придется сдать небольшой экзамен по предмету в начале нового учебного года. При неуспеваемости по трем и более дисциплинам выбор предоставляется родителям: оставить ребенка на второй год в том же классе, перейти на специальное или индивидуальное обучение, согласно рекомендациям медико-педагогической комиссии. Все формы такого обучения в общеобразовательных и коррекционных школах являются бесплатными. Подробные разъяснения о повторных аттестациях учащихся и переходах на следующие этапы обучения даны в статье 58 «Закона об образовании в Российской Федерации».

2 за четверть.

Что будет если 2 за четверть является спорной оценкой? Все сомнения трактуются в пользу ученика, и в подобной ситуации учитель, конечно, поставит тройку. При условии, что в дальнейшем школьник будет ответственно относиться к учебе, активно работать на уроках и качественно выполнять домашние задания. Если ребенок не справляется с освоением общеобразовательных предметов в силу индивидуальных особенностей или из-за отставания в умственном развитии можно перевести его на домашнее обучение или в специализированную школу.