Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (последняя редакция)

Для назначения пенсии в Российской Федерации, и многих других государствах, требуется, чтобы будущий пенсионер имел нужный трудовой стаж для получения пенсии. Человек должен некоторое количество лет иметь официальную работу и зарплату, от величины которой будет выплачиваться назначенный государством процент отчислений в пенсионный фонд. Общее время такой официальной работы называется трудовым стажем.

Существует детально прописанная, формализованная система учета отработанного времени и переведенных в Пенсионный фонд взносов.

Как считается трудовой стаж для начисления пенсии

Еще с советских времен реальная величина трудовой пенсии зависит от трех главных составляющих:

  • индивидуального трудового стажа;
  • величины заработка;
  • иных доплат формируемых на разных основаниях.

Однако теперь, в рамках проводимой в России реформы пенсионной системы, учет стажа для начисления выплат несколько усложнился. На сегодняшний день существуют понятия трудового и страхового стажа. Сумма будущей пенсии зависит от величины последнего.

Это следует повторить и твердо запомнить — пенсия начисляется на основании не трудового, а общего страхового стажа.

Положение об этом закреплено в Федеральном законе «О страховых пенсиях».Взаимоотношения трудового и страхового стажа для начисления пенсии в России можно образно представить так:

  • Трудовой стаж — это основа, к которой добавляются еще некоторые периоды не занятые непосредственно трудовой деятельностью. Из всех этих отрезков времени складывается страховой стаж.
  • Периоды, не посвященные труду, попадают в страховой стаж и служат основой для начисления пенсии, если они связаны с рабочими периодами.

Пример — время болезни войдет в страховой стаж работнику, и не войдет не работающему, если он официально не зарегистрирован в статусе безработного.

Если не соблюдать строго юридическую точность терминов, то трудовой стаж и страховой будут почти синонимами. Особенно это касается советского трудового стажа, работы в республиках бывшего СССР.

И еще одно важное уточнение:

Страховым будет лишь тот трудовой стаж, в течение которого в установленном порядке производились пенсионные отчисления от суммы заработка.

Какие периоды добавляются к трудовому стажу

Для вычисления полного страхового стажа, принимаемого при расчете пенсии, к трудовому стажу прибавляются:

  • срок службы в армии, флоте, структурах МВД и других военизированных организациях России;
  • время официально зарегистрированной нетрудоспособности;
  • срок ухода за детьми до исполнения ими полутора лет, но не более 6 лет в сумме на всех детей;
  • совокупный период безработицы, официальной зарегистрированной в установленном порядке в органах по труду и занятости;
  • периоды ухода за инвалидами 1 группы, лицами старше 80 лет, детьми-инвалидами;
  • время совместного проживания вместе с супругом, проходящим воинскую службу в местах, где не было возможно устройство на официальную работу, но не более 5 лет в общей сумме;
  • аналогичные периоды для супругов дипломатов и государственных служащих при нахождении за границей России;
  • периоды нахождения под стражей, в местах лишения свободы, время отстранения от работы, если подобные действия были признаны необоснованными.

Все перечисленные отрезки времени прибавляются к трудовому стажу и составляют, в сумме, страховой стаж.

Если один и тот же период может быть учтен как трудовой стаж или иным образом, то право выбора остается за будущим пенсионером.

Как подтверждать период трудового стажа начисления пенсии

Трудовой стаж необходимый для начисления пенсии в России подтверждается документально.

Если гражданин официально работает, зарегистрирован в государственных органах, от его дохода начисляются платежи в пенсионный фонд, то усилий по доказательству трудового и страхового стажа может не потребоваться. Все данные учитываются «в реальном времени» в рамках персонифицированного учета.

Однако не все организации, особенно частные, передают достоверную информацию в государственные органы. Имеют место неплатежи в Пенсионный фонд, исчезновение информации за прошлые периоды. Это особенно неприятно, когда приходится доказывать минимальный трудовой стаж для начисления пенсии, то есть подтверждать само право на получение трудовой, а не минимальной социальной пенсии.

Здесь могут быть полезны такие документы:

  • трудовая книжка;
  • трудовые договора, контракты, договора подряда, договора на выполнение сезонных и разовых работ;
  • справки, удостоверенные работодателями или уполномоченными государственными органами;
  • приказы о назначении и надлежащим образом оформленные выписки из таких приказов;
  • ведомости на получение заработной платы.

Если не могут быть предоставлены оригиналы документов, следует искать копии и стремиться подтвердить их любым способом. При отсутствии иных доказательств могут быть приняты сиятельства коллег и др. лиц.

Задаваться вопросом «сколько лет нужно отработать, чтобы иметь трудовой стаж для начисления пенсии» лучше заранее, так как кроме выхода на пенсию по достижении установленного законом возраста, возможен и досрочный выход на пенсию. Но трудовой и страховой стаж будет влиять на размер пенсии при любых обстоятельствах.

В 2020 году минимальный стаж для начисления пенсии составляет 11 лет.

Начиная с 2015 года, в процессе проведения пенсионной реформы, Россия повышает минимальный страховой стаж для начисления пенсии по старости. Теперь он зависит от года назначения пенсии.

Минимальный страховой стаж для начисления пенсии по старости

Дата начисления пенсии по возрасту Минимальный стаж, позволяющий претендовать на пенсию по возрасту, полных лет
2015 г. 6
2016 г. 7
2017 г. 8
2018 г. 9
2019 г. 10
2020 г. 11
2021 г. 12
2022 г. 13
2023 г. 14
2024 г. и далее 15

Если минимальный стаж не отработан или не подтвержден, пенсионер может продолжить трудиться. В противном случае пособие окажется на уровне прожиточного минимума для пенсионера региона проживания. Для многих центральных областей Европейской России это будет сумма чуть выше 8 тысяч рублей.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Команда Bankiros.ru 20 132 просмотра 50 Расскажите друзьям: Подпишитесь на Bankiros.ru

Порядок расчета

Из трудовой книжки сотрудника необходимо выписать все даты записей приема на работу и все даты увольнения, после чего сложить их, чтобы в результате получить две суммы, одну из дат приема, вторую из дат увольнений. Затем необходимо из второй суммы вычесть первую.

При этом по одному дню от каждого места работы теряется, поэтому к полученной сумме необходимо прибавить число, равное числу записей в трудовой книжке.
Полученную цифру необходимо теперь перевести в годы, месяцы и дни, учитывая, что среднее число дней в месяце 30, а в году 12 месяцев.

Пример:

Нужно посчитать ОТС Кравченко П.Ф. до 2002 года. В трудовой книжке имеет следующие записи о периодах работы:

  • 25 июня 1995 года – 25 марта 1996 года она работала в должности секретаря в ОАО «Торговля»;
  • 30 марта 1996 года – 30 января 1998 года в ООО «Свет»;
  • 1 февраля 1998 года – 4 декабря 2001года в ЗАО «Юнус».
  • С 11 января 2002 года Кравченко П.Ф. работала в другой организации.

Сумма дат приема на работу:

Так как у сотрудницы было три периода приема/увольнения, мы прибавим еще три дня, и общий трудовой стаж Кравченко составит 3 года, 11 месяцев и 6 дней.

Рассчитать декретные выплаты нужно правильно! Мы поможем вам в этом!

Правильный расчет вашего больничного в период беременности имеет свои особенности. Узнать о них и разобраться, вы можете .

На какой максимальный срок можно рассчитывать при получении больничного, вы узнаете, если пройдете по ссылке и прочтете наш материал.

Сколько необходимо отработать для страховой пенсии

Страховая пенсия по старости устанавливается и платится при следующих условиях:

  1. Достижение мужчинами возраста 60, женщинами — 55 лет. Отдельные категории граждан вправе претендовать на досрочные пенсионные выплаты (некоторые из них приведены выше). Мужчинам, находящимся на госслужбе, сейчас повысили возраст до 61 года, женщинам — до 56 лет. В дальнейшем следует повышение возраста каждые 12 месяцев (до 2032 г.) до достижения 65 (у мужчин) и 63 лет (у женщин).
  2. Наличие СС в текущие 12 месяцев — минимум девять лет с последующим увеличением каждые 12 месяцев до 15 лет в 2024 г.
  3. Величина индивидуального пенсионного коэффициента в 2019 г. — минимум 16,2 с последующим увеличением каждые 12 месяцев до 30 баллов в 2025 г.

Детальнее об условиях назначения таких выплат стоит прочитать в ст. 8, 35 ФЗ от 28.12.2013 № 400.

Для расчета указанной выплаты проще всего применить соответствующие онлайн-калькуляторы на официальном сайте ПФР и на госуслугах. Расчетная формула приведена в ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 400.

Дата выхода на пенсию

Минимальный стаж

Минимальное количество баллов

16,2

18,6

23,4

25,8

28,2

Общий трудовой стаж и его юридическое значение

Общий трудовой стаж (ОТС) — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002 г., а также других социально-значимых периодов, установленных законом.

ОТС учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002 г., т.е. до введения в действие ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в РФ».

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала, который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Другим категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением изменений в статьи 18, 19, подпункт 2 пункта 3 статьи 22, вступающих в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений пунктов 17, 18 и 19 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Действие положений пункта 23 статьи 14 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) в части применения при определении размера накопительной части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 июня 2009 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2009 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений подпункта 2 пункта 3 статьи 5, пунктов 2 — 3.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ были предусмотрены изменения в настоящий Федеральный закон, вступающие в силу с 1 декабря 2009 г. Названные изменения исключены Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ со дня его официального опубликования

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ статья 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ исключена

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 4 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 10 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 сентября 2007 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2007 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Требования к длительности трудового стажа, необходимого для получения звания ветерана труда, вызывают множество споров и разногласий в практике оформления ветерана труда.

«Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации»,

этот вопрос регулируется на региональном уровне.

Соответственно, региональные власти кто, во что горазд, вырабатывают свои требования к длительности трудового стажа, необходимого для получения звания ветерана труда в их регионе.

С 2006 года не только требования к длительности трудового стажа, но и все вопросы, касающиеся порядка получения звания ветерана труда, а также предоставления связанных с этим званием льгот, были отнесены к компетенции исполнительных органов региональной власти. На федеральном уровне осталось только формирование общих законодательных требования к гражданам, желающим получить звание ветерана труда.

Так, согласно п. 2 ст. 7 «Ветераны труда» Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ получить звание ветерана имеют право граждане, которые удовлетворяют одновременно двум требованиям:

имеют соответствующие награды (государственного или ведомственного образца);

имеют необходимый трудовой стаж.

Получить звание ветерана труда в соответствии с этим законом о ветеранах могут и граждане, не обладающие наградами. Это касается тех граждан, чья трудовая деятельность началась в несовершеннолетнем возрасте в период Великой отечественной войны. При этом требования к продолжительности трудового стажа для этой категории граждан установлены более высокие:

минимум 40 лет — для мужчин;

35 лет — для женщин.

Для справки. При толковании ст. 7 «Ветераны труда» Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ довольно часто ошибочно считают требования о 35-и 40-летнем трудовом стаже общими, то есть справедливыми для всех, а не только бывших детей войны.

Какой же трудовой стаж, необходим для присвоения звания ветерана труда мужчинам и женщинам по новому законодательству?

Общие требования к продолжительности трудового стажа содержатся в новой редакции п. 1.2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016), введенной Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ:

«…при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении…».

Или более понятными словами:

стаж, по достижении которого возникает право на страховую (бывшую трудовую) пенсию по старости или

стаж, по достижении которого возникает право на государственную пенсию за выслугу лет.

То есть требование к продолжительности трудового стажа для получения ветерана труда теперь зависит от характера трудовой деятельности и, соответственно, от вида пенсии:

ветераны труда – получатели страховой пенсии и

ветераны труда – получатели государственной пенсии за выслугу лет.

Если с выслугой лет вопросов обычно не возникает (они более – менее урегулированы ведомственными нормативно-правовыми документами), то с трудовой пенсией не все так однозначно.

С 1 января 2015 года в связи с переходом на новую Пенсионную реформу 2015 понятие «трудовой стаж» практически прекратило свое существование, поскольку теперь для пенсии нужен страховой стаж, минимальный предел которого с каждым годом увеличивается. Так, в 2016 году он равен 7 годам, в 2017 поднимется до 8 лет, и так до 2024 года, когда он достигнет 15 лет.

Минимальный страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, одинаков как для мужчин, так и для женщин. Означает ли это, что для получения звания ветерана труда при наличии соответствующих наград в 2016 году достаточно 7 лет страхового стажа?

До внесения указанной выше поправки в п. 1.2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ, то есть до 1 июля 2016 года, решающее значение имело место проживания соискателя на получение звания ветерана труда, поскольку, как было сказано выше, основания для присвоения этого звания определяются регионами самостоятельно.

Так, согласно п. 3 положения «О порядке и условиях присвоения звания “Ветеран труда”», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 № 443-ПП, москвич, удовлетворяющий прочим требованиям, мог получить удостоверение ветерана труда при наличии 25 лет стажа, москвичка — 20 лет.

Более лояльные условия были установлены для жителей Московской области. Положение о ветеранах туда, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 11.07.2006 № 655/26, никаких требований к минимальному стажу не содержит и ограничивается общей формулировкой, аналогичной приведенной в старой редакции Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ.

В Челябинской области, так же как и в Москве, для получения звания ветерана труда женщинам необходим был страховой стаж как минимум 20 лет, мужчинам — 25 лет.

А в Свердловской области достаточно было общего трудового стажа, дающего основания для выхода на пенсию по старости или выслуге лет.

Требование о минимальном стаже в 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин действовало и в других регионах: Рязанской и Самарской областях, Алтайском, Красноярском, Краснодарском, Пермском крае, Республиках Башкортостан и Татарстан и т. д.

Таким образом, возникла некая коллизия между федеральными и региональными нормами, ведь в старой редакции Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ конкретные цифры необходимого стажа не были прописаны.

Для справки. Верховный суд РФ урегулировал этот вопрос в своем определении от 05.08.2015 № 46-АПГ 15-13, указав, что, поскольку определение условий для присвоения звания ветерана труда отнесено к прерогативе регионов, каждый субъект страны вправе самостоятельно определять их, в том числе в части минимальных требований к трудовому стажу.

Стаж для получения звания ветерана труда в новом законодательстве

Столь значительная разница в требованиях, соблюдение которых было необходимо, чтобы стать ветераном труда, неизменно приводило к трудностям в толковании нормативно-правовых актов.

Особенно это актуально в части трудового стажа, который в пенсионном законодательстве с 1 января 2015 года был заменен страховым стажем. Однако в законах и актах, устанавливающих порядок присвоения звания ветерана труда, все еще упоминалось и до сих пор кое-где упоминается именно трудовой стаж.

Разрешить эти противоречия и был призван ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» от 29.12.2015 № 388-ФЗ, который внес соответствующие поправки в Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ в части порядка и условий присвоения звания ветерана труда. Изменения вступили в силу с 1 июля 2016 года. Именно с этого времени подп. 2 п. 1 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ обрел более конкретную формулировку.

Согласно этому нововведению в закон о ветеранах труда теперь стать ветеранами труда смогут граждане, чей трудовой (страховой стаж) на момент обращения за присвоением им звания ветерана труда составит не менее:

20 лет — для женщин;

25 лет — для мужчин.

Добавилось в Закон о ветеранах труда и еще одно условие:

если в качестве одного из оснований для присвоения звания ветерана труда заявлена ведомственная награда, стаж работы соискателя в соответствующей сфере или экономической отрасли не может быть менее 15 лет.