Как Совфед отклонял принятые Госдумой законы

Здравствуйте Дмитрий!

Да — такие нормативы имеют юридическую силу.

Обоснование:

В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Толкуя приведенные нормы, Конституционный Суд РФ указал, что названные конституционные предписания являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты — как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 N 71-О «По запросу Самарского областного суда о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“).

Вывод:

Основным критерием юридической силы любых нормативных правовых актов субъекта РФ, включая и Краснодарский край, является их обязательное опубликование, неопубликованные акты не применяются.

Отдельно я бы выделил и второй критерий — процедура принятия Законов субъектов РФ — они как правило сначала проходят процедуру принятия в Парламенте Субъекта.

О порядке вступления в силу Законов Санкт-Петербурга (с изменениями на 28 октября 2002 года)

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

О порядке вступления в силу
Законов Санкт-Петербурга *О)

(с изменениями на 16 июля 2010 года)

_________________________________________________________________________________
По всему тексту слово «мэр» заменено на слово «губернатор» на основании Закона Санкт-Петербурга от 27 мая 1996 года N 63-21.
_________________________________________________________________________________

Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга

28 июня 1995 года

Настоящий Закон устанавливает порядок опубликования и вступления в силу Законов Санкт-Петербурга.

Статья 1. Закон Санкт-Петербурга

Закон Санкт-Петербурга (далее — Закон) — нормативный правовой акт, принимаемый Законодательным Собранием Санкт-Петербурга по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации к ведению Санкт-Петербурга или совместному ведению Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

Статья 2. Порядок подписания Закона

1. После принятия Закона Законодательным Собранием Санкт-Петербурга Закон в течение семи дней направляется губернатору Санкт-Петербурга для обнародования (пункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2002 года Законом Санкт-Петербурга от 28 октября 2002 года N 491-50, — см. предыдущую редакцию).

2. Губернатор Санкт-Петербурга в течение четырнадцати дней со дня поступления к нему Закона обязан обнародовать его, удостоверив обнародование Закона путем его подписания, либо отклонить его (пункт в редакции, введенной в действие с 8 июля 2008 года Законом Санкт-Петербурга от 30 июня 2008 года N 370-59, — см. предыдущую редакцию).
(Абзац исключен с 24 июня 1997 года Законом Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года N 102-34).

3. Пункт исключен с 24 июня 1997 года Законом Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года N 102-34.
(Пункт 4 считается пунктом 3 — Закон Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года N 102-34).

3. Пункт исключен с 23 мая 2001 года Законом Санкт-Петербурга от 11 мая 2001 года N 361-47 — см. предыдущую редакцию.

Статья 3. Повторное рассмотрение Закона

1. Губернатор Санкт-Петербурга в случае отклонения Закона возвращает его в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга либо с обоснованием нецелесообразности его принятия, либо с предложением о внесении конкретных изменений и дополнений в отдельные его положения (пункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2002 года Законом Санкт-Петербурга от 28 октября 2002 года N 491-50, — см. предыдущую редакцию).

2. Отклоненный губернатором Санкт-Петербурга Закон повторно рассматривается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга (пункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2002 года Законом Санкт-Петербурга от 28 октября 2002 года N 491-50, — см. предыдущую редакцию).

3. Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга направляет отклоненный губернатором Санкт-Петербурга закон в комитет по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга или в бюджетно-финансовый комитет Законодательного Собрания Санкт-Петербурга для подготовки повторного рассмотрения (пункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2002 года Законом Санкт-Петербурга от 28 октября 2002 года N 491-50, — см. предыдущую редакцию).

4. Вопрос о повторном рассмотрении Закона включается в проект повестки дня заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по решению комитета по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, но не позднее чем через месяц после отклонения губернатором Санкт-Петербурга Закона (пункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2002 года Законом Санкт-Петербурга от 28 октября 2002 года N 491-50, — см. предыдущую редакцию).

5. Если губернатор Санкт-Петербурга отклоняет Закон с обоснованием нецелесообразности его принятия, то повторное рассмотрение Закона состоит из (абзац в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2002 года Законом Санкт-Петербурга от 28 октября 2002 года N 491-50, — см. предыдущую редакцию):

а) выступления губернатора Санкт-Петербурга (или его официального представителя);

б) выступления автора проекта Закона;

в) выступления представителя комитета Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, являющегося в соответствии с пунктом 3 статьи 3 ответственным за подготовку повторного рассмотрения Закона;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 января 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 31 декабря 2004 года N 622-103, — см. предыдущую редакцию).

г) голосования Закона в прежней редакции.

Закон считается принятым в прежней редакции, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Принятый в прежней редакции Закон в трехдневный срок направляется губернатору Санкт-Петербурга и подлежит обнародованию им в течение пяти дней со дня направления Закона (абзац в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2002 года Законом Санкт-Петербурга от 28 октября 2002 года N 491-50, — см. предыдущую редакцию).
При непринятии Закона в прежней редакции он направляется на доработку авторам проекта Закона.

6. Если губернатор Санкт-Петербурга при отклонении Закона предлагает внести конкретные изменения и дополнения в отдельные его положения (вносит поправки), то повторное рассмотрение включает в себя обсуждение только этих поправок, которое состоит из (абзац в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2002 года Законом Санкт-Петербурга от 28 октября 2002 года N 491-50, — см. предыдущую редакцию):

а) выступления губернатора Санкт-Петербурга (или его официального представителя);

б) выступления автора проекта Закона;

в) выступления представителя комитета Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, являющегося в соответствии с пунктом 3 статьи 3 ответственным за подготовку повторного рассмотрения Закона;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 января 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 31 декабря 2004 года N 622-103, — см. предыдущую редакцию).

г) голосования по поправке.
Если при повторном рассмотрении Закона в него будут внесены все предложенные поправки, то новый текст Закона ставится на голосование в целом. В случае принятия Закона в целом Закон в трехдневный срок направляется губернатору Санкт-Петербурга и подлежит обнародованию им в течение пяти дней со дня направления (абзац в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2002 года Законом Санкт-Петербурга от 28 октября 2002 года N 491-50, — см. предыдущую редакцию).
Если при повторном рассмотрении Закона будут внесены лишь некоторые из предложенных поправок, то новый текст Закона ставится на голосование в целом. В случае принятия Закона в целом Закон направляется губернатору Санкт-Петербурга для обнародования как вновь принятый Закон (абзац в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2002 года Законом Санкт-Петербурга от 28 октября 2002 года N 491-50, — см. предыдущую редакцию).
Если при повторном рассмотрении Закона в него не будет внесена ни одна поправка, то на голосование ставится вопрос о принятии Закона в прежней редакции. Закон считается принятым в прежней редакции, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Принятый в прежней редакции Закон в трехдневный срок направляется губернатору Санкт-Петербурга и подлежит обнародованию им в течение пяти дней со дня направления (абзац в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2002 года Законом Санкт-Петербурга от 28 октября 2002 года N 491-50, — см. предыдущую редакцию).
При непринятии Закона он направляется на доработку авторам проекта Закона (статья дополнительно включена с 24 июня 1997 года Законом Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года N 102-34).

(Статьи 3, 4, 5, 6, 7 считаются соответственно статьями 4, 5, 6, 7, 8 — Закон Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года N 102-34).

Статья 4. Опубликование Закона

Статья утратила силу с 13 августа 2010 года — Закон Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112. — См. предыдущую редакцию.

Статья 5. Вступление Закона в силу

1. Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Закон по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступает в силу не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2002 года Законом Санкт-Петербурга от 28 октября 2002 года N 491-50, — см. предыдущую редакцию).
Абзац третий утратил силу с 13 августа 2010 года — Закон Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112. — См. предыдущую редакцию.

2. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность или ухудшающий положение налогоплательщиков, обратной силы не имеет.

3. Неопубликованные Законы не применяются.

Статья 6. Исполнение Закона

1. Вступивший в силу Закон обязателен для исполнения всеми находящимися на территории Санкт-Петербурга органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

2. Иные акты органов государственной власти Санкт-Петербурга, акты органов местного самоуправления Санкт-Петербурга, предприятий, организаций, учреждений, находящихся на территории Санкт-Петербурга, не могут противоречить Закону. В случае противоречия их Закону действует Закон.

3. Невыполнение Закона влечет ответственность виновных в установленном законодательством порядке.

Статья 7. Отмена и изменение Закона

Отмена, изменение, дополнение Закона, признание его утратившим силу осуществляется путем принятия Закона.

Статья 8. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Мэр Санкт-Петербурга
А.А.Собчак

Санкт-Петербург
20 июля 1995 года
N 83-12

Редакция документа с учетом

изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро “КОДЕКС”

Законодательные основы

Согласно Конституции РФ, законопроекты, принятые Государственной думой РФ, подлежат одобрению Советом Федерации. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа сенаторов либо если в течение 14 дней он так и не был рассмотрен Совфедом.

Если Совет Федерации отклоняет закон, он в пятидневный срок возвращается в Государственную думу для доработки. Обе палаты парламента могут образовать на паритетных началах согласительную комиссию для выработки взаимоприемлемого решения по спорным вопросам. По итогам ее работы Госдума может одобрить закон с учетом внесенных замечаний или не согласиться с ними. Если нижняя палата принимает рекомендации согласительной комиссии, она простым большинством голосов одобряет закон и снова направляет его в Совет Федерации. Если Дума не согласна с решением Совета Федерации об отклонении закона, законопроект ставится на голосование в первоначальной редакции. Он считается принятым, если за него проголосуют не менее двух третей от общего числа членов Госдумы. В этом случае вето Совета Федерации считается преодоленным и Госдума направляет документ на подписание президенту РФ, минуя верхнюю палату парламента.

Статистика

За время своей работы Совет Федерации РФ отклонил 281 закон, принятый Госдумой II-VII созывов, с учетом законопроекта о хостелах (на официальном сайте ГД статистика I созыва не опубликована). Чаще всего отклонялись законы, принятые Госдумой II созыва (1995-1999) — 141, меньше всего — нынешним составом Госдумы (с 2016 года) — четыре. С 2011 года, когда спикером Совфеда стала Валентина Матвиенко, одобрение в верхней плате парламента не получили 28 законопроектов, принятых нижней палатой.