Когда чеченцы приняли ислам?

Чеченцы не всегда были мусульманами. Впервые вайнахи приняли ислам в период XIV-XV веков, переняв традиционные взгляды на тот момент уже исламизированного Дагестана, включая сказывающееся влияние Золотой Орды. На время военных походов Тимура Хромого известен факт наличия чеченского государства Симсир, его правителя звали исламским именем Мухаммед. Окончательно ислам охватил Чечню в период XIX в. До исповедования мусульманских традиций народ предпочитал свои самобытные языческие догматы, дожившие чуть не до начала XX века.

Главный чеченский языческий бог Дела. Согласно верованиям вайнахов нашу Вселенную сотворил именно он и всего за десять суток. Есть иные боги, существа, — все они считались детьми великого Дела: бог молний Села, властительница воды Хи-Нана, покорительница ветра и бурь Миха-Нана, владычица искусств Села-Сата, богиня, дарующая плодородие Тушоли, предвестница смертного часа Уна-Нана и т.д.

Уна-Нана, пожалуй, наиболее жуткое божество из всех. Древние чеченцы представляли смерть в виде старой обрюзгшей старухи, волочащей свои дряхлые кости по земле. Уна-Нана всегда таскала за собой огромный мешок битком набитый людскими недугами.

Вселенную вайнахи делили на мир живых «Малха» и царство мертвых «Эл». Предки чеченцев верили, что оба мира совершенно одинаковы. Но у живых сияет солнце. Мертвым освещает путь луна. Солнце и луну предки чеченцев вайнахи ставили в ранг великих божеств, поклоняясь и почитая небесные светила.

По вероисповеданию чеченцы — мусульмане-сунниты шафиитского толка. До исламизации чеченцы находились под сильным влиянием соседней православной Грузии, откуда начиная с 8 в. к ним стало проникать христианство. Наиболее оно укрепилось, видимо, в Аргунском ущелье (здесь сохранились развалины храмов, найдены остатки предметов христианского культа). В то же время чеченцы продолжали сохранять и прежние языческие верования. Пантеон их божеств, возглавляемый «отцом богов» Дела, включал в себя громовержца Села, богиню Тушоли, бога загробного мира Эштра и т. д. Ислам стал распространяться среди чеченцев с 15-16 вв. проповедниками из соседнего Дагестана. Большую роль в исламизации чеченцев сыграл суфизм, укоренившийся первоначально в форме накшбандийской ветви. В ходе Кавказской войны чеченцы вели борьбу под знаменем ислама, присоединившись к имамату Шамиля. В 50-60-е гг. 19 в. среди них распространяется др. ветвь суфизма — кадирия (так называемый зикризм). Громкие радения (зикр) кадиритов, сопровождающиеся танцем по кругу, вызвали резкое недовольство и репрессивные меры со стороны Шамиля. Несмотря на это, зикризм утвердился во всей горной Чечне; орден накшбандия сохранил свои позиции в осн. среди равнинных чеченцев.

Гонения на религию в годы советской власти, насильственная депортация чеченцев в 1944 лишь способствовали укреплению среди них позиций ислама, ставшего одним из мощнейших факторов этнического самосохранения.

Влияние ислама в Чечне усилилось с возобновлением свободного отправления культа с конца 1980-х гг. Создано самостоятельное Духовное управление мусульман республики. Вовлечение ислама в политическую жизнь проявилось в создании в 1992 г. проправительственного Исламского центра (в качестве альтернативы оппозиционному муфтияту). Война 1994-1996 гг., в которой религиозные лозунги сыграли не последнюю роль, способствовала дальнейшему укреплению позиций ислама.

Как и все мусульмане, чеченцы отмечают главные исламские праздники ? Ураза-байрам и Курбан-байрам, а также день рождения Пророка (мавлид). Празднование мавлида растягивается иногда на месяц; мавлид устраивается также и по др. особо важным поводам.

Ислам в Чечне имеет неортодоксальную суфийскую специфику. Суфийские общины (вирды), переплетенные с клановой (тейповой) организацией, составляют одну из основ чеченского общества. Развито почитание святых мест, которыми зачастую являются могилы видных суфийских шейхов. В верованиях чеченцев до сих пор сохраняются следы доисламских представлений, которые переплетены с исламскими.

В последние годы в Чечне распространяются идеи ваххабизма.