Лада Калина Хэтчбек малАя Багира › Бортжурнал › Хитрые ДПСовские ЖУКИ

Бортжурнал ›
Хитрые ДПСовские ЖУКИ

Вам необходимо поставить автомобиль на стоянку, вы видите прекрасное место – на прилегающем к проезжей части уширении. Но встать туда можно только под углом к краю дороги – все автомобили именно так и стоят. Можно ли так парковаться в кармане в 2020 году и разрешено ли вообще останавливаться в таком месте при наличии или отсутствии дорожных знаков и разметки? В каких случаях нельзя и какой за это штраф?

Ответ на данный вопрос достаточно непростой, и ниже мы выясним, что формальная буква законодательства расходится с практикой применения наказаний.

Но сразу ответим на главный вопрос:

  1. если карман проезжей части обозначен соответствующим знаком 6.4 (должен быть применён вкупе с табличкой) и/или разметкой, то парковка в нём разрешена,
  2. если же отсутствуют знаки и разметка, то остановка на этом куске дороги приведёт к штрафу, хотя формально она не запрещена.

И именно о втором пункте давайте поговорим подробнее!

При рассмотрении жалобы по административному делу необходимо последовательно убедить судью или начальника ГИБДД, что водитель никаких правил не нарушал. И необходимо быть готовым к вопросам с их стороны. Например, с чего вдруг вы решили, что уширение проезжей части называется «карманом»? Или как правильно называется организованная стоянка вдоль края проезжей части, если такого уширения нет?

И, чтобы разобраться во всех тонкостях, нам понадобится пять документов:

  1. Правила дорожного движения – здесь мы можем понять, используется ли вообще термин «карман» как часть дороги,
  2. ГОСТ 32846-2014 – Элементы обустройства. Классификация,
  3. ГОСТ Р 52289-2019 – Правила применения знаков, разметки и других элементов дороги,
  4. СП 42.13330.2016 – Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений,
  5. СП 396.1325800.2018 – Улицы и дороги населенных пунктов, и здесь мы можем найти ширину, длину или глубину парковок.

Начнем с полулегальных платных парковок, которых в недалеком прошлом развелось уж слишком много. Даже в собственном дворе граждан принуждали оплачивать стоянку, чтобы они могли спать спокойно. Непокорным прокалывали колеса, били стекла.

Первым шагом в наведении порядка с взиманием платы за стоянку стало введение в законодательство, в том числе и в ПДД, самого термина «Парковка», согласно которому только собственник мог решить, взимать плату за парковку или нет. Впоследствии, даже знак 6.4 «Место стоянки» переименовали в «Парковку». И началась путаница, ведь не каждое место под стоянку является парковкой в ее классическом понимании. Если вернуться к дворовой стоянке, то она таковой не является. Закон лишь допускает ее организацию на данной территории.

Следствием малопродуманного эксперимента стало появление новой редакции пункта 12.2 ПДД, по которому автомобили разрешается ставить только вдоль дороги, и лишь, как исключение, под углом к краю проезжей части, когда установлен знак парковки с соответствующей табличкой «Способ постановки на стоянку». При этом уточняется:

…если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

На момент изменения 12.2 ПДД нормативная база по организации мест стоянки в карманах была слабая, что привело к произволу со стороны инспекторов ГИБДД: встал в кармане непараллельно краю проезжей части – получи штраф в 500 рублей по части 1 статьи 12.19 КоАП.

Для устранения неоднозначности в нормативной документации активно стали применять термин «площадка». Именно через него обозначают все места для стоянки, в том числе и парковки. Откроем ГОСТ 32846-2014. Как видим, среди мест для стоянки встречаются:

  • парковка,
  • площадка обзорная,
  • площадка отдыха,
  • автостоянка (не путать с парковкой).

Но самое главное вот что!

Площадка для стоянки и остановки транспортных средств – оборудованная площадка или уширение проезжей части для остановки и кратковременной стоянки автомобилей у объектов дорожного сервиса, историко-архитектурных комплексов и других, привлекательных для участников дорожного движения мест с систематической остановкой автомобилей

Как видим, по определению данная площадка не является парковкой, но именно она может располагаться на уширении проезжей части, как записано в пункте 12.2 Правил.

Но как обозначить все перечисленные площадки в качестве мест для стоянки? Ведь знак 6.4 может обозначать только парковку! Ничего подобного. В новом ГОСТ Р 52289-2019 записано, что с табличками «Способ постановки на стоянку» знак может обозначать любую площадку. Причем, главное изменение заключается в том, что табличка под знаком теперь обязательна.

Если внимательно прочитать соответствующий пункт 5.7.5 в этом ГОСТе, то можно увидеть, что знак парковки вообще без табличек не устанавливается нигде и никогда. Если вы видите одиночный знак 6.4, то его установка не соответствует требованиям данного ГОСТа.

Но в указанных документах карман не упоминается. Ничего страшного, обратимся к Сводам правил (СП), согласно которым строятся города, магистрали городов и улицы.

Откроем СП 42.13330.2016 и сразу видим, что термин «парковка» имеет самостоятельное значение:

Стоянка для автомобилей (открытая площадка) общего пользования, устраиваемая на элементах поперечного профиля улично-дорожной сети (проезжей части, тротуаре), имеющая въезд и выезд только со стороны проезжей части улицы (дороги), устраиваемая при условии обеспечения пропускной способности проезжей части и тротуаров.

Карман – частный случай парковки. Это часть дороги, поскольку он располагается на проезжей части (ее уширении, если карман предназначен для остановки или кратковременной стоянки – это указано в ГОСТ 32846-2014) или на тротуаре.

Согласно СП 42.13330.2016 все дороги в городе делятся на:

  • магистральные дороги 1 и 2 класса;
  • магистральные улицы 1, 2 и 3 класса;
  • улицы районного значения;
  • улицы местного значения.

Развитием СП 42.13330.2016 является СП 396.1325800.2018. Согласно данному документу:

  • на магистральных дорогах и магистральных улицах 1 и 2 класса устройство парковок недопустимо;
  • на магистральных улицах 3 класса и улицах районного значения организовывать парковки разрешается только в карманах при наличии возможности их устройства;
  • на улицах местного значения парковки устраиваются без ограничений, в том числе в карманах.

Кстати, стоянка вдоль края проезжей части организуется в виде парковочных полос.

И добрались до главного: в 8 разделе СП 396.1325800.2018 подробно расписано, как организуются парковки на улично-дорожной сети.

Указаны длина, ширина, глубина парковок. В том числе указана обязательность разметки ни них. А раз разметка имеется, то все вопросы со стороны ГИБДД о стоянке автомобилей исключительно вдоль дороги снимаются.

Здесь же напоминаю и о требовании ГОСТ Р 52289-2019 обозначать любую площадку знаком «Парковка» с соответствующей табличкой. Таким образом, парковка в пределах улично-дорожной сети должна быть обозначено и знаком, и разметкой.

Остался маленький штрих. Ответ на данный вопрос вы должны знать с автошколы.

По определению дорога и проезжая часть предназначены для движения и останавливаться на них запрещено. Для остановки и стоянки по ПДД используются прилегающие территории.

Но что делать водителю, если возникла необходимость остановиться, а прилегающей территории рядом не наблюдается? На этот случай в п.12.1 ПДД прописали, где на дороге все-таки можно останавливаться. В частности, можно остановиться на обочине или у края проезжей части при отсутствии обочины.

Нет никакого смысла расписывать в ПДД, как останавливаться на прилегающих территориях, то есть за пределами дороги. Потому, если перед карманом нет знака «Парковка», а сам карман не имеет следов разметки, то он расположен не только за пределами дороги, но и за пределами улично-дорожной сети вообще. Другими словами, перед вами – прилегающая территория. И как хотите, так и вставайте на ней – в ПДД на этот счет нет, и не может быть никаких требований.

Однако, на практике 2020 года достаточно случаев, когда мнение инспектора на дороге идёт вразрез с буквой законодательства. И будьте готовы к тому, что сотрудник может выписать в этом случае штраф, и уже потом вам придётся обжаловать его.

Нередко у автолюбителей возникают вопросы и относительно того, что перед дорогой стоит знак 3.27 «Остановка запрещена», а далее наблюдается карман. В этом случае опять же практика расходится с теорией:

  • исходя из позиции, что карман не является частью улично-дорожной сети, парковаться на нём можно при любых запрещающих знаках, ведь они относятся к данной дороге,
  • но на практике в этом случае также запрещено парковаться, потому как инспектор ДПС с большой долей вероятности отнесёт карман к уширению проезжей части.

А вот при наличии знака парковки в этом случае на 2020 год не возникает противоречия с запрещающим знаком, и в этом случае приоритет имеет именно разрешение парковки.

Ещё кое-что полезное для Вас:

За нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств в КоАП предусмотрена одна универсальная норма и её частные случаи, в том числе локационные. Давайте рассмотрим их подробнее.

Штрафы за парковку в кармане

Норма КоАП За какое нарушение? Размер штрафа
Статья 12.19, часть 1 Нарушение правил парковки в общих случаях Предупреждение или штраф 500 рублей
12.19, часть 3.1 Если крайняя правая полоса предназначена для маршрутных ТС, и уже к ней прилегает карман. 1 000 рублей
12.19, часть 5 Нарушение, квалифицируемое ч.1 ст. 12.19, если оно совершено в Москве или Спб 2 500 рублей
12.19, часть 6 Нарушение, квалифицируемое по ч.3.1 ст. 12.19, в Москве или Петербурге 3 000 рублей

Карман, в котором запрещена парковка

Рассмотрим следующий пример:

С правой стороны от проезжей части установлены знаки 3.27 «Остановка запрещена» и 8.24 «Работает эвакуатор», на некотором расстоянии от этих знаков начинается парковочный карман, в который могут поместиться несколько автомобилей (розовый и зеленый).

На практике автомобили из подобных мест увозит эвакуатор. Разберемся, насколько это законно.

Законна ли эвакуация из парковочного кармана?

В первую очередь рассмотрим табличку 8.24:

8.24 «Работает эвакуатор». Указывает, что в зоне действия дорожных знаков 3.27 — 3.30 осуществляется задержание транспортного средства.

Суть таблички работает эвакуатор сводится к тому, что она предупреждает водителя о возможной эвакуации. При этом зона её действия полностью совпадает с зоной действия знака 3.27.

3.27 «Остановка запрещена». Запрещаются остановка и стоянка транспортных средств.

Действие знаков 3.10, 3.27 — 3.30 распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены.

То есть знак 3.27 в рассматриваемом примере распространяется на правую сторону дороги и действует до тех пор, пока не будет отменен.

Таким образом, независимо от того, какую форму имеет правый край проезжей части, знак 3.27 продолжает действовать. В том числе действует он и внутри парковочного кармана. То есть автомобиль в указанном месте может быть эвакуирован.

Если организаторы дорожного движения хотят разрешить парковку внутри кармана, то перед началом кармана устанавливается сочетание дорожных знаков 3.27 и 8.2.3:


Также обратите внимание на тот факт, что знак 6.4 «Парковка» не говорит о том, что знак 3.27 перестает действовать:

То есть, если сначала на дороге установлен знак 3.27 «остановка запрещена», а перед парковочным карманом установлен знак 6.4 «Парковка», то это говорит лишь о том, что ситуация на дороге спорная. И лучше поискать другое место для парковки, где не будет угрозы эвакуации автомобиля.

16 февраля 2013 Администратор Просмотров:

Правила установки и принципы действия дорожных знаков «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» и «Стоянка запрещена по четным числам месяца» мало чем отличаются от знака-исходника — «Стоянка запрещена». Но необходимость в их наличии очевидна.

На узких участках дорог — в местах расположения многочисленных офисов учреждений и организаций, где большое количество транспортных средств осуществляет парковку, — возникает проблема затрудненного встречного разъезда.

Автомобили, стоящие по обеим сторонам дороги, сужают проезжую часть и делают встречное движение практически невозможным.

Судя по самому названию знаков, они запрещают стоянку по нечетным и четным числам месяца (соответственно). Иными словами, в зоне действия знака в конкретный день месяца запрещена только стоянка. Но, важно помнить, что остановка разрешается.

Зона действия знаков «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» и «Стоянка запрещена по четным числам месяца» начинается в месте их установки и продолжается до участков дороги, которые являются:

  1. Ближайшим по ходу следования перекрестком;
  2. Концом населенного пункта;
  3. Местом установки знака «Конец зоны всех ограничений».

Кроме того, данные дорожные знаки могут сочетаться с табличками 8.2.2 — 8.2.6. В этом случае зона их действия будет определяться направлением стрелки на табличках, а также расстоянием, указанным на них.

Действие знаков «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» и «Стоянка запрещена по четным числам месяца» может быть обусловлено и применением знака 6.4 «Парковка (парковочное место)» в его сочетании с табличкой 8.2.1. В этом случае знаки прекращают свое действие, и стоянка транспортных средств будет разрешена в любой день.

Указанные знаки не распространяют свое действие на три вида транспортных средств:

  1. На ТС, управляемые водителями-инвалидами I и II групп или перевозящие таких инвалидов или инвалидов-детей;
  2. На ТС, принадлежащие федеральной почтовой службе РФ;
  3. На такси с включенным таксометром.

Важно помнить, что знаки «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» и «Стоянка запрещена по четным числам месяца» «работают» только на той стороне дороги, на которой установлены. Поэтому стоянка в конкретный день месяца (нечетный или четный) будет запрещена только на той стороне дороги, на которой располагается соответствующий запрещающий знак.

Однако именно здесь возникает принципиально важный момент, связанный с параллельной установкой знаков по обеим сторонам дороги.

Возьмем чисто теоретический пример. В случае одновременного применения знаков «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» и «Стоянка запрещена по четным числам месяца», возникает парадоксальная ситуация.

Так, в 23 часа 59 минут 59 секунд нечетного числа месяца автомобиль, стоящий в зоне действия знака, запрещающего стоянку по четным числам месяца, не нарушает правила. Но ровно через секунду наступает четное число, а вместе с этим автоматически возникает и нарушение правил стоянки. Еще раз отметим, что это — чисто теоретически.

Поэтому законодатель следующим образом определил случай параллельной установки знаков по обеим сторонам дороги: хронологический отрезок с 19 часов и до 21 часа каждых суток определен в качестве времени перестановки ТС. Иными словами, в это время парковка разрешена на любой стороне дороги.

Соответственно и новые сутки начинаются не в 0 часов и 00 минут, а в 21.00 предшествующих суток. Например, 1 июля начинается в 21.00 (30 июня) и продолжается до 19 часов (собственно 1 июля). Затем идет перестановочное время — с 19.00 до 21.00, чтобы с 21.00 (1 июля) началось четное число (то есть 2 июля) и т.д.

Многие курсанты автошкол (да и начинающие водители) мечтают «вбить в голову гвоздь» тому, кто придумал это правило.

Но если копнуть поглубже, то логика законодателя понятна. Конечно, можно, было бы устроить перестановочное время с 23 часов и до 1 часа ночи, но будет ли удобно водителю вылезать из теплой постели, заводить автомобиль и переставлять его на другую сторону дороги, чтобы не нарушить Правила?