О рекламе алкогольной продукции

Федеральный закон «О рекламе» РФ 2019 года (N 38-ФЗ редакция 2018-2019)

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМЫ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ

1. Реклама алкогольной продукции не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним;

6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

2. Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

КонсультантПлюс: примечание.

1) в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

(в ред. Федеральных законов от 20.07.2012 N 119-ФЗ, от 21.07.2014 N 235-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ)

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.01.2019 запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 21, не применяется в части рекламы пива и напитков на его основе в телепрограммах во время трансляции спортивных соревнований (ФЗ от 21.07.2014 N 235-ФЗ).

3) в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи), при кино- и видеообслуживании;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)

4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.01.2019 запрет, установленный п. 7 ч. 2 ст. 21, не применяется в части рекламы производителей пива и напитков на его основе в период проведения официальных спортивных мероприятий (ФЗ от 21.07.2014 N 235-ФЗ).

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 235-ФЗ)

8) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(п. 8 введен Федеральным законом от 20.07.2012 N 119-ФЗ)

2.1. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ (ред. 20.07.2012), в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)

3. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

4. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

5. Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

(часть 5 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

6 — 7. Утратили силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 235-ФЗ.

8. Допускаются размещение, распространение рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.

(часть 8 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ)

Правила рекламы алкогольной продукции

Положение о рекламе алкогольной продукции предусматривается федеральным законом «О рекламе» №39. В частности, в содержании статьи 21 описывается алкогольная продукция и ее продвижение при помощи рекламы.

Для начала следует определить, что не должно быть в рекламе алкогольной продукции.

Запрещено:

  • Утверждать, что распитие алкогольных напитков приводит к успеху в профессиональном развитии и в спорте, личной жизни и так далее;
  • Осуждать людей, которые не употребляют алкоголь, а также осуждать трезвую жизнь;
  • Говорить о том, что алкоголь, в том числе пиво — безвредны для здоровья и не говорить о том, что они полезны;
  • Говорить о том, что такие напитки быстро утоляют жажду.

Нельзя рекламировать:

  • В печатных изданиях оздоровительного и детского характера;
  • Телевидение и радио;
  • Рекламные щиты;
  • Образовательных, культурных, спортивных учреждениях;
  • В интернете.

Когда разрешена реклама алкоголя?

Обойти закон все же возможно. Есть ряд способов, благодаря которым рекламная компания алкогольной продукции может быть реализована. Речь идет о социальных сетях. Многие популярные социальные сети приняли самостоятельное решение не рекламировать алкоголь и табачные изделия. Однако рекламирование алкоголя разрешено в:

  • Закрытых группах. Создаются специальные закрытые группы по интересам. Можно рекламировать среди людей, которым интересна данная продукция;
  • При помощи блогеров. Блогера можно попросить протестировать определенный вид алкогольной продукции и сделать правильный отчет, выделив, что ему нравится или не нравится в продукте.

Есть ли запрет?

Отдельного документа или законопроекта на запрет рекламы алкогольной продукции нет, но есть ряд законодательных документов, как:

  • Постановление Правительства Российской Федерации №145;
  • ФЗ 491;
  • Федеральный закон №171;
  • ФЗ «О рекламе».

Производители алкогольной продукции несмотря на запрет на рекламу алкоголя продолжают идти на различные хитрости и уловки, чтобы продвинуть собственную продукцию на рынок. В случае нарушения закона предусматривается ответственность. Штрафы с момента определения были увеличены в 10 раз. Тем не менее, многие производители продолжают рекламировать алкоголь под видом воды, акций, конфет и так далее. Таким образом, Федеральный антимонопольный орган тратит много денежных средств на то, чтобы провести различного рода экспертизы, чтобы доказать, что по данному факту была скрыта реклама алкоголя.

Скачать закон о рекламе алкоголя в РФ

В соответствии с законодательством рекламная кампания может быть установлена только в соответствии с прописанными положениями. Специальная федеральная антимонопольная служба тщательно следит за этим явлением. Чтобы скачать закон «О рекламе» с внесенными изменениями и дополнениями, следует перейти по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону: