Организация самостоятельной работы студента-заочника – 5 «золотых» правил

Студенты, которые имеют опыт заочного образования – школа, колледж, вуз – гораздо легче приспосабливаются к системе в конкретном учебном заведении. Выпускникам школ в этом плане гораздо тяжелее, потому что они еще не вполне понимают, куда идут и зачем. Дело в том, что более-менее правильный выбор специальности можно сделать не ранее 21-22 лет.

В обществе считается, что чем быстрее ребенок окончит школу, вуз, тем лучше – больше времени останется на личную жизнь. Это не совсем так, и западная система образования это доказывает. У них меньший процент выпускников вузов с неудавшейся профессиональной судьбой, которые не любят свою работу, ищут возможность поменять ее.

Учатся там 12 лет, последние классы школы – это полностью профессионально ориентированное образование. В школе еще можно экспериментировать, менять направление деятельности, выбирать. Поэтому дети идут в высшее учебное заведение полностью готовыми психологически, и сами решают, что им нужно: получить высшее образование заочно, или очно.

Примеры людей, кто поздно пошел учиться

Поздно – это по общепринятым меркам. По меркам психологии – как раз вовремя. Например – Святослав Рихтер – гений ХХ века, знаменитый пианист. До 22 лет учился сам и только после этого решил поехать в московскую консерваторию (когда психологически созрел) и его взял к себе другой великий пианист, усмотрев в самоучке гения, как впоследствии и оказалось.

Таких людей можно найти в любой сфере – спорте, кулинарии, литературном творчестве, где угодно.

Система заочного образования

Студенты заочной формы обучения большую часть времени занимаются самостоятельно, поэтому преподавателям необходимо как-то контролировать и стимулировать этот процесс. Один студент перестрахуется и выучит все, и даже больше, чтобы только сдать предмет на слабую тройку. В результате получает «пять» и похвалу.

Другой будет думать, что и так все знает, достаточно сделать одно задание в семестр. Рассчитывает на хорошую оценку, но получает «пересдачу».

К чему это: многие себя переоценивают или недооценивают, поэтому получают результаты, которые их радуют или огорчают.

Есть несколько форм заочного образования:

  1. Заочная с приездом на сессию, без использования дистанционных технологий, разве что электронной библиотеки. Все задания сдаются лично преподавателям.
  2. Очно-заочная. Эта форма подходит тем людям, кто учится в том же городе, где и проживает, поэтому имеет возможность ходить на очные лекции 1- 2 раза в неделю.
  3. Заочно-дистанционная. Это удаленное обучение с использованием дистанционных технологий. Каждый вуз по-разному озвучивает требования: куда-то нужно приезжать на сессию, а где-то можно учиться и сдавать экзамены через Интернет.

Абитуриенты все чаще интересуются, что значит очно-заочная форма обучения. Это компромисс между очным и заочным факультетами, но подходит не всем.

Многие чиновники протестуют против заочного образования, считая его неполноценным, не учитывая тот факт, что среди очников тоже есть неуспевающие, отчисленные, троечники. Чтобы обучение было эффективным, необходимо учитывать то, как само учебное заведение контролирует процесс и как к нему относится сам студент.

Что такое установочная сессия?

Установочная сессия предваряет самостоятельную работу заочника. Во время «установки» студенты посещают лекции, а преподаватели дают вводную информацию, методические рекомендации, списки литературы для самостоятельного изучения. Студенты и преподаватели могут разбирать сложные вопросы, поднимают темы, которые будет трудно изучить самостоятельно. Учащимся раздают темы для курсовых и рефератов, списки вопросов для зачетов и экзаменов. В следующие полгода они готовятся к экзаменационной сессии.

Когда и как проходят сессии у заочников?

Установочная сессия проходит в начале семестра и занимает 1–2 недели. Как правило, ее проводят в октябре, затем — в феврале. Конкретные периоды обучения зависят от вуза и факультета.

Узнайте, что нужно для дистанционного обучения школьнику

Домашнее обучение — это не тотальный контроль, а работа над самостоятельностью школьника. Поддержите его! Для ребенка — это большой стресс, поэтому нужно ему помочь в переходе на новую форму обучения. Если в школе объявили о необходимости перевести учеников на дистанционное обучение, родителям нужно сначала самим разобраться, как будет проходить этот процесс.

Свяжитесь с классным руководителем, узнайте названия всех программ, которые будут использованы при работе, и составьте примерный план школьного дня. Что обязательно вам понадобится?

  • Хорошее подключение к интернету.
  • Работающая веб-камера и микрофон для видеосвязи.
  • Удобное кресло и продуманное рабочее место.

Подберите одежду для занятий

Объясните ребенку, что в пижаме или домашних спортивных штанах ему не стоит заниматься. Даже одежда должна настраивать на рабочую атмосферу! Вместе со школьниками подберите удобный и подходящий для занятий вариант. После окончания уроков ребенок обратно может переодеться в любимую футболку с забавным принтом.

Сделайте расписание занятий

Красочное расписание не только поднимет настроение, но и поможет легко сориентировать, с каким учителем и в какое время выходить на связь. Больше шаблонов для школьника вы найдете в нашей статье «25 лучших шаблонов для расписания уроков».

Повесьте доску для заметок

Магнитная доска отлично впишется в интерьер школьника и поможет ему самоорганизоваться. Если не хотите тратиться на магнитную доску, то можно сделать бюджетный вариант из дерева, пенопласта, рамки с натянутой тканью, фанеры, металлической сетки. Посмотрите, сколько интересных вариантов на сайте Pinterest.

Посоветуйте ребенку записывать свои успехи

Если вы уже повесили стильную доску возле рабочего стола школьника, нужно ему посоветовать записывать на ней свои успехи. Например, ребенок без ошибок решил примеры по математике, успешно сдал тест по английскому языку и выучил стихотворение Пушкина.

Ребенок будет смотреть на свои успехи и гордиться собой.

Сделайте красочный календарь

Успех дистанционного образования — в визуальном восприятии. Создайте для занятий подходящую атмосферу. Вместе с ребенком сделайте календарь в редакторе Canva, отметьте на нем все важные даты, которые помогут не забыть о важных событиях. Больше шаблонов для календарей в нашей статье «Календари на 2020 год: 20 крутых дизайнерских шаблонов».

Повесьте увлекательные трекеры привычек

Все визуальное привлекает внимание и стимулирует мозговую активность. Если вы не можете заставить ребенка пить много воды и есть овощи, сделайте красочный трекер привычек. Крепкое здоровье ребенка необходимо для легкого усвоения школьной программы.

Еще больше трекеров и чек-листов вы найдете в нашей статье «Добиваться целей красиво! 28 чек-листов и трекеры на все случаи жизни».

Составьте чек-лист поощрений, которые ребенок будет получать за хорошую учебу

Ребенка стоит поощрять за хорошую успеваемость, но это не должны быть денежные вознаграждения. Психологи уверены, что принцип рыночных отношений — «это не метод воспитания, а манипуляция», чтобы ребенок просто не мешал родителю, хорошо учился и не тревожил его лишний раз.

Ребенок должен понимать, что знания нужны ему, а не родителю, и что учеба — это не заработок средств. Поощрения должны быть, но их лучше связать с впечатлениями и пользой для школьника.

Составьте вместе с ребенком чек-лист поощрений, за основу можете взять шаблон Canva. Отличными наградами могут быть поездки за город, билеты в кино, любимая сладость, домашняя вечеринка с пиццей, ночевка у лучшего друга. А за неудачи в учебе не ругайте ребенка, помогите ему разобраться в проблеме.

Расскажите ребенку об основах онлайн-этикета

Школьник должен придерживаться правил онлайн-общения с учителем и со сверстниками во время учебы. Расскажите ребенку, как стоит себя вести в интернете! Рекомендуем распечатать плакат, который всегда будет напоминать об этих правилах.

Рекомендуем сделать турник в комнате

Во время 15-минутных перерывов ребенок может размяться и повисеть на турнике, что очень полезно для позвоночника. Дети очень активны, поэтому стоит направлять эту энергию в нужное русло с пользой для здоровья.

Не переживайте, если в школе объявили дистанционное обучение. Самое трудное — первая неделя, когда школьнику и вам нужно привыкать к новшествам. Но на второй неделе домашнего обучения у вас уже не должно быть серьезных проблем. Главное, создайте подходящую рабочую атмосферу — развесьте чек-листы, трекеры привычек, заметки, яркие календари, мотивирующие плакаты. Все это легко сделать в редакторе Canva!

Подписывайтесь на обновления в Телеграме, Фейсбуке, ВКонтакте и Яндекс Дзене, чтобы всегда быть в курсе трендов графического дизайна и возможностей Canva, которые помогут воплотить их в жизнь!

Подготовьте школьнику заранее полезные перекусы

Ребенок во время учебы не должен отвлекаться и ходить на кухню за бутербродами. Подготовьте для него полезные перекусы — орехи, фруктовые батончики, смузи. Но не позволяйте ему полноценно обедать в прямом эфире — это неуважение к учителю. Пообедать школьник может во время перерыва.

Следите, чтобы ребенок не отвлекался на любимых питомцев

Питомцы — одна из проблем дистанционного обучения. Как можно не взять на руки любимую кошку или не погладить щенка во время учебы. Но эти действия мешают сконцентрировать на занятии. Поэтому питомцев на время обучения отправляйте на кухню или в другие комнаты, чтобы не было соблазна их потискать.

Помните о том, что ребенку нужно отдыхать от монитора

Во время перерыва предложите ребенку отвлечься от компьютера. Пусть лучше пойдет обнимать любимых питомцев, выйдет на балкон подышать свежим воздухом, расскажет вам о том, как прошло занятие. Еще один вариант — распечатать для него раскраски-антистресс, если перерыв совсем короткий, пусть немного порисует и таким образом отдохнет от монитора.

Для раскраски-антистресс можете взять такой шаблон Canva или выбрать что-то другое из нашей статьи «Раскраски антистресс: бабочки, русалки и единороги спешат на помощь».

5 правил для успешного заочного образования

Во-первых – должен быть промежуточный контроль. Многие люди по своему психологическому состоянию – это «завтрамэны», то есть каждый день они думают, что начнут учиться с завтрашнего дня, что уже точно. Подходит сессия, но ничего так и не сделано. Поэтому правило первое относится к преподавателям – они должны давать студентам задания если не на каждый день, то на неделю. При этом задания должны быть сделаны и присланы на проверку.

Во-вторых – студент сам должен быть заинтересован в своевременной сдаче предметов. На Западе есть интересная практика: не сдаешь предмет – тебя не отчисляют, просто продлевают обучение на семестр. Учись хоть до пенсии – это в интересах студента.

В-третьих – одинаковые возможности очников и заочников. Если очники могут себе позволить поехать по обмену опытом за границу и пробыть там год, то такие же привилегии должны быть у заочников. Возможно, кто-то из них воспользуется перспективой работать за рубежом. Третье правило – поощрение за старания и стимул учиться дальше.

В-четвертых – чем больше загрузка, тем больше человек успевает. Вот несколько идей:

  1. Выучить иностранный язык, можно не один, но английский – обязательно. Сейчас не те времена, чтобы растягивать учебу. Все нужно делать в максимально сжатые сроки.
  2. Пройти дополнительное заочное образование по смежным специальностям. Благо – все это доступно в удаленном формате. Так можно сразу расширить рамки своей будущей деятельности.
  3. Найти работу, пусть не самую высокооплачиваемую, но по своей будущей специальности. Это даст возможность понять, что потребуется еще, кроме диплома.

Конечно, эти рекомендации касаются тех людей, кто хочет строить карьеру. Кстати, не у всех это получается. Если идея не находит отклика внутри – нужно искать свое решение. Главное, чтобы время было занято с пользой и приносило удовольствие.

Пятое правило – специальность должна быть обдумана, то есть заниматься нужно действительно «своим» делом, иначе энтузиазма хватит ненадолго. Этим объясняется повышенный спрос на второе высшее образование и различные дистанционные программы переквалификации.

Люди пошли учиться сразу после школы, по настоянию родителей, но еще не осознали своих стремлений. Если это утверждение неверно, тогда как объяснить, что люди становятся в общем-то неплохими специалистами, но не получают признания в своей сфере? Трудолюбие позволяет добиться успеха, но подсознательно хочется чего-то другого. Именно поэтому некоторые зарабатывают деньги на своем хобби.

Имеют ли значение сроки учебы

Срок заочного обучения 3- 4 года. В России – 4, на Западе – 3. Это объясняется тем, что год люди теряют в школе, определяясь со своей будущей специальностью. Как показывает практика – этот «лишний» год в школе позволяет им спокойно думать, подключать интуицию, чувствовать себя детьми, никуда не торопиться.

Там же они получают первые навыки самостоятельной работы, учатся собирать и обрабатывать информацию, применять ее на практике. К сожалению, в отечественных школах такой подготовки к университету не найти. Мотивация у всех одна – «надо» или «так положено».

В вузе начинается совсем другая жизнь – появляются требования и сроки сдачи модулей, экзаменов. Но те, кто поступил осознано, не боятся таких перемен, потому что обучение приносит удовольствие, хочется сделать больше, а не только то, что дано программой.

За три года при желании можно сделать гораздо больше, чем без желания за 10 лет. Конечно, посторонние предметы отвлекают, они есть везде, их нужно учить и сдавать. Но никто не говорит, что надо знать все одинаково хорошо. В конце концов, программисту вряд ли пригодится философия, поэтому «тройки» вполне хватит. А вот свою специальность надо знать хорошо, ведь именно ею придется зарабатывать деньги. Три года для освоения специальности на бакалавриате вполне достаточно, если понравится – есть еще магистратура.