ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ

Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 мая 2015 года N 299

Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)»

(с изменениями на 6 декабря 2016 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минэкономразвития России от 6 декабря 2016 года N 785.
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)».

2. Настоящий приказ вступает в силу после вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 254 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)» (зарегистрирован в Минюсте России 22 августа 2007 года, регистрационный N 10009).

Министр
А.В.Улюкаев

Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)»

УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от 20 мая 2015 года N 299

«Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)»

(с изменениями на 6 декабря 2016 года)

I. Общие положения

1. Настоящий Федеральный стандарт оценки устанавливает требования к составлению и содержанию отчета об оценке, информации, используемой в отчете об оценке, а также к описанию в отчете об оценке применяемой методологии и расчетам. Отчет об оценке составляется по итогам проведения оценки.

2. Настоящий Федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.

II. Требования к составлению отчета об оценке

4. Отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений.

5. При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:
в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки;
информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;
содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

6. Отчет об оценке составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; N 27, ст.2880; 2012, N 29, ст.3988; 2013, N 14, ст.1668; N 27, ст.3463, ст.3477; 2014, N 11, ст.1098; N 26, ст.3390), настоящим Федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший и подписавший отчет.
Отчет на бумажном носителе должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть пронумерован постранично, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

7. Требования к составлению отчета об оценке, проводимой для специальных целей и отдельных видов объектов оценки, могут устанавливаться соответствующими федеральными стандартами оценки, которые могут предусматривать отступления от требований настоящего Федерального стандарта оценки.

III. Требования к содержанию отчета об оценке

8. В отчете об оценке должны быть указаны дата составления отчета и его номер. Вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должны содержаться следующие сведения:

а) задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки;

б) применяемые стандарты оценки;

в) принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

г) сведения о заказчике оценки и об оценщике (оценщиках), подписавшем (подписавших) отчет об оценке (в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков), а также о юридическом лице, с которым оценщик (оценщики) заключил (заключили) трудовой договор, в том числе о независимости такого юридического лица и оценщика (оценщиков) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Минэкономразвития России от 6 декабря 2016 года N 785.

д) информация обо всех привлеченных к проведению оценки и подготовке отчета об оценке организациях и специалистах с указанием их квалификации и степени их участия в проведении оценки объекта оценки;

е) основные факты и выводы. В разделе основных фактов и выводов должны содержаться:
основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
общая информация, идентифицирующая объект оценки;
результаты оценки, полученные при применении различных подходов к оценке;
итоговая величина стоимости объекта оценки;
ограничения и пределы применения полученной итоговой стоимости;

ж) описание объекта оценки с указанием перечня документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — также реквизиты юридического лица (в том числе полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, дата государственной регистрации, основной государственный регистрационный номер) и балансовая стоимость данного объекта оценки (при наличии);

з) анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость;

и) описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты. При этом такое описание должно позволять пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки;

к) описание процедуры согласования результатов оценки и выводы, полученные на основании проведенных расчетов по различным подходам, а также при использовании разных методов в рамках применения каждого подхода, с целью определения итоговой величины стоимости, либо признание в качестве итоговой величины стоимости результата одного из подходов.

9. В отчет об оценке могут включаться расчетные величины и выводы по результатам дополнительных исследований, предусмотренные заданием на оценку, которые не рассматриваются как результат оценки в соответствии с Федеральным стандартом «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

10. В приложении к отчету об оценке должны содержаться копии документов, используемые оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе правоустанавливающие и право подтверждающие документы, а также документы технической инвентаризации, заключения экспертиз, а также другие документы по объекту оценки (при их наличии).

IV. Требования к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки

11. В тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. В случае, если информация при опубликовании на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечена свободным доступом на дату проведения оценки или после даты проведения оценки либо в будущем возможно изменение этой информации или адреса страницы, на которой она опубликована, либо используется информация, опубликованная не в общедоступном печатном издании, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов.

12. Документы, предоставленные заказчиком (в том числе справки, таблицы, бухгалтерские балансы), должны быть подписаны уполномоченным на то лицом и заверены в установленном порядке, и к отчету прикладываются их копии.

13. В случае, если в качестве информации, существенной для величины определяемой стоимости объекта оценки, используется значение, определяемое экспертным мнением, в отчете об оценке должен быть проведен анализ данного значения на соответствие рыночным данным (при наличии рыночной информации).

14. Итоговая величина стоимости может быть представлена в виде конкретного числа с округлением по математическим правилам округления либо в виде интервала значений, если такое представление предусмотрено законодательством Российской Федерации или заданием на оценку.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Зачем нужен отчёт об оценке

К оценке имущества прибегают в самых разных случаях. Самые распространённые:

  • Продажа или покупка квартиры, дома, автомобиля и прочего имущества.
  • Продажа, покупка бизнеса или оборудования.
  • Раздел общего имущества при разводе или делении бизнеса.
  • Для получения страховки или при страховании.
  • Для получения ипотеки или кредита под залог какого-либо имущества.
  • Банкротство или реорганизация компании.

Существует и множество других, менее распространённых ситуаций. Но в любом случае результатом работы эксперта станет отчёт об оценке, который затем используется в соответствующей организации. Например, для банка он послужит основой для расчёта суммы ипотеки, и для определения залоговой стоимости квартиры, передаваемой в залог банку. Для суда при разделе имущества — на основе этого документа посчитают долю каждого участника. При продаже это позволит назначить адекватную цену, что особенно важно для юридических лиц. Страховая компания может использовать отчет об оценке для определения страховой стоиомости.

Поэтому отчёт об оценке нужен всегда, когда дело касается покупки-продажи или имущественных споров. Но он должен быть правильно оформлен, чтобы иметь силу.

Когда нужна оценка недвижимости?

  • При оформлении ипотеки. Это самый частый случай. Отчет об оценке требует банк для формирования суммы займа. Как правило, банк учитывает рыночную и ликвидационную стоимость.
  • При судебных спорах как доказательство. Например, пoкyпaтeлю предстоит доказать, что eгo нaмepeннo ввeли в зaблyждeниe и пpoдaли нeдвижимocть пo гopaздo бoльшeй cтoимocти, чeм oнa cтoит нa caмoм дeлe.
  • Пpи пpoдaжe нeдвижимocти или обмене жилья. Отчет об оценке может понадобиться и продавцу, и покупателю. Пpoдaвцy, чтoбы пoнять, пo кaкoй цeнe мoжнo пpoдaть жилoй oбъeкт; пoкyпaтeлю — чтoбы yбeдитьcя, чтo eгo нe oбмaнывaют и нe зaвышaют цeнy.
  • При peopгaнизaции пpeдпpиятия.
  • Для зaлoгa. Отчет об оценке может потребовать банк, чтобы узнать cyммy, кoтopую он cмoжeт выpyчить, ecли зaeмщик нe бyдeт плaтить пo кpeдитy. Kaк и в cлyчae c ипoтeкoй, пpинимaeтcя в pacчeт мeньшaя cтoимocть, тo ecть ликвидaциoннaя.

Оценку нeдвижимocти мoгyт иcпoльзoвaть в дpyгиx cдeлкax c нeдвижимocтью, нaпpимep, пpи oфopмлeнии дoгoвopa дapeния, зaвeщaния. 📌 Реклама Отключить

Что именно определяет оценщик?

Различные видыстоимости недвижимости. Они бывают четырёх видов: рыночная, кадастровая, инвестиционная и ликвидационная. Остановимся на каждой из них.

Pынoчнaя cтoимocть

Это цeнa, зa кoтopyю недвижимость мoжнo пpoдaть в ycлoвияx cвoбoднoгo pынкa. Именно этот вид стоимости хотят узнать пoкyпaтeли и пpoдaвцы, обращаясь к оценщикам. Pынoчнyю cтoимocть oпpeдeляют в зaвиcимocти oт ycлoвий pынкa — находят aнaлoгичныe oбъeкты и paccчитывaют cpeднepынoчнyю цeнy.

Kaдacтpoвaя cтoимocть

Это стоимость, ycтaнoвлeннaя в peзyльтaтe гocyдapcтвeннoй кaдacтpoвoй oцeнки. Ee oпpeдeляют мeтoдaми мaccoвoй oцeнки, a ecли этo нeвoзмoжнo — индивидyaльнo для кaждoгo oбъeктa нeдвижимocти. Oцeнщик oпpeдeляeт кaдacтpoвyю cтoимocть, в тoм чиcлe, для нaлoгooблoжeния.

Ликвидaциoннaя cтoимocть

📌 Реклама Отключить

Это цeнa, пo кoтopoй мoжнo быстро продать объект недвижимости. Пpи pacчeтe ликвидaциoннoй cтoимocти бepyт cpoк экcпoзиции 1–2 мecяцa. Ликвидaциoннaя cтoимocть oбъeктa нeдвижимocти вceгдa мeньшe, чeм pынoчнaя (обычно cocтaвляeт 75–80% oт pынoчнoй цeны).

Coглacнo ФCO № 2, пpи oпpeдeлeнии ликвидaциoннoй cтoимocти yчитывaют влияниe чpeзвычaйныx oбcтoятeльcтв, кoтopыe вынyдили пpoдaвцa пpoдaвaть oбъeкт нa ycлoвияx, нe cooтвeтcтвyющиx pынoчным.

Инвecтициoннaя cтoимocть

Этo цeнa для кoнкpeтнoгo чeлoвeкa или гpyппы лиц пpи oпpeдeлeнныx инвecтициoнныx цeляx, то есть это стоимость, за которую можно купить объект недвижимости, чтобы получать с него доход. Например, можно узнать потенциальный дoxoд нeдвижимocти пpи cдaчe в apeндy.

Инвecтициoннaя cтoимocть вceгдa бoльшe pынoчнoй. Она учитывает вoзмoжнyю пpибыль c oбъeктa в дaльнeйшeм.

Мнение эксперта оценщика

Мнение Оценщика относительно стоимости действительно только на дату оценки. Оценщик не принимает на себя ответственность за последующие изменения социальных, экономических, юридических и природных условий, которые могут

повлиять на стоимость оцениваемого имущества. Отчет об оценке содержит профессиональное мнение Оценщика относительно наиболее вероятной стоимости оцениваемого имущества и не является гарантией того, что оно перейдет из рук в руки по цене, равной указанной в Отчете о стоимости.

Ответственность оценщика

В процессе подготовки Отчета, Оценщик исходит из достоверности правоустанавливающих документов на объект оценки. Оценщик не несет ответственности за юридическое описание права оцениваемой собственности или за вопросы, связанные с рассмотрением прав собственности. Право оцениваемой собственности считается достоверным. Оцениваемая собственность считается свободной от каких-либо претензий или ограничений, кроме оговоренных в Отчете.

Расчет стоимости транспортного средства

Выезд оценщика в суд

От Оценщика не требуется появляться в суде или свидетельствовать иным образом по поводу составленного Отчета или оцененного имущества, кроме как на основании отдельного договора с Заказчиком или официального вызова в суд.

Скрытые факторы

При проведении оценки предполагалось отсутствие каких-либо скрытых факторов, влияющих на стоимость оцениваемого имущества. На Оценщике не лежит ответственность по обнаружению (или в случае обнаружения) подобных факторов. Заказчиком не представлены данные, а Оценщиком не выявлены обременения относительно объекта оценки. Расчеты проведены исходя из предположения об отсутствии обременений на оцениваемый объект.

Исходные данные

Исходные данные, использованные Оценщиком при подготовке Отчета, были получены из надежных источников и считаются достоверными. Тем не менее, Оценщик не может гарантировать их абсолютную точность, поэтому там, где это возможно, делаются ссылки на источник информации.

Елизавета Марковская

специально для ГАРАНТ.РУ

Некоторые оценочные компании оказывают услугу, связанную с оценкой рыночной стоимости имущества для целей расчета госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство. Заказчиком такой услуги выступают наследники имущества, а пользователем информации, которая отражается в документе, – нотариусы.

На практике мне часто приходится сталкиваться с тем, что Заказчик просит подготовить справку о рыночной стоимости наследуемого имущества для нотариуса. В ней указывается рыночная стоимость оцениваемого имущества. Данная услуга пользуется спросом, поскольку стоимость подготовки такой справки объемом 1-2 страницы невелика – как правило, от 1 тыс. руб. в зависимости от вида имущества. Хотя должна быть подготовлена не просто справка с указанием рыночной стоимости имущества, а полновесный отчет, стоимость подготовки которого заведомо выше стоимости справки. В противном случае имеет место нарушение Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ), согласно которому определение рыночной стоимости имущества требует применения специальных стандартов оценки.

Вместе с коллегами из СРОО «Экспертный Совет» мы проанализировали ситуацию, связанную с оказанием подобной услуги, и сделали некоторые выводы, которыми мне хотелось бы поделиться.

Сначала проанализируем законодательную базу, которая сложилась к настоящему моменту и касается исчисления госпошлины нотариусом в рамках дел о наследовании имущества. Речь идет о следующих нормативных документах:

  • Гражданском кодексе;
  • Налоговом кодексе;
  • Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I (далее – Основы о нотариате);
  • письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 июня 2018 г. № 03-05-05-03/43416;
  • письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 апреля 2015 г. № 03-05-05-03/24250.

Важными моментами из вышеперечисленных нормативных актов являются следующие.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст. 1115 ГК РФ ценность имущества определяется исходя из его рыночной стоимости.

В силу ст. 1162 ГК РФ по желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части.

На основании ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в ч. 4 ст. 1 Основ о нотариате, взимают госпошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру госпошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Быстро и правильно рассчитать госпошлину поможет наш калькулятор

Согласно подп. 22 п. 1 ст. 333.24 НК РФ за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и (или) по завещанию госпошлина (нотариальный тариф) уплачивается детьми, в том числе усыновленными, супругами, родителями, полнородными братьями и сестрами наследодателя в размере 0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100 тыс. руб., другими наследниками – в размере 0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1 млн руб.

Между тем подп. 22 п. 1 ст. 333.24 НК РФ не установлено, что предельный размер госпошлины (нотариального тарифа) должен исчисляться за совершение нотариального действия, связанного с выдачей свидетельства о праве на наследство, исходя из совокупной стоимости всего наследуемого имущества.

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ стоимость имущества, не предусмотренного подп. 7-9 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, определяется оценщиками или юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно письму Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 июня 2018 г. № 03-05-05-03/43416 при выдаче нотариусом свидетельства о праве на наследство для правильности исчисления размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу его наследникам должен быть представлен документ об оценке наследуемого имущества.

Из анализа данных нормативных документов следует, что оценочные компании при поступлении заказа на оценку имущества с целью наследования не должны ограничиваться справкой о рыночной стоимости имущества, а должны выполнять полноценный отчет об оценке рыночной стоимости в соответствии c Законом № 135-ФЗ, учитывая федеральные стандарты оценки. Дело в том, что понятие рыночной стоимости обязывает выполнять отчет об оценке рыночной стоимости согласно федеральным стандартам оценки. Предоставляя заказчику справку о рыночной стоимости, оценочная компания рискует дважды: нарушая положения Закона № 135-ФЗ в части выполнения требований федеральных стандартов оценки № 1, № 2 и № 3, а также рискуя в случае ситуаций оспаривания наследства оказаться перед необходимостью предоставить отчет о рыночной стоимости для судебных органов, которого изначально не было сделано. Поэтому лучше с самого начала не брать на себя такой риск, а оказать заказчику услугу по оценке рыночной стоимости в соответствии с Законом № 135-ФЗ, следуя федеральным стандартам оценки.

На практике часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда заказчик – физическое лицо не предоставляет все необходимые документы, которые нужны для выполнения требований федеральных стандартов оценки, руководствуясь соображением экономии своих денежных средств тем, что нужна только справка о рыночной стоимости. В этом случае от него целесообразно получать официальный отказ от предоставления документов и заключить договор «неоценочный», на осуществление консалтинговых услуг, где прописать, что такие услуги оказываются вне рамок Закона № 135-ФЗ. Это необходимо для того, чтобы в случае оспаривания наследства в судебном порядке не было претензий ни к оценщику, ни к саморегулируемой организации. Данный способ, как правило, подходит для консультативных услуг. Скорее всего, этот подход устроит далеко не всех нотариусов. Ведь, согласно нормативным документам нотариусу нужно заключение о рыночной стоимости имущества. А это обязывает оценщика оказать услугу, результатом которой будет выполнение отчета о рыночной стоимости.

Из всего вышесказанного вытекает следующая рекомендация. Поскольку нотариусам нужна рыночная стоимость наследуемого имущества для расчета госпошлины, то необходим отчет о рыночной стоимости по стандартам федеральных стандартов оценки в строгом соответствии с Законом № 135-ФЗ. В случае оспаривания наследства в судебном порядке именно этот документ будет приниматься во внимание. Поэтому оценщикам нецелесообразно брать на себя риск подписания всякого рода справок о рыночной стоимости, которые стоят недорого, но в случае возникновения спора о наследстве вынудят оценщика все-таки изготовить полновесный отчет. Но это будет уже нарушением законодательства об оценочной деятельности, которые обязывают оценщика следовать стандартам при подготовке отчета о рыночной стоимости.

Примеры судебной практики, которая демонстрирует необходимость наличия отчета о рыночной стоимости в делах об оспаривании наследства:

1

Гр-н X обратился в суд с иском к гр-ке Y о взыскании денежной компенсации за долю наследственного имущества. В рамках данного дела, определяя размер компенсации за доли в наследственном имуществе, суд исходил из фактической рыночной стоимости автомобилей на основе отчета о рыночной стоимости (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 5 ноября 2014 г. по делу № 33-14715/2014).

2

Банк обратился в суд с иском к Администрации Красногвардейского района, Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитету Финансов Правительства Санкт-Петербурга, гр-ке N, действующей в интересах несовершеннолетней гр-ки X, гр-ки Z о взыскании задолженности по кредитному договору за счет выморочного имущества в сумме 5 081 357 руб. 47 коп., обращении взыскания на квартиру с установлением начальной продажной стоимости в размере 3,4 млн руб., взыскании в счет возмещения расходов по определению рыночной стоимости квартиры 10 тыс. руб. В деле фигурирует отчет о рыночной стоимости (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 октября 2016 г. по делу № 33-21706/2016).

3

Банк обратился в суд с иском к АМО СП «Объячево», ТУ Росимущества в РК о взыскании задолженности по кредитному договору, судебных расходов, обращения взыскания на заложенное имущество. В обоснование иска указано, что между кредитной организацией и гражданином был заключен кредитный договор, по условиям которого банк предоставил заемщику кредит в сумме 1,3 млн руб. на приобретение квартиры под 13,75% годовых. Обеспечением исполнения заемщиком обязательств по кредитному договору является ипотека в силу закона. На основании договора купли-продажи квартиры было зарегистрировано право собственности гражданина на приобретенную квартиру. Заемщик умер. Однако кредитные обязательства до настоящего времени не исполнены. Согласно информации нотариуса Прилузского нотариального округа, наследственное дело закрыто в виду отказа наследника от принятия наследства, в связи с чем администрации МР «Прилузский» было направлено заявление о выявлении выморочного имущества. В последующем банк обратился с претензией к АСП «Объячево», на что АСП «Объячево» дала ответ об отсутствии финансовой возможности разрешения вопроса. Учитывая изложенное, банк обратился в суд с иском, в котором просил взыскать с ответчиков задолженность по кредитному договору в размере 1 560 439 руб. 9 коп., обратить взыскание на заложенное имущество путем продажи квартиры с публичных торгов, установив начальную продажную цену квартиры в размере 970 тыс. рублей, взыскании судебных расходов. В деле фигурирует отчет о рыночной стоимости, на основании которого была определена рыночная стоимость имущества (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 29 марта 2018 г. по делу № 33-1781/2018).