Параллель классов

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) “Об образовании в Российской Федерации” (статья № 44, п. 3 (1 и 5)) говорится о том, что мамы и папы имеют право на защиту прав несовершеннолетних обучающихся, а для этого, пока ребенок проходит обучение в школе, выбирать, учитывая его мнение, форму обучения, школу, дополнительные учебные предметы. Поэтому родители имеют право при наличии серьезных причин подать директору школы заявление о переводе ребенка в другой класс. Обязанность руководства общеобразовательной организации – с вниманием отнестись к такой просьбе, разобраться в ее причинах и вынести правильное решение, обеспечивающее несовершеннолетнему обучающемуся комфортное пребывание в школе.

Причины перевода

Причины перевести ребенка в другой класс могут быть самые разнообразные:

  • несложившиеся взаимоотношения с другими учениками;
  • трудности в освоении образовательной программы;
  • сложности взаимоотношений с классным руководителем или с кем-то из педагогов.

Родители нередко считают, что учитель неправильно относится к их ребенку на уроке:

  • некорректно оценивает знания;
  • предъявляет завышенные требования;
  • уделяет недостаточно внимания и др.

В этом случае нужно разобраться в ситуации и не торопиться с выводами, ведь перевод ученика в другой класс может не принести никаких желаемых результатов. Во-первых, достаточно часто ученик сам не желает старательно заниматься, а дома «прикрывает» свою неуспеваемость жалобами на «равнодушного» учителя. Во-вторых, учителя могут быть абсолютно равны по опыту, знаниям, уровню требований к ученикам, и тогда в результате перевода ситуация кардинально не изменится.

В 9-11 кл., где обучающиеся осваивают программу по профильным предметам, причина перевода ребенка в другой класс может заключаться в желании подростка выбрать другой профиль подготовки: например, не социально-экономический, а естественнонаучный, гуманитарный или физико-математический. В данном случае для перевода потребуется не только написать заявление на имя директора и убедить администрацию школы, что просьба о переводе обдуманная и серьезная, но и пройти испытания (тестирование, собеседование, контрольная работа и др.), показывающие, что выбранный профиль ученик сможет освоить.

Сложности во взаимоотношениях с одноклассниками

Чаще всего решение о переводе ребенка в другой класс или школу приходит в голову родителям, но иногда инициатором перевода может выступать сам ученик. Если инициатива исходит от ученика, нужно с ним серьезно поговорить с целью выяснения истинных мотивов такой просьбы. Может быть выявлена серьезная причина перевода в другой класс: например, ребенка обижают одноклассники (унижают его достоинство, угрожают, вымогают деньги, применяют физическую силу, оскорбляют, беспричинно игнорируют, отказываются сидеть с ним на одной парте, работать в паре или группе). Эта ситуация очень серьезная: часто виной такого отношения одноклассников является вызывающее или безнравственное поведение ребенка, реже – его индивидуальные особенности (физические отклонения, психические нарушения, специфические проявления характера, религиозные предпочтения и др.). Если ученику удалось настроить против себя всех одноклассников (например, он ябеда или сам оскорбляет или обижает других детей), то потребуется консультация психолога, который выяснит причины такого поведения. Веские основания перевода в другой класс – это обнаруженные в детском коллективе проявления дискриминации и психологического насилия. В таком случае нужно принимать меры немедленно и в отношении защиты личности ребенка, и в отношении коррекции поведения его одноклассников.

Сложности в освоении программы

Достаточно часто ребенка переводят в другой класс потому, что он не справляется с программой или, наоборот, она оказывается для него слишком простой.

Общеобразовательная организация имеет право выбора программы, по которой будут заниматься обучающиеся. Например, на уровне начальной школы дети могут обучаться по различным программам, имеющим отличия в общих концептуальных подходах к построению курсов дисциплин, их содержанию и предполагаемой методике работы:

  • «Школа России»;
  • «Планета знаний»;
  • «Перспектива»;
  • «Начальная школа 21 века»;
  • РИТМ;
  • система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и др.

Зачастую ребенка переводят в другой класс, если он не справляется с выбранной программой. Все названные программы, а также соответствующие им предметные линии учебников и учебно-методические комплекты (УМК) рекомендованы Министерством образования и науки РФ, но каждая имеет свою специфику, например, рекомендована для детей, хорошо подготовленных к школе (умеющих читать и др.)
Также и в 5-9 кл. существует несколько программ по русскому языку (под редакцией М.М. Разумовской, В.В. Бабайцевой и др.), по литературе, по иностранному языку, по математике и др. Учителя школы совместно с администрацией выбирают программу по каждому предмету. Иногда параллельные классы обучаются по разным программам (например, в гимназиях и лицеях может быть использована программа углубленного изучения предмета), также различные программы могут использоваться в процессе профильного обучения.

Если родители и педагоги считают, что их сыну или дочери сложно, или слишком легко дается определенная образовательная программа, то можно перевести ребенка в другой класс, и такой перевод будет вполне обоснован. При этом нужно иметь в виду, что содержание разных программ может не совпадать (определенные темы изучаются в разных четвертях), и придется самостоятельно ликвидировать пробелы и «догонять» одноклассников.

Важно! Перевод в другой класс без согласия родителей несовершеннолетнего обучающегося противоречит содержанию «Закона об образовании в Российской Федерации» и поэтому является незаконным.

Перевод в другой класс: «за» и «против»

Перевод ребенка в другой класс организуется исключительно с благими целями. Но при этом нужно понимать, что могут возникнуть временные или постоянные сложности разного характера (таблица).

Положительные факторы Отрицательные факторы
реализация способностей к обучению в соответствии с индивидуальными потребностями трудности перехода на другую программу обучения (потребность в дополнительных занятиях или консультациях)
создание комфортных психологических условий для обучения сложность адаптации в новом детском коллективе
достижение максимально возможного образовательного результата необходимость привыкать к требованиям незнакомых педагогов

Прежде чем решить, переводить ли ребенка в другой класс, нужно взвесить все положительные и отрицательные стороны этого шага и действовать исключительно в интересах человека и его будущего.

Причины отказа в переводе

Часто расстроенные родители сообщают друг другу, что им отказали в переводе в другой класс. Первая и главная причина отказа в переводе ребенка – это отсутствие места. По нормам, установленным «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН, утв. 29.12.2010 г.), наполняемость класса не должна быть более 25 человек. Администрация и директор школы не хотят переводить в другой класс, если для этого нет серьезных оснований, ведь перевод приведет к увеличению количества учеников, что скажется на качестве и результатах образовательного процесса.

Прежде чем начинать хлопотать по поводу перевода ребенка, следует выяснить, есть ли в классе, в который запланирован перевод ребенка, вакантные места, и разобраться, возможен ли перевод в принципе.

Вторая причина отказа в переводе ребенка в другой класс – это подача заявления в середине четверти или триместра, требующая переоформления большого количества документации и поэтому нуждающаяся в очень серьезном обосновании.

Внимание! На официальном сайте каждой школы есть страница «Сведения об образовательной организации», на которой размещается информация о наличии вакантных мест для приема (перевода).

Перевод в другой класс: действия родителей

Рассмотрим пошагово, как переводят в другой класс. Первое действие – это разговор с ребенком. Второе – беседа с классным руководителем и другими педагогами. Третье – подача заявления на имя директора. Директор принимает решение после проведения следующих мероприятий:

  • личная беседа с родителями;
  • обсуждение вопроса на заседании педагогического совета или совещании с классным руководителем, завучем и психологом;
  • проведение необходимых академических испытаний, если рассматривается перевод в классный коллектив с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов.

После положительного ответа администрации школы издается приказ о переводе в другой класс данного ученика.

Удобнее и разумнее осуществлять перевод ребенка по окончании четверти, триместра или учебного года. Идеальный вариант – перевод в конце года, позволяющий избежать психологического стресса и облегчить адаптацию школьника в новом коллективе. Важно понимать, как перевести ребенка в другой класс, не нанеся ему психологической травмы и не привлекая к нему повышенного внимания бывших и будущих одноклассников и педагогического коллектива.

«Хочу перевести ребенка в другой класс!» – такое решение должно быть взвешенным, обдуманным и обязательно согласованным с самим школьником. Самое важное – чтобы после перевода ребенок испытывал удовольствие от учебы и в наибольшей степени реализовывал свои способности и таланты.

  • КЛАССОВ ИСЧИСЛЕНИЕ — традиционное, восходящее к Дж. Булю название раздела математич. логики, изучающего логику классов… Математическая энциклопедия
  • ЛОГИКА КЛАССОВ — логика объёмов понятий, раздел логич. теорий, в к-ром изучаются операции над классами и свойства этих операций … Естествознание. Энциклопедический словарь
  • КЛАССОВ ИСЧИСЛЕНИЕ — см. Логистика… Философская энциклопедия
  • ЛОГИКА КЛАССОВ — раздел логики, в котором рассматриваются классы предметов, задаваемые характеристическими свойствами этих предметов … Философская энциклопедия
  • классов объединение — логическая операция, позволяющая из исходных классов образовывать новый класс , в который войдут все элементы каждого из исходных классов… Словарь логики
  • классов пересечение — логическая операция по нахождению общих для класса элементов. Так, П. к. студентов и спортсменов будет класс тех студентов, которые одновременно являются спортсменами… Словарь логики
  • классов сложение — логическая операция, позволяющая из исходных классов образовывать новый класс , в который войдут все элементы каждого из исходных классов… Словарь логики
  • логика классов — раздел математической логики, соответствующий узкому исчислению одноместных предикатов, которые заменяются объемами, классами. Л. к. соответствует и силлогистике Аристотеля… Словарь логики
  • БОРЬБА КЛАССОВ — ист. научно-популярный ежемесячный журнал. Выходил в Москве в 1931-36. В 1931 издавался изд-вом «Огонек», а в 1932-36 — изд-вом ЦК ВКП «Правда». С начала издания по окт. 1932 выходил как орган Общества историков-марксистов… Советская историческая энциклопедия
  • Диаграмма классов — методология объектно-ориентированного проектирования, предназначенная для представления статической структуры модели системы в терминологии классов объектно-ориентированного программирования… Финансовый словарь
  • Борьба классов — исторический научно-популярный ежемесячный журнал. Выходил в Москве с марта 1931 до конца 1936. Ответственный редактор М. Н. Покровский, затем Б. М. Волин… Большая Советская энциклопедия
  • Логика классов — раздел логики , основным предметом рассмотрения в котором служат классы предметов, задаваемые характеризующими их свойствами, общими для всех входящих в данный класс элементов… Большая Советская энциклопедия
  • Союз классов — первая исп. массовая организация рабочих различных профессий. Основана в Барселоне в 1854, объединял преимущественно организации текст. рабочих Каталонии… Большая Советская энциклопедия
  • ИСЧИСЛЕНИЕ КЛАССОВ — раздел математической логики, логика классов, представленная как исчисление; примерно соответствует силлогистике Аристотеля… Большой энциклопедический словарь
  • ЛОГИКА КЛАССОВ — логика объемов понятий, раздел логических теорий, в котором изучаются операции над классами и свойства этих операций … Большой энциклопедический словарь
  • Ни иметь классов — Том. Быть неграмотным. СБО-Д1, 180… Большой словарь русских поговорок

Уважаемый Егор,
Порядок перевода учащегося из одного класса в другой или выбора в действующем законодательстве отсутствует.
Решение этого вопроса отнесено к компетенции директора школы, который принимает решение на основе рекомендаций совета педагогов школы или по своему усмотрению.
Однако есть общие принципы образования и практика, из которой можно вывести аргументацию, которая в свою очередь позволит Вам остаться в Вашем классе.
В большинстве случаев, администрация школы при любых подобных действиях стремится сохранить спокойствие в рядах родителей и учеников и не будет предпринимать каких-либо действий, если с высокой долей вероятности их действия будут оспорены в вышестоящем органе – территориальном управлении министерства образования.
Поэтому, сам факт Вашего несогласия и/или несогласия Вашей мамы с переводом, уже будет означать, что процентов 70 – Вас не переведут. Если Вы выразите свое несогласие в письменной форме, корректно изложив аргументацию относительно необходимости оставить Вас в прежнем классе — 99%, что Вас оставят.
Это мнение я основываю на реальном опыте решения подобных вопросов, т.к. моя жена работает в школе, и я знаю, что администрация всегда старается не доводить ситуации до открытого конфликта, с тем, чтобы никто не жаловался в Минобразование.
В качестве основы для Вашего письменного и/или устного сообщения в администрацию/классному руководителю предлагаю следующее:
Как правило в каждом регионе есть положение о порядке реализации права граждан на образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях. В этом Положении обычно указывается, что в случае систематической неуспеваемости по профилирующим дисциплинам по решению педагогического совета обучающийся может быть переведен в параллельный общеобразовательный класс (что должно быть предусмотрено в уставе и в соответствующем локальном акте общеобразовательного учреждения).
Таким образом в Вашем обращении рекомендую указать, что Вы не имеете систематической неуспеваемости и поэтому не находите оснований для перевода в другой класс.

В п. 3 ст 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ указано следующее:

«Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Соответственно, Вы можете корректно указать администрации школы на то, что перевод в другой класс с учетом Ваших личностных качеств (привязанность к коллективу, классному руководителю, учителям профильных предметов и т.д.) не в полной мере соотносится с реализацией целей формирования интереса к познанию и формированию личности в условиях стресса, связанного с переводом в другой класс.
Успехов в учебе!!!
Сергей

PS. Я тут первый раз, поставьте мне лайк или плюс, пожалуйста, если ответ показался Вам полным и полезным