Подследственность уголовных дел

Подследственность – это определение органа следствия или дознания, в ведении которого должно находиться расследование преступления, классифицированного по определенным признакам. Иными словами, это порядок, определяющий, к чьей юрисдикции относится расследование конкретного преступного деяния. Рассмотрим более подробно, какой бывает подведомственность уголовных дел (УД), и каким актом Уголовно-Процессуального Кодекса (УПК) РФ она регламентируется.

Подследственность в уголовном процессе

Подследственность уголовных процессов классифицируется по 2 факторам:

  • сочетанию признаков преступного деяния;
  • полномочиям следственных органов различных ведомств.

Разбирательство по УД доверяется дознавателям или следователям, в соответствии с тяжестью совершенного преступления. Так, дела малой тяжести ведут дознаватели, а средней тяжести и тяжкие – следователи. Например, небольшую кражу, классифицируемую по ст. 158, ч. 1 Уголовного Кодекса (УК) РФ, рассматривает дознаватель, а кражу по ст. 158, ч. 2 или ч. 3 – следователь.

Органы дознания:

  • отдел внутренних дел (ОВД);
  • государственная пожарная служба (ГПС);
  • служба судебных приставов (ССП);
  • командиры воинских частей.

Функции органов дознания сводятся к инициированию заведения УД, квалифицированных по их подследственности, сбору доказательной базы и проверке сообщений по совершенным и потенциальным преступлениям. Например, сотрудник ССП вправе инициировать возбуждение УД на злостного неплательщика алиментов.

Законодательное регулирование

Определение подследственности регламентируется 151 статьей УПК РФ. В ней зафиксированы классифицирующие факторы подследственности и соотнесение УД определенным следственным органам. Соответственно положениям данной статьи, следствием по каждому конкретному УД должно заниматься то процессуальное лицо, которое уполномочено на это законом.

Если же ведением УД будет заниматься следственный орган ненадлежащей подследственности, то вся собранная доказательная база и сделанные выводы не смогут являться основанием для рассмотрения данного дела в суде и вынесения приговора. К примеру, преступное деяние, совершенное сотрудником ОВД, не может расследоваться органами внутренних дел, даже иной территориальной подследственности. Расследовать данное преступление вправе только Следственный комитет.

Если же при расследовании преступления выяснится, что дело имеет иную подследственность, то оно направляется прокурору для адресации другому следственному органу. Например, при пожаре инспектор (дознаватель) ГПС выявил, что был совершен умышленный поджог. В данной ситуации он обязан собрать необходимый следственный материал, а затем обратиться к прокурору с заявлением о передаче уголовного дела по подследственности.

О подсудности уголовных дел мы расскажем в отдельной статье здесь https://lexconsult.online/8777-kakie-sudy-rassmatrivayut-ugolovnye-dela

Подследственность на примерах

Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.

Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.

Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.

А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.

Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.

Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.

В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.

Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?

А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.

Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.

В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.

Виды подследственности

Подследственность подразделяется по следующим классифицирующим факторам:

Классифицирующий признак Детальное определение
Предметный (родовой) Определение подследственности в соответствии с составом противоправного деяния.

По данному признаку УД распределяются таким образом:

  • Следственный комитет РФ расследует:
    1. убийства,
    2. причинение смерти по неосторожности,
    3. доведение до самоубийства,
    4. изнасилования,
    5. преступные деяния против государства и конституционных прав,
    6. преступления против органов правосудия, военной службы, безопасности человечества;
  • Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ ведет дела, связанные с контрабандой, угрозой общественной и государственной безопасности;
  • Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) РФ рассматривает дела по незаконному обороту наркотических препаратов.
Смешанный (альтернативный) Дела, расследование по которым может находиться в юрисдикции разных ведомств. Например, преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, могут вести как следователи ОВД, так и следователи ФСКН. Дело будет разбирать ведомство, которое выявило это преступление.
Территориальный (по месту совершения преступления) Данная подследственность означает, что преступление рассматривается тем подразделением следственных органов, на территории которого оно совершено. Если преступное деяние было начато на территории, подведомственной одному ОВД, а закончено на другом, то подследственность будет определена территорией того ОВД, где преступление было завершено.
Персональный (по субъекту преступления) Определение дела в подследственность в зависимости от субъекта, совершившего противоправное деяние или в отношении которого оно было совершено.
К данной подследственности относятся УД, где фигурантами преступления являются:

  • сотрудники МВД, ФСБ, Вооруженных сил РФ;
  • служащие государственных органов власти;
  • лица с психическими расстройствами.

Таким образом, расследование каждого конкретного преступления должно проводиться теми органами, которые уполномочены законом на проведение следственных мероприятий в рамках подследственности данного уголовного дела.

Состав преступления

Каждое преступление для возможности привлечения виновного к ответственности должно иметь 4 основных составляющих, которые мы разберем ниже.

Объект

Под объектом в уголовном праве понимают то, чему преступление причиняет вред. Для ст. 319 – это нормальное функционирование государственного аппарата и авторитет государственной власти, дополнительно честь и достоинство представителя власти.

В качестве представителей власти признаются должностные лица правоохранительного, контролирующего органа, а также другие должностные лица, которые в соответствии с законом обладают распорядительными полномочиями в отношении граждан, не находящихся от них в служебной зависимости.

  • Правоохранительные органы обеспечивают законность и борются с правонарушениями. К ним относятся суд, прокуратура, полиция, ФСБ, Служба внешней разведки, таможня, Служба судебных приставов и др.

Подробно: Наказание за оскорбление полицейского при исполнении

  • Контролирующими органами являются налоговое ведомство, противопожарная служба, санитарно-эпидемиологический и ветеринарный надзор, трудовая инспекция и др.
  • К прочим должностным лицам относятся сотрудники органов государственного аппарата и местного самоуправления. Например, главы местных администраций, руководители различных подразделений по направлениям деятельности, отнесенной к полномочиям соответствующей администрации, депутаты законодательных органов и др.
  • Кроме того, представителями власти считают военнослужащих, привлеченных к охране общественного порядка и безопасности, они так же вправе требовать от гражданских лиц соблюдения закона.

Объективная сторона

Объективная сторона деяния по ст. 319 УК РФ, то есть конкретные действия, образующие преступление, имеет ряд особенностей.

  1. Во-первых, само понятие оскорбления подразумевает определенные признаки:
    • выражается в неприличной форме, то есть противоречит правилам и нормам поведения, принятым в обществе;
    • унижает честь и достоинство того, кому оно адресовано.

Оскорблением могут быть не только нецензурная брань или непристойные жесты, но и физические действия, например, пощечина, плевок или толчки. Также оскорбление может быть нанесено в письменной или графической форме, такой как карикатура или фотомонтаж.

  1. Помимо того, что оскорбление происходит только в отношении лица, обладающего признаками представителя власти, оно должно быть публичным.

Основным признаком публичности является присутствие третьих лиц в момент совершения преступления. При этом место не обязательно должно быть общественным. Например, оскорбление представителя власти в квартире виновного в присутствии хотя бы одного постороннего, также считается публичным.

Следует указать, что оскорбление представителя власти в присутствии только его коллег или других представителей власти суды не расценивают как публичное.

Чаще всего противоправные действия в отношении лиц, представляющих власть, совершают на улице, в отделении полиции или медицинском учреждении, куда доставили виновного для освидетельствования. Также распространены случаи оскорбления в служебном кабинете, на рабочем месте.

Оскорбление может быть совершено и в отсутствие потерпевшего. Под понятие публичного унижения подпадает распространение различных листовок или обращений, размещенных в общественных местах. С развитием технологий появилась возможность размещать оскорбительную информацию в Интернете, социальных сетях, рассылать при помощи SMS и MMS сообщений, опубликовывать видео на Ютуб и в Инстаграм. Эти действия также являются публичными, поскольку направлены на неограниченный круг лиц.

  1. Следующая особенность – оскорбление должно быть донесено исключительно при исполнении должностным лицом своих обязанностей по службе или связано с их исполнением. В противном случае ответственность у виновного может наступить по общей статье 5.61 КоАП, которой установлено наказание за оскорбление обычных граждан.

Субъект

Субъект – тот, кто может отвечать за совершенное преступление. Ответственность для граждан за данное преступление наступает уже с 16 лет. Преступление считается законченным в момент совершения оскорбительных действий.

Субъективная сторона

Отношение преступника к содеянному. Противоправные действия совершаются с целью оскорбить представителя власти именно в связи с исполнением им служебных обязанностей. Для ответственности по ст. 319 УК РФ необходимо чтобы виновный имел прямой умысел на совершение этих действий и осознавал их последствия.

Какое наказание предусмотрено

Ст. 319 за оскорбление представителя власти определяет в качестве наказания:

  • штраф до 40 000 рублей или в размере, не превышающем доход за 3 месяца;
  • до 360 часов обязательных работ;
  • до 1 года исправительных работ.

Обязательные работы выполняются в свободное от основной трудовой деятельности время. Их вид и место определяет местная администрация и уголовно-исполнительная инспекция. Исправительные работы выполняют по месту основной деятельности, а при его отсутствии – также в местах, определяемых инспекцией и администрацией, при этом из заработка осужденного удерживают до 20%.

Оскорбление представителя власти по КоАП

Если лицо, представляющее власть, оскорбляют в обычной жизни не в ситуации исполнения служебного долга и никак с ним не связанной, то применяется административная ответственность по ст. 5.61 КоАП об унижении чести и достоинства гражданина. В качестве наказания виновный должен будет заплатить штраф до 3 000 рублей.

Какие доказательства можно использовать

Для установления факта противоправных действий органы предварительного расследования используют любые разрешенные законом материалы. В зависимости от ситуации это могут быть следующие доказательства:

  • заявление потерпевшего;
  • показания свидетелей;
  • запись камер видеонаблюдения;
  • аудио и видеозапись;
  • распечатка SMS сообщений;
  • скриншоты интернет-страниц;
  • должностные инструкции и служебные характеристики сотрудников;
  • рапорт об обнаружении признаков преступления и т. д.

В некоторых случаях для установления оскорбительного характера и неприличной формы высказываний следователь или суд назначает специальную лингвистическую экспертизу, если такой вопрос не исследован в полной мере на досудебной стадии. Выражения считаются оскорбительными, если противоречат нормам морали и нравственности, при этом направлены на унижение чести и достоинства конкретного лица и обязательно выражены в неприличной форме.

Мнение эксперта Прохорова Анна Подполковник юстиции. Высшее юридическое образование со специализацией по уголовному процессу. Следует указать, что доказывание факта совершения преступления – обязанность уполномоченных должностных лиц правоохранительных органов. Однако ни потерпевшему, ни подозреваемому/обвиняемому не запрещается ходатайствовать о проведении тех или иных следственных действий, приобщении доказательств и т. д., которые могут помочь в установлении всех обстоятельств происшедшего.

Подследственность и подсудность

По общему правилу проведение проверок и расследование уголовных дел о деяниях по ст. 319 отнесено к компетенции органов дознания полиции.

Однако из этого правила имеется исключение – оскорбление представителей некоторых ведомств при исполнении ими обязанностей или связанное с их исполнением расследуется Следственным комитетом (СК РФ). Это, например, полиция, СК РФ, ФСБ, депутаты законодательных органов, уголовно-исполнительной системы.

Министерство внутренних делСледственный комитет

То есть, например, дело об оскорблении лесного инспектора будет подследственно дознавателю полиции, а дело об оскорблении следователя МВД – следователю СК РФ.

Дела по ст. 319 УК РФ отнесены к группе дел публичного обвинения. Это означает, что уголовное преследование осуществляется государством в лице правоохранительных органов, независимо от воли потерпевшего. Рассматривают такие уголовные дела мировые судьи.

Совокупность преступлений

Довольно часто оскорбление представителя власти сопровождается насилием по отношению к нему, которое квалифицируют по ст. 318 УК. Особенно распространены такие действия при общении с сотрудниками полиции, ДПС, ППС, которые предъявляют гражданину требования о соблюдении общественного порядка, необходимости пройти освидетельствование на алкоголь или задерживают его.

В данном случае виновному вменяется 2 преступления (совокупность преступлений) – по ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти) и ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти). В этом случае расследование уголовных дел производится следователями СК, а рассмотрение дела происходит в районном суде.

Если действия обвиняемого не были опасны для жизни и здоровья потерпевшего, то срок заключения может составить до 5 лет. Насилие, причинившее здоровью тяжкий вред, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

При этом необходимо отличать насилие от сопротивления и неповиновения представителю власти, которое является административным правонарушением, предусмотренным ст. 19.3 КоАП.

Преступления в отношении отдельных представителей власти

За оскорбление некоторых категорий служащих Уголовным кодексом предусмотрены отдельные нормы для привлечения к ответственности.

Ст. 297 УК устанавливает наказание за неуважение к суду. За оскорбление участников процесса, в том числе судьи, присяжных и иных лиц, участвующих в отправлении правосудия (прокурор, эксперт, потерпевший, подсудимый, свидетель и пр.), виновному грозит штраф до 200 000 рублей, либо до 480 часов исправительных работ, либо до 6 месяцев ареста. Под неуважением к суду понимают не только прямое унижение чести и достоинства, но и публичные действия или обнародование информации, цель которых принизить авторитет и вызвать недоверие к судебной системе.

При расследовании обстоятельств дела особое внимание обращают на место и способ совершения противоправных действий. Если преступление совершено не в зале заседания, то оно должно быть связано с ролью участника процесса в судебном разбирательстве.

Освобождение от ответственности

  • Освобождение от ответственности по ст. 76 в связи с примирением в данном случае невозможно, поскольку преступления против общественной безопасности, правосудия и порядка управления не могут быть прекращены по воле потерпевшего лица. Это обусловлено тем, что в лице конкретного потерпевшего вред наносится не только ему лично, но и государству в его лице.
  • Ст. 76.2 УК предусматривает особую меру для лиц, которые совершили преступление небольшой или средней тяжести в первый раз. Для освобождения от уголовной ответственности виновный должен сначала загладить вред, извиниться перед потерпевшим, возможно публично, и после вынесения судом постановления, заплатить судебный штраф. Если штраф не будет оплачен, назначат наказание по статье с соответствующими последствиями в виде судимости.
  • Если основания для применения судебного штрафа будут установлены в ходе расследования, следователь или дознаватель выносят постановление о возбуждении ходатайства о прекращении дела и назначении виновному судебного штрафа. Разрешается ходатайствовать об этом и подсудимому или его защитнику уже в ходе рассмотрения дела в суде.
  • Освобождение от ответственности с назначением судебного штрафа – право суда, но не его обязанность.

В сети встречаются постановления судов об освобождении от ответственности по ст. 319 УК РФ с назначением судебного штрафа, но одно из условий его применения – заглаживание вреда, вероятность которого спорна по той же причине, что и примирение сторон по таким делам.

Вам помогла статья? ДаНет

Таким образом, государство очень серьезно относится к оскорблению представителей власти. Эти действия нарушают нормальную работу органов управления и правопорядка, а значит, представляют общественную опасность. Кроме чести и достоинства должностного лица или служащего подрывается авторитет самого органа государственной власти или местного самоуправления. Поэтому избежать наказания виновному удается очень редко.

Рейтинг автора Автор статьи Прохорова Анна 15 лет юридического стажа. Практикующий юрист по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Написано статей 51

Ранее обсуждалось про военные прокуратуры, но не то, и время прошло, все поменялось
http://forum.yurclub…ь&fromsearch=1 #entry2014316
Вопрос узкий.
Уголовное дело в отношении военнослужащего, (на момент совершения — сотрудник ФСБ накануне возбуждения дела уволен) кто должен расследовать? ГСУ или ВСУ ???

Статья 151. Подследственность
2. Предварительное следствие производится:
1) следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — по уголовным делам:
в) о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности
военнослужащими
8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Это компетенция СКП, ныне СКР.
Ранее такого рода дела расследовались военными следователями системы ГВП

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНАЯ ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА
ПРИКАЗ
от 21 марта 2003 г. N 55
О ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ
В целях обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, формирования единого подхода к разрешению вопросов о подследственности уголовных дел, возникающих в связи с применением ст. 151 и 152 УПК РФ, и совершенствования организации предварительного расследования приказываю:
1. Предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, производить военным прокурорам и следователям военных прокуратур военных округов и флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы России, Московской городской военной прокуратуры и Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с соблюдением требований ст. 151 и 152 УПК РФ, как правило, по месту совершения или окончания преступления и с учетом положений настоящего Приказа.

Но следственные подразделения военных прокуратур стали подразделениями СКР.
Изданы ли Бастрыкиным на этот счет Приказы?
Уточнение: дело возбуждено в декабре 2010, то есть до выделение СКР в самостоятельное ведомство. Поручение о расследовании дела в гражданское ГСУ дано замгенерального Быстрыкиным.
Вопрос стоит в законности расследования дела в отношении в/служащего гражданским следователем.