Поставка некачественного товара

Само по себе взыскание штрафа с поставщика, отгрузившего некачественный товар, – это довольно длительная процедура, требующая хорошего знания законодательства и аккуратности в оставлении претензий. О том, что может требовать покупатель и как ему необходимо действовать при выявлении брака – расскажем далее.

Что говорит закон

Некачественным считается тот товар, который не отвечает:

  • условиям, зафиксированным договором;
  • законодательным нормам;
  • принятым деловым стандартам;
  • целям покупателя.

Порядок решения проблем с качеством продукции, а также права и обязанности сторон, заключивших договор о поставке, приведены в Гражданском кодексе в следующих его статьях:

  • 309 и 310;
  • с 475-й по 477-ю;
  • 518;

Следует знать, что в рассматриваемом случае не применяется ФЗ 2300-1 и другие нормативные документы, защищающие права граждан.

Виды санкций за нарушение условий договора

Стороны обязаны четко выполнять обязательства по договору, поставлять товар, выполнять работы или оказывать услуги в соответствии с оговоренными условиями. Если объектом обязательства по договору является имущество, оно должно быть передано вовремя и в соответствующем состоянии. Но ситуации, когда обязательство по договору не выполняется, достаточно часто встречаются на практике. На этот случай стороны договора вправе согласовать меры ответственности за нарушения обязательства. Законом установлены следующие виды санкций:

  • возмещение причиненных нарушением обязательств по договору убытков;
  • неустойка (разновидностями которой являются пени и штраф);
  • проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ.

Определение размера при заключении соглашения

Завышенные пени правоприменитель может уменьшить, но и слишком низкие проценты не будут соответствовать интересам контрагента. Какой процент неустойки за невыполнение условий договора предусмотреть? Лучше ориентироваться на обычно применяемые меры ответственности в подобных сделках и на средние ставки краткосрочных кредитов.

Признаки, указывающие на ненадлежащее качество

Признается некачественным товар, который не соответствует:

  • положениям договора, его приложениям, спецификациям;
  • нормативным актам (например, ГОСТ);
  • действующим в отрасли стандартам;
  • требованиям, предъявляемым покупателем (не годится для его целей);
  • описанию или тестовым образцам (но только если по договору продажа происходила с их предоставлением).

Когда в соглашении фигурируют условия качества, отклоняющиеся от приведенных в ГОСТах и других аналогичных документах, то названные акты применяться не могут.

Правомочные требования покупателя

Как следует из 518-й статьи ГК, если по получении претензии компания поставщик не заменит немедленно некачественную продукцию, то покупатель имеет полное право предъявить ему одно из следующих требований (их перечень содержится в 475-й статье ГК):

  • пропорционально снизить отпускную цену;
  • устранить дефекты в приемлемые сроки;
  • возместить расходы на починку.

Когда же недостатки оказались существенными (неустранимые или возникающие многократно) покупателю разрешается:

  • расторжение соглашения на поставку;
  • замена продукции на соответствующую договору.

Во всех случаях он также может добиваться:

  • возмещения понесенных убытков;
  • выплаты договорного штрафа или неустойки за задержку с поставкой (если такого пункта в контракте нет, то взыскание осуществляется на основе законодательства – смотрите 395-ю статью ГК РФ).

Некачественный товар после замены или возврата аванса необходимо вернуть поставщику.

Как насчитывают пени и штрафы?

Размер пени за просрочку и штрафов за различные нарушения индивидуален. Их начисляют по правилам из постановления правительства от 30.08.2017 № 1042.

Правила расчета пени

За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Цена должна быть уменьшена на сумму уже выполненных работ. Общая сумма неустойки для заказчика или поставщика не может превышать цену контракта.

Правила расчета штрафов

Сумма штрафов в контрактах до 100 млн рублей не изменилась, но в закупках больше этой суммы штрафы теперь ниже.

Штрафы за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем пени за просрочку. Если срок контракта подходит к концу, а вы не успеваете выполнить работу качественно, то лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно. Так вы потеряете меньше денег.

Размер штрафа для СМП и СОНКО составляет 1% от цены контракта или его этапа, но не меньше чем 1 тыс. руб. и не больше 5 тыс. руб.

По-другому рассчитывают штрафы и в закупках на повышение цены. Если цена контракта в итоге больше НМЦ, штрафы рассчитают исходя из цены контракта. В других случаях отталкиваются от НМЦ.

Что делать, если обнаружился недостаток

Поставка товара, не отвечающего заявленному качеству, всегда приводит к сложным и довольно продолжительным разбирательствам. Окончательный итог во многом зависит от правильности действий покупателя.

Принимать некачественную продукцию нельзя. Действовать следует так:

  • сфотографируйте товар;
  • укажите в обеих накладных причину отказа и снимите с них копии;
  • составьте претензию на имя поставщика с формулировкой «О непоставке» и отправьте ее.

Поскольку товар не принят, то и накладную не подписывают.

Иногда отказаться от приемки невозможно – так происходит, когда продукцию доставляет сторонний перевозчик. Здесь в сопроводительных документах делают отметку о поставке некачественного груза, а затем приступают к сбору доказательств.

Товар обязательно фотографируют, и если это применимо, то фиксируют показания измерительных приборов, описывают все выявленные дефекты.

Далее отправляют продавцу претензию с требованием осмотреть продукцию. В ней следует указать:

  • время и дату грядущей оценки состояния товара;
  • контактные данные уполномоченных лиц.

Документ отправляют заказным письмом (если поставщик находится далеко) или заносят лично. Когда требуется срочность, то претензию отсылают в виде телеграммы.

После осмотра составляют акт – во время этого мероприятия должны присутствовать:

  • минимум 2 человека от покупателя;
  • представитель поставщика;
  • независимый свидетель.

Читайте также: Как происходит взыскание материального ущерба с работника

Акт подготавливается в двух экземплярах и подписывается всеми участниками осмотра. Каждому из них дается право высказать свое мнение, при условии, что оно не совпадает с принятым заключением.

Когда выясняется, что недостаток в товаре относится к категории скрытых, рекомендуется заказать независимую экспертизу.

После составления акта либо получения выводов специалистов, покупатель должен подготовить досудебную претензию. В этом документе содержатся:

  • законные основания;
  • корректные требования.

К ней прилагают копию акта, заверенную подписью директора юрлица.

В соответствии с 4-й статьей АПК РФ, подача претензии является обязательным условием, предшествующим отправке судебного иска. По этой причине к ее составлению следует отнестись с максимальным вниманием и аккуратностью – в противном случае добиться рассмотрения дела, скорее всего, не удастся.

Поставщику закон выделяет ровно 30 суток на то, чтобы добровольно удовлетворить адресованные ему требования. Лишь после истечения данного срока разрешается жаловаться в суд.

Если в договоре присутствуют другие условия урегулирования, то необходимо им в точности придерживаться – они в данном случае обладают преимуществом перед ранее упомянутой статьей АПК РФ.

Суд

По истечении 30-дневного периода подготавливают и отправляют в арбитраж иск. У данного документа есть своя специфика – в суде покупатель не сможет требовать от продавца поставки аналогичного качественного товара. Здесь удастся добиться лишь:

  • возмещения убытков;
  • возврата порученных денег;
  • выплаты штрафа или неустойки.

После рассмотрения дела суд при наличии весомых доказательств, принимает решение удовлетворяющее ходатайство покупателя.

Однако зачастую поставщик отказывается выполнить предписание добровольно. В данной ситуации целесообразно обратится в ФССП с просьбой о возбуждении производства. Далее взыскание происходит в принудительном порядке.

По результатам суда выдается и исполнительный лист, с которым покупатель идет в банк, где открыт счет продавца. Туда он также подает заявление с требованием передать в его распоряжение причитающиеся ему средства. Сделать это удастся не ранее, чем решение суда вступит в силу.

Как составить иск и подать его в суд

Правила составления иска о неустойке:

  • необходимо рассчитать сумму санкции;
  • если есть условие об обязательном предварительном претензионном порядке, выполнить его;
  • получив отказ или не получив ответа, обратиться в суд с соблюдением правил подсудности и подведомственности;
  • для этого необходимо сформировать исковое заявление в соответствии с требованиями, предъявляемыми соответствующими процессуальными нормативными документами, оплатить госпошлину и собрать доказательственную базу.

Правила снижения

Суд может уменьшить размер неустойки за неисполнение обязательств по договору на основании ст. 333 ГК РФ — для этого подается ходатайство. Это один из правовых способов недопущения злоупотребления правом при свободном определении условий договоренности.

Снижение допускается только в исключительных случаях при наличии следующих обстоятельств:

  • сумма неустойки равна или превышает сумму основной задолженности;
  • процент санкции явно превышает рыночную ставку по краткосрочным кредитам;
  • есть основания предполагать, что заинтересованное лицо затягивало с обращением в суд с целью увеличения суммы ответственности.

Трудное финансовое положение, наложение ареста на имущество должника, невыплата ему сумм по заключенным соглашениям или из бюджета не являются основанием для снижения.

Сроки исковой давности

Срок исковой давности в данном случае применяется общий, он составляет, в соответствии с ГК РФ, 3 года. Кроме того, необходимо обратить внимание, что он может прерываться подачей иска в суд или совершением обязанным лицом действий по признанию долга.

Судебная практика

При применении норм при вынесении решений суды руководствуются не только законодательством, но и сложившейся судебной практикой, которая часто обобщается в Постановлениях Верховного суда РФ (ВС РФ). При наличии доказательств взыскание санкции не представляет труда. Снижение размера санкции — обычная практика, суды нередко снижают ее в несколько раз. Но в последнее время с должников требуют конкретных обоснований снижения, заслуживающих внимания и доверия аргументов в пользу такого решения.

Скачать образец искового заявления

Скачать шаблон ходатайства