Повышающий коэффициент по коммунальным услугам

Многие люди не знают, что такое повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг и зачем это нужно. С целью стимулирования граждан к установке счетчиков потребления коммунальных услуг государство России 16 апреля 2013 года одобрило постановление № 344.

Согласно этому официальному акту, в тех строениях, где технически разрешено установить счетчики, однако жильцы по каким-либо причинам этого не делают, осуществляется начисление платы за подключенные коммунальные услуги по нормативу, который приумножается на повышающий коэффициент.

Так, к примеру, с 01.01.2018 г. установлен высокий коэффициент 1.5. В практическом смысле это означает, что организации увеличивают нормативы на 60 процентов.

Что такое повышающий коэффициент к коммунальным услугам?

В 2018 году все больше граждан России устанавливают оборудование для учета потребляемых ресурсов в своих квартирах и домах, имеющих для этого техническую возможность. Такая тенденция связана с поправками в системе начисления коммунальных платежей и применением повышающих множителей на оплату ЖКХ для потребителей, не оборудовавших жилплощадь соответствующими приборами учета (счетчиками).


Повышающий коэффициент на коммунальные услуги – это установленный правительством в 2018 году множитель, на который увеличивается тариф за предоставленную коммунальную услугу.

До января 2015 года при отсутствии в жилом помещении приборов учета оплата за коммунальное обслуживание рассчитывалась на основе установленных государством нормативов и региональных тарифов. Далее применялась следующая последовательность повышающих коэффициентов на тарифы ЖКХ:

Планируемые нововведения в 2019 году

Реформы в области жилищно-коммунальных услуг продолжаются уже много лет. Изменения в оплате и расчетах с управляющими компаниями планируются и в 2019 году. Так, по предложению Минстроя, в 2019 году в обязательном порядке предлагается устанавливать счетчики с функцией автоматической удаленной передачи показаний. Предполагается, что такое нововведение в первую очередь затронет новостройки и дома, где выполнен капитальный ремонт. Цель такой реформы – внести прозрачность и честность в расчеты за услуги ЖКХ. Пока проект находится на стадии разработки, но выносятся предложения внести штрафные санкции за отказ установить приборы учета с передачей данных в режиме онлайн.

Старт установки «умных» приборов учета планируется с конца 2019 года. Правительство рассчитывает в течение двух лет установить во все новостройки современным оборудование учета потребления ресурсов.

Нюансы

В регионах формирование платежных документов по услугам, предоставляемым коммунальными службами, производится по нормативам потребления. Эти нормативы определяются на основе средних объемов израсходованного ресурса, поэтому не совпадают с фактическим потреблением.

В основу региональных норм закладывается:

  • Количество комнат, предусмотренных проектом жилого помещения.
  • Число зарегистрированных лиц.

Расчет производится по принципу аналогового метода. Он основан на применение объема потребления ресурсов в домах, имеющих подобные технические характеристики.


Расчет повышающего множителя

Размер повышающего коэффициента на коммунальные услуги в 2018 году устанавливается законом.

Для жилых помещений без счетчиков величина платежей рассчитывается исходя из нормативов потребления на одного проживающего. Услуги, к которым применим такой способ это: горячее и холодное водоснабжение; водоотведение; газоснабжение. Другими словами, итоговая сумма в квитанции будет определяться числом лиц, прописанных в доме или квартире.

В некоторых случаях, к основным видам услуг могут быть добавлены дополнительные, например, уборка общедомовой территории, уборка подъезда и так далее.

В коммуналках жильцы сами выбирают схему оплаты. Выбранный ими принцип расчетов требует документального отображения. На этом документе должны проставить подписи все жители помещения. Если жильцы не достигли соглашения по вопросу квартплаты, то в силу вступает законодательство, требующее в такой ситуации разделения лицевых счетов и установки индивидуальных приборов учета. Конфликты такого плана решаются исключительно через суд. Это применимо к случаю, если один образовал задолженность, а поставщики услуг принуждают оплачивать других.

Для того, чтобы понять действие повышающих величин на практике, рассмотрим конкретные примеры расчетов платежей по коммунальному обслуживанию.

Для вычисления суммы коммунальных платежей холодное и горячее водоснабжение, а также электроэнергию с применением повышающего коэффициента утверждена формула:

Pi = ni × Nj × KПОВ × Tкр, где:

ni – число лиц, зарегистрированных в i-м помещении;

Nj – объем потребления j-ого ресурса по нормативу;

KПОВ – повышающий коэффициент;

Tкр – цена на коммунальную услугу, определенная в соответствии с законодательством РФ.

Произведем расчеты платежей для семьи из трех человек, зарегистрированных в квартире стандартного девятиэтажного многоквартирного дома, не оборудованной приборами учета холодной и горячей воды.

Помимо самой используемой воды жильцы оплачивают поддержание коммуникаций систем подачи и водоотведения.

При наличии общедомового счетчика для учета воды стоимость коммунальных платежей может возрастать за счет:

  • возникновения утечек;
  • за счет применения незаконных приспособлений для уменьшения показаний счетчиков кем-то из жителей дома;
  • при проживании большего числа лиц, чем официально зарегистрировано.

Расчёт стоимости

При расчёте стоимости одного кубометра учитываются расходы, затраченные поставщиком ресурсов для следующих нужд:

  • оплаты электроэнергии;
  • покупки очистных материалов и компонентов;
  • исследования качественных характеристик воды в лабораторных условиях;
  • оплатного фонда задействованного персонала и налоговых отчислений;
  • аренды оборудования и другого имущества;
  • технического обслуживания и ремонтов сетей водоводов, очистных комплексов и других объектов инфраструктуры;
  • проведения экологических мероприятий, документооборота и пр.

Все позиции рассчитываются, исходя из установленных законом нормативов.

При наличии и отсутствии индивидуальных приборов учёта

Тарифы для потребителей с установленными счётчиками и без них одинаковы. Разница состоит в системе подсчёта. Владельцы с зарегистрированными приборами учёта платят согласно их показаниям, за фактически израсходованное количество ресурсов. Определяется, сколько воды израсходовал потребитель в течение месяца, затем результат умножается на установленную расценку.

Дополнительно оплате подлежит расход на общедомовые нужды, рассчитанный, исходя из разницы показаний индивидуальных и домовых приборов учёта.

Для потребителей, не использующих счётчики, оплата производится по утверждённым нормативам, учитывающим ежемесячный объём воды, полагающийся на одного прописанного в квартире жильца.

Для стимулирования граждан к установке счётчиков применяются повышающие коэффициенты, законодательно ограниченные размером 1,5. Поэтому сумма к оплате, рассчитанная по нормативам, всегда будет выше фактически израсходованных ресурсов, определённых счётчиком.

Особенности тарификации ГВС

В отличие от холодного, тариф на горячее водоснабжение состоит из двух частей:

  • оплаты стоимости холодной воды;
  • расходы на её нагрев до установленных температурных кондиций в пределах от 50 до 65 градусов выше нуля.

Многие коммунальщики сумму платежа ГВС в представленных счётах аналогично разделяют надвое, отдельно выделяя ХВС и расходы на подогрев холодной воды.

Подобная методика рекомендована государственными законодательными нормами и позволяет детально отразить распределение расходов на предоставление указанных услуг. Учитывая, что холодная вода поставляется водоканалом, а её нагрев производится другой организацией, расходы также должны разделяться, для последующего перечисления поставщикам.

Предоставленные ресурсы должны быть оплачены надлежащим образом. Но если поставщики не выполняют принятые обязательства с должным уровнем качества, потребитель вправе отстаивать собственные интересы в суде, приложив документальные доказательства правомерности предъявленных претензий.

Претензии при неправильно расчёте

Если расчёты расходятся то необходимо сразу же обратиться в организацию которая поставляет вам услуги, и попросить вернуть разницу. Если этого не сделали то нужно подавать жалобу(претензию) на генерального директора. Пример заявления:

Но если и после этого они не возместили, нужно подавать в суд или прокуратуру в соответствии со статьёй 395 Гражданского кодекса(Смотреть статью).

Применение повышающих коэффициентов на коммунальные услуги в 2018 году

Владельцы и наниматели помещений обращают внимание на размер коммунальных взносов, когда сумма в платежке превышает ожидаемые цифры. Каков состав этих трат, за что рассчитываются жильцы? Обычно это:

    • уборка и вывоз бытовых отходов;
    • подача природного газа;
    • подача питьевой и горячей воды;
    • водоотведение (горячее, холодное);
    • отопление;
    • электроснабжение.

Повышающий множитель на коммунальные услуги в 2018 году применяется на расчет суммы платежей на те виды поставляемых ресурсов, потребление которых можно учесть с помощью специальных приборов, а именно газ, вода, электрическая энергия.

В 2018 году используются следующие повышающие множители:

  • отопление 1,1;
  • водоснабжение (горячее и холодное), электроэнергия 1,5.

Когда выгодно оплачивать КУ с повышенным множителем?

В некоторых случаях в 2018 году установка счетчиков невыгодна для собственника. Дело в том, что при отсутствии приборов учета оплата за коммунальное обслуживание рассчитывается исходя из количества прописанных в помещении человек. В ситуациях, когда число фактически проживающих людей превосходит количество зарегистрированных, установка счетчика экономически нецелесообразна для собственника.

Особенно это актуально для ситуаций, когда в жилом помещении зарегистрирован один человек, имеющий льготы на оплату услуг ЖКХ, а фактически проживают несколько.

Ниже в таблице систематизированы случаи целесообразности установки счетчиков в 2018 году.

Ситуации, когда установка ПУ целесообразна Ситуации, когда экономичнее оплачивать услуги ЖКХ

(даже с использованием повышающего коэффициента)

Если в помещении по факту проживает меньше человек, чем зарегистрировано Если в помещении по факту проживает больше человек, чем зарегистрировано
В случаях, когда в помещении никто не проживает длительное время (например, работа связана с длительными командировками) Если в помещении проживает несколько человек, при этом зарегистрирован один, имеющий льготы на услуги ЖКХ
Если жилье в собственности, нов нем никто не зарегистрирован и не проживает

Услуги

Если судить по первым месяцам 2018 года, применение подобных тарифов нужно при выставлении счета за услуги любого типа водоснабжения. Идентичная ситуация на рынке электроэнергии. Смысл нововведений заключен в следующем:

  1. если в многоквартирном здании не поставлен счетчик, то владельцам квартир не выставляются счета на оплату с высокими коэффициентами. Об этом написано в пункте 42 постановления № 354;
  2. но управляющая фирма, которая не стала задумываться об установке устройства, должна выплатить на десять процентов больше, чем та сумма, которую они просят у собственников. То есть, поставщик выставляет управляющей организацией, ТСЖ или общему кооперативу счет с использованием повышенного коэффициента 1.1.

Применение

Идея с таким коэффициентом появилась у хозяйственников довольно давно. Первые записи о нем сформировались в наших законах еще в 2011 году.

Когда вышло постановление, уже тогда одним из вспомогательных пунктов была мысль переправлять те деньги, которые можно получить как разницу по выплате с использованием повышающего коэффициента, на разные манипуляции по сохранению энергии и улучшению энергетической эффективности.

Потом, в 2013 году, предложение о зачислении оплаты за полученные услуги с повышенным коэффициентом было полностью оформлено.

Повышающий коэффициент можно считать важным условием для выполнения основного закона об энергосбережении и энергетической эффективности (№ 261 – ФЗ). Разобрав рекомендации 306 и 354 можно прийти к выводу, что изменения по коммунальным начислениям вступили в силу еще в 2013 году, но люди до сих пор пытаются их обойти любыми способами.

Да и субъекты России по какой-то причине не рассчитали подобные коэффициенты и не установили нормативы. Почему так вышло? Может пробелы в наших законах, может безответственность чиновников, а, может быть, тому виною политические установки.

Труднее всего в этой ситуации было коммунальным службам. Они видели официальную документацию о подобном коэффициенте, но чиновники не разбираются с нормативами. Люди бессмысленно расходуют ресурсы, осуществляя низкие перечисления, а применить к ним наказание никто не может.

Отопление

Кроме внутриквартирных устройств измерения, управляющая организация должна устанавливать на многоквартирные строения общее оборудование для измерений. При наличии подобных приборов, жители оплачивают услугу не по постановлению, а по факту потребления.

В конце февраля 2017 года ПК на отопление был понижен до 1,1. Совмещено это с порядком использования денег, которыми теперь управляющая организация, вправе распоряжаться собственноручно. В 2018-м году коэффициент находится в размере 1,1.

ВНИМАНИЕ! Коэффициент применим лишь к собственникам, в случае проживания или эксплуатации помещения для социальных нужд.

Вода

При отсутствии оборудования для учета потребления жидкости, если есть реальная возможность их установки, снабжающие организации вправе просить повышающий коэффициент. Общее поглощение воды оплачивается по официальным нормативам.

ПК к водоотведению с лета 2016-го по текущий год не используется, согласно постановлению правительства России. Получается, что дополнительная плата может начисляться лишь на воду. Как платить за воду с повышающим коэффициентом, можно разобраться самостоятельно. К сожалению, иногда обывателю приходится несколько раз проверять расчеты УК.

ХВС

Плату за водоснабжение можно вычислить следующим способом: количество зарегистрированных собственников умножается на норматив поглощения холодной воды, ПК (1,5) и тариф региона. Такой способ расчета подходит для ХВС к коммунальным услугам в спб.

Размер оплаты

Взносы, из которых сформирована плата за квартиру, подсчитываются с учётом содержания общего имущества и будущих ремонтных манипуляций. Эти два момента касаются не только нанимателей муниципальных помещений, но и собственников приватизированного жилья или комнат.

ВНИМАНИЕ! Каждый из платежей должен быть высчитан в соответствии с официальными постановлениями России.

Нельзя забывать, что правила поставки гражданам коммунальных услуг, на которые ссылались ранее при расчете, с 2016 года отменены. Затраты, внесенные в квитанцию, согласно официальному постановлению (ремонтные работы и содержание):

  1. Поддержка оптимального состояния каждой инженерной системы, внутри дома
  2. обеспечивающее газоснабжение, водоотводы, электричество и отопление;
  3. Требование оплаты долга за услуги ЖКХ;
  4. Показания счётчиков на выдаваемые ресурсы; Сведения информационной системы, обрабатывающей данные по зачисленным платежам;

Выдача квитанций

Размеры оплаты в общем плане могут зависеть от уровня благоустройства и качества тех ресурсов, которые людям предоставляются. Если кто-либо из жителей недоволен качеством работы ЖКХ или оно не соответствует определенным нормам, законодательство предоставляет гражданам право на перерасчёт. Осуществляется он после ряда официальных проверок.

Отсутствие счетчиков

Для расчета стоимости поставки воды без счетчика, поставщики пользуются основным тарифом, который высчитывается по формуле:

P = n × N × Tкр,

где:
n – число жителей, постоянно или временно находящихся в квартире;
N – применение повышающего коэффициента нормативу воды;
Tкр – тариф (стоимость) ресурсов.

Из формулы можно понять, что стоимость услуги полностью зависит от количества прописанных в жилом помещении людей.

В случае если собственники имеют задолженность по оплате коммунальной услуги, то пени будет перечисляться не на основной тариф, а на всю сумму долга, с учетом повышающего коэффициента.

Выгода

Нормативы поглощения ресурсов, выставленные законом, фактически превышают нужное количество, растрачиваемое каждым человеком. Таким образом, например, норматив потребления жидкости для многоэтажного строения на одного жильца составляет4,85 м3 холодной жидкости и 4,01 м3 горячей.

Это означает, что средняя семья из трех человек тратит по нормативам 14,55 м3 холодной воды и 12,03 м3горячей воды. Умножив эти цифры на тариф и повышенный коэффициент 1,6, можно получить очень солидную сумму к оплате.

На практике, эта же самая семья поглощает на пару кубических метров меньше и горячей и холодной воды. Ставя в помещении счетчики на воду, вы платите лишь за фактически растраченное число ресурсов. К тому же, к вам нельзя будет добавить дополнительный коэффициент.

В результате, вы экономите каждый месяц огромную сумму. В среднем монтаж устройства окупается примерно за год.5-6 месяцев.

Исключения

Если устройство учета тепловой энергии поставлено, а также используется, и его показания о величине выданной услуги передаются вовремя, то повышенный коэффициент не применяется.

ВАЖНО! Счета оформляются для оплаты на основе показаний счетчиков и выставленных тарифов. Деньги, которые поступают в виде оплаты услуг отопления, поставщики услуг должны отправлять на техобслуживание коммуникационных систем, производящих подачу тепла.

Правила использования повышенных коэффициентов имеют некоторые исключения. К ним можно причислить следующие моменты, когда коэффициенты не используют; если люди живут в коммунальной квартире, где установить и эксплуатировать счетчики невозможно; жилой дом или помещение оснащены системой водоотведения.

Получается, применение подобных коэффициентов запрещается в тех ситуациях, когда нет технических условий для монтажа и эксплуатации счетчиков. К перечисленным ситуациям отмены на коммунальные услуги коэффициентов можно отнести и аварийные строения, которые признаны непригодными для жизни.

Холодное водоснабжение (ХВС) — это круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

Новые тарифы на холодную воду по Москве и области (с 1 июля 2016 года)

Требования (нормативы) к качеству холодной воды определены постановлением правительства РФ № 354:

  • Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды — 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца
  • Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды — 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения
  • Состав воды в обязательном порядке должен соответствовать санитарным нормам СНиП 2.04.02-84
  • Давление в системе холодного водоснабжения в многоквартирных домах и жилых домах — от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см)
  • Давление в системе холодного водоснабжения у водоразборных колонок — не менее 0,1 МПа (1 кгс/кв. см)

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи холодной воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы.

При давлении, отличающемся от установленного до 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу за указанный расчетный период снижается на 0,1 процента размера платы.
При давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Обозначения (расшифровка) в квитанциях ЖКХ:

  • ХВС КПУ — учет горячей воды ведется по квартирному прибору учета
  • ХВС ДПУ — учет горячей воды ведется по обще домовому прибору учета
  • ОДПУ ХВС — общедомовой прибор учета холодной воды

Расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению производиться по:

  • Общедомовым приборам учета и зависит от количества прописанных в квартире жильцов
  • Квартирным приборам учета (счетчикам горячей воды)