Содержание
- Понятие инвалидности и ее виды.
- Законодательные акты, регулирующие права инвалидов.
- Правовые аспекты
- Права детей инвалидов
- Установленные законодательством инвалидные группы.
- Льготы детям, родители которых инвалиды второй группы.
- Льготы детям, родители которых инвалиды третьей группы.
- Отказ от набора соц. услуг
- Распространенные ошибки по заданной теме.
Проблема инвалидности является одной из самых актуальных в современном мире. Причем она имеет широкое распространение как в мировом сообществе в целом, так и в Российской Федерации в частности. В соответствии со статистикой, предоставленной Всемирной организацией здравоохранения по состоянию на 2018 год лицами с ограниченными возможностями являются более одного миллиарда человек, то есть практически 15% населения земли. Правительством России непрерывно совершенствуется социальная политика в отношении инвалидов, придерживаясь при этом основных мировых принципов:
- совершенствование системы, целью которой было бы устранение причины инвалидности, а также бороться с ее последствиями;
- организация условий, при которых лица с ограниченными возможностями могли бы добиваться во всех сферах одинаковых результатов наравне со здоровыми людьми;
- инвалид сам по себе является полноценным членом общества, имея при этом определенные права и обязанности, а в обязанности органов государственной власти входит их выполнение;
- в ходе организации каких-либо общественных мероприятий необходимо учитывать особенности инвалидов разных групп, так как изначально все граждане имеют разные возможности.
Причем еще одним важным аспектом социальной политики в отношении инвалидов является непосредственно их финансовое обеспечение, что, как правило, находится в тесной взаимосвязи с состоянием экономики и социальной направленностью государства. В нашей статье дадим определение инвалидности как таковой, ее видам, а также перечислим льготы, предоставляемые детям, родители которого являются инвалидами второй и третьей группы.
Понятие инвалидности и ее виды.
Итак, рассмотрение данной темы начнем с того, что дадим определение самому понятию инвалидность.
Инвалидность – это такое состояние человека, при котором его способность к различным видам деятельности ограничена ввиду физических, психических или умственных отклонений. Этот термин одновременно является медицинским и юридическим
также инвалидность можно классифицировать в зависимости от тех либо иных критериев:
№ п/п |
Наименование критерия |
Суть критерия |
Возраст инвалида | 1. дети-инвалиды;
2. взрослые инвалиды |
|
Причина инвалидности | 1. инвалиды войны;
2. инвалиды труда; 3. инвалиды с детства; 4. инвалиды по общему заболеванию. |
|
Степень утраты трудоспособности | 1. I группа – полностью утратившие трудоспособность;
2. II группа – частично либо временно утратившие трудоспособность; 3. III группа – трудоспособные, но нуждаются в щадящих условиях труда. |
|
Степень утраты передвижения | 1. мобильные;
2. маломобильные; 3. неподвижные. |
|
Вид нарушения функций | 1. расстройства двигательной сферы;
2. расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, выделения, органов внутренней секреции, обмена веществ; 3. расстройства со стороны органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания; 4. психические расстройства, нарушения памяти, внимания, восприятия, воли, эмоций, речи. |
Законодательные акты, регулирующие права инвалидов.
Правительством Российской Федерации разработан целый перечень законодательных актов, регулирующий статус инвалидов, а также перечень и порядок преференций, на получение которых имеют право претендовать лица с ограниченными возможностями. Таковыми законодательными актами являются:
- Постановление Правительства от 20.02.2006 года № 95 “О порядке и условиях признания лица инвалидом”.
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 года № 17 “Об утверждении разъяснения “Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности”.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 29.04.2005 года № 317 “О внесении изменений и дополнений в постановление министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.03 г. № 17 “Об утверждении разъяснения об определении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности”.
- Разъяснение Министерства труда Российской Федерации от 15.04.2003 года № 1 “Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности”.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 906н от 17.11.2009 года “Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы”.
- Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24.11.1995 года.
- Федеральный закон “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” от 02.08.1995 года.
- Федеральный закон “О государственной социальной помощи”.
- Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной социальной помощи” от 08.12.2010 года.
Правовые аспекты
Как известно, существует 3 группы инвалидности, каждой из которых соответствует различная степень тяжести заболевания. Однако в отношении несовершеннолетних подобная система оценки проблем со здоровьем не применяется. Все дело в том, что в процессе взросления в детском организме могут происходить существенные изменения, сказывающиеся на процессе протекания болезни. Поэтому лицам до 18 лет вместо группы инвалидности назначается общий статус – ребенок-инвалид. По уровню социальной поддержки он вполне сопоставим с первой, самой тяжелой группой инвалидности.
После совершеннолетия ребенок обязан снова пройти медико-социальную экспертизу (далее – МСЭ) с целью назначения группы инвалидности. С этого момента возможно снижение размера выплат – например, если будет присвоена 3 или 2 группа инвалидности. А иногда комиссия и вовсе может оценить состояние здоровья ребенка как удовлетворительное и отменить инвалидность. Подобное решение можно обжаловать в течение 30 дней.
Если совершеннолетнему гражданину будет присвоена одна из групп инвалидности, в заключении МСЭ в качестве причины будет сделана пометка «инвалидность с детства». Ранее термином «инвалид детства» обозначали всех детей с ограниченными возможностями, но с 2014 года его заменили на «ребенок-инвалид».
Порядок назначения инвалидности несовершеннолетним лицам изложен в постановлении Правительства РФ №95 от 20.02.2006 г. «О порядке признания лица инвалидом». Меры социальной поддержки, положенные детям-инвалидам и их родителям, прописаны сразу в нескольких законодательных актах:
- федеральном законе №178-ФЗ «О гос. социальной помощи» от 17.07.1999 г.;
- федеральном законе №166-ФЗ «О пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 г.;
- федеральном законе №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 г.;
- Трудовом и Налоговом кодексах РФ.
На уровне субъектов РФ дети-инвалиды могут получать дополнительные пособия и социальные услуги, что должно подтверждаться соответствующими нормативными документами.
Обновлено 22.12.2016
Ребенок инвалид при достижении определенного возраста имеет возможность ходить в школу. Школа не должна отказывать в приеме ребенка с ограниченными возможностями, но при этом, она не должна создавать особенные условия для него, то есть обучается ребенок так же, как и все дети.
В школе дети-инвалиды имеют некоторые льготы, что проявляется больше в материальных компенсациях и минимальных физических нагрузках. В плане психологической помощи, школа должна предоставлять сеансы психолога, который поможет адаптироваться в коллективе, и проведет беседу с другими детьми класса.
Стоит заметить, что часто дети в школе могут плохо контактировать, в силу того, что ребенок-инвалид не такой, как все. Однако, если в классе хорошая атмосфера и классный руководитель обращает внимание на поведение своих учеников, процесс обучения может проходить довольно результативно.
Ребенок-инвалид имеет право на бесплатное питание в школе, льготные условия сдачи экзаменов, при этом ребенок сам выбирает формат проведения этого экзамена. И также ребенок-инвалид может не посещать уроки физического воспитания, если имеются ограничения на физическую нагрузку.
Права детей инвалидов
Российское государство обязано обеспечивать социальную защиту для каждого ребенка, который был признан человеком с ограниченными возможностями (ребенком-инвалидом). Это обеспечивается путем создания специальных условий для развития индивидуальности, творческих, производственных и других способностей. В целях осуществления программ по помощи детям инвалидам специальными гос. органами предоставляются социальные льготы, гарантии, поддержка в реализации прав по охране здоровья, прав на труд, отдых, образование, подготовку для осуществления посильной профессиональной деятельности, а также прав социально-экономических и жилищных.
Защита прав детей-инвалидов должна контролироваться и обеспечиваться государством. Любые возможные препятствия на пути к желаемому личному развитию таких детей устраняются руководством страны. Социальные права детей-инвалидов гарантируются правительством Российской Федерации наряду с обеспечением равных по сравнению со здоровыми гражданами.
Установленные законодательством инвалидные группы.
В зависимости от степени утраты работоспособности и способности к самообслуживанию, различают три группы инвалидности:
I группа. | Способность к самообслуживанию полностью утрачена. Инвалид зависит от окружающих, постоянно нуждается в их помощи и уходе. Способность к передвижению утрачена, человек не может передвигаться без чужой помощи. Отмечается дезориентация во времени и пространстве. Человек не может общаться с окружающими, не в состоянии контролировать свое поведение. |
II группа. | Способность к самообслуживанию утрачена частично: инвалид в состоянии себя обслуживать и передвигаться, но только с использованием специальных приспособлений или с помощью окружающих. Трудоспособность утрачена, либо человек может выполнять определенные виды работы, но нуждается в специальных условиях, особом оснащении рабочего места, посторонней помощи. Способность к обучению утрачена, либо человек может обучаться в специальных учебных заведениях, по особой адаптированной программе, либо только в домашних условиях. Ориентация во времени и пространстве, контроль над своим поведением возможны с помощью посторонних. Для того чтобы общаться с окружающими людьми, нужна посторонняя помощь или специальные устройства. |
III группа. | Человек может себя обслуживать, применяя специальные вспомогательные средства. Он может передвигаться, но медленнее, чем здоровые люди, на меньшие расстояния. Способность к обучению сохраняется, но нужен специальный режим, помощь других людей помимо педагогов. Люди с третьей группой инвалидности не могут работать по профессии, вынуждены выполнять менее квалифицированную работу, в меньших объемах. Для адекватной ориентации во времени и пространстве нужны вспомогательные устройства. Скорость общения снижается, человек способен усваивать и передавать меньшие объемы информации. |
Льготы детям, родители которых инвалиды второй группы.
Рассмотрение льгот, предоставляемых детям, родители которых являются инвалидами второй группы, необходимо начать с одного важного обстоятельства.
Важно! Как таковых льгот непосредственно для таких детей не предусмотрено. Законодательно такие дети приравнены ко взрослым с ограниченными возможностями.
Это означает, что дети имеют абсолютно те же преференции, которые предоставляются их ограниченному в возможностях родителю. То есть для детей, родители которых являются инвалидами второй группы, государством предусмотрены следующие льготы:
№ п/п | Группа льгот |
Перечень льгот |
Льготы в общественной сфере | В данной области подразумеваются следующие преференции:
– пользование любым общественным транспортом на бесплатной основе (кроме такси и негосударственных маршруток); – в случае направления на лечение, бесплатным является также весь общественный транспорт, пользование которым необходимо. |
|
Льготы в медицинской сфере | В данной сфере существуют такие льготы:
– получение необходимых медицинских препаратов по рецепту лечащего врача бесплатно либо со скидкой; – получение медицинской техники и перевязочных материалов на безвозмездной основе; – возможность бесплатного получения ортопедической обуви; – бесплатное протезирование зубов; – бесплатное санаторно-курортное лечение. |
|
Льготы в жилищной сферы | В отношении данной сферы предусмотрен следующий перечень льгот:
– 50% скидки за услуги квартплаты и жилищно-коммунальные услуги; – 50% скидки по взносам на капитальный ремонт; – первоочередное право на улучшение жилищных условий. |
|
Сфера образования | В данной отрасли действует следующий перечень преференций:
– возможность внеочередного поступления в средние и высшие учебные заведения при сдаче вступительных экзаменов; – увеличенная стипендия в учебных заведениях. |
Льготы детям, родители которых инвалиды третьей группы.
Как указывалось выше льготы для детей, родители которых являются инвалидами, приравниваются к льготам самих родителей-инвалидов. Это значит, что при наличии у родителя третьей инвалидной группы, его ребенок имеет право претендовать на следующий перечень льгот:
№ п/п | Группа льгот |
Перечень льгот |
Льготы в медицинской сфере | В данной сфере существуют такие льготы:
– получение необходимых медицинских препаратов по рецепту лечащего врача со скидкой 50%; – получение медицинской техники и перевязочных материалов на безвозмездной основе; – возможность бесплатного получения ортопедической обуви; – бесплатное либо со скидкой 50% санаторно-курортное лечение. |
|
Льготы в жилищной сферы | В отношении данной сферы предусмотрен следующий перечень льгот:
– 50% скидки за услуги квартплаты и жилищно-коммунальные услуги; – кроме того, если в доме печное отопление, то человек получает 50% скидки на приобретение топлива . |
|
Сфера образования | В данной отрасли действует следующий перечень преференций:
– возможность поступления в средние и высшие учебные заведения при сдаче вступительных экзаменов по отдельной льготной очереди; – выплата стипендии в учебных заведениях, размер которой не зависит от оценок. |
Отказ от набора соц. услуг
Дети-инвалиды имеют право полностью или частично отказаться от набора социальных услуг в пользу дополнительных денежных выплат. Такой шаг стал возможным после принятия закона о монетизации льгот (№122-ФЗ от 22.08.2004 г.).
Отказ от льгот актуален в том случае, если здоровье несовершеннолетнего инвалида не позволяет ему отправиться на лечение в санаторий, а также если необходимые ему препараты отсутствуют в бесплатном перечне.
Набор соц. услуг в 2020 году оценивается в 1082,53 рубля. В частности это:
- 833,79 рубля за лекарства;
- 128,99 рубля за путевки в санаторий;
- 119,75 рубля за льготный проезд.
Инвалид вправе сохранить за собой актуальные услуги, заменив денежной компенсацией только те, в которых не возникает необходимости. Денежные средства будут выплачиваться совместно с ЕДВ ежемесячно.
Оформление денежной компенсации происходит через отделение ПФР. Там пишется заявление установленного образца, которое необходимо сопроводить следующими документами:
- свидетельством о рождении либо паспортом;
- заключением МСЭ;
- справкой о наличии права на набор соц. услуг (если она ранее была получена в ПФР).
Подать документы на компенсацию нужно до 1 октября текущего года, так как в 4 квартале уже начинается планирование бюджета на будущий год. Если не успеть обратиться в ПФР в срок, начать получать компенсацию можно будет только более чем через год.
Любой вид льгот инвалиды могут быстро и без очередей оформить через многофункциональные центры.
Жизнь семьи с ребенком-инвалидом полна трудностей и всегда сопровождается повышенными финансовыми расходами. Несмотря на то, что в нашей стране пока не сформирована полноценная инфраструктура для людей с ограниченными возможностями, имеющийся набор льгот может существенно облегчить жизнь детей-инвалидов и их родителей.
Распространенные ошибки по заданной теме.
Ошибка №1. Для детей, чьи родители являются инвалидами какой-либо группы, государством не предусмотрено наличие определенных преференций, то есть никаких льгот у них нет. Для данной категории лиц действительно каких-либо отдельных льгот не существует, однако они приравниваются ко взрослым с ограниченными возможностями. Это значит, что такие дети имеют право на получение тех же преференций, что и их родители в соответствии с установленной им инвалидной группой.
Ошибка №2. Льготы, предоставляемые инвалидам, являются одинаковыми для всех и не зависят от установленной инвалидной группы. Перечень льгот, на которые имеют право претендовать лица с ограниченными возможностями, устанавливается непосредственно в зависимости от того, какая группа инвалидности присвоена такому лицу. Это значит, что при наличии ребенка у инвалида, а имеет право на получение тех же льгот, что и родитель-инвалид.