Права профсоюзов и объединения работодателей

Решение тестов онлайн и бесплатные ответы на тесты

Трудовое право. Тест 105

521. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выходное пособие выплачивается в размере:
• среднего заработка, и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев, а также в исключительных случаях — заработок сохраняется за третий месяц

522. Профсоюзными представителями являются только:
• профорганизатор, профгруппорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов

523. Споры о коллективной материальной ответственности решаются в суде:
• всегда

524. Отказ от выполнения работы и невыполнение распоряжения администрации к дисциплинарным проступкам:
• относится

525. Установление в трудовом законодательстве положения о возможности приостановки либо прекращения деятельности предприятия (структурного подразделения), ликвидации рабочих мест, на которых не обеспечены безопасные условия работы, ____________ к гарантиям прав работников на охрану труда.
• относится

Энциклопедия судебной практики
Представители работников. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями. Иные представители работников
(Ст. 29, 30, 31 ТК)

1. Право профсоюзов на представительство и защиту прав и интересов работников носит универсальный характер

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовой кодекс Российской Федерации (статьи 29, 370, 372, 373 и др.) предоставили профсоюзам право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, которое носит универсальный характер.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовой кодекс Российской Федерации (статьи 29, 370, 372, 373 и др.) предоставили профсоюзам право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, которое носит универсальный характер.

2. Представителем работников может быть любое лицо, выбранное трудовым коллективом, а не обязательно работник организации

В силу статьи 29 ТК РФ представителем трудового коллектива может быть любое лицо, выбранное коллективом, а не обязательно работник данной организации.

3. Законом не предусмотрен прямой запрет на участие руководителя и управленческого персонала организации в одной профсоюзной организации с другими работниками

Законодательство Российской Федерации о профессиональных союзах не содержит в себе прямого запрета участия руководителя и управленческого персонала организации в одной профсоюзной организации с другими работниками.

4. Участие руководителя и управленческого персонала организации в одной профсоюзной организации с другими работниками является нарушением свободы создания и деятельности профсоюзных организаций

Положения опираются на Конвенции Международной организации труда и N 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» и N 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров».

Провозглашая принцип свободы создавать и вступать в организации для защиты своих профессиональных интересов как для трудящихся, так и для предпринимателей, указанные Конвенции под одним из действенных способов достижения этой свободы подразумевают, что организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов в создание и деятельность организаций и управления ими.

Такая защита невозможна или крайне затруднена в том случае, когда руководитель или управленческий персонал организации вступают в одну и ту же профсоюзную организацию с другими работниками этой же организации.

Несмотря на то что законодательство Российской Федерации о профессиональных союзах не содержит в себе прямого запрета участия руководителя и управленческого персонала организации в одной профсоюзной организации с другими работниками, но в силу прямого действия норм ратифицированных Россией международных Конвенций такое участие не может рассматриваться иначе, как нарушающее свободу создания и деятельности профсоюзных организаций.

5. При разрешении коллективных трудовых споров правом на выдвижение требований от имени работников обладают не конкретные работники, а их представители

Главой 61 Трудового кодекса РФ установлен порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, причем правом выдвижения требований от имени работников в соответствии со ст.ст. 29-31, ч. 5 ст. 40, ч. 1 ст. 399 Трудового кодекса РФ наделены не конкретные работники, а их представители.

6. При наличии в организации первичной профсоюзной организации именно она обязана представлять интересы работников

При наличии в организации первичной профсоюзной организации именно она по прямому указанию закона представляет интересы работников в системе социального партнерства, включая разрешение коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений.

7. Процедура избрания представителя трудового коллектива в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) регулируется статьями 29 и 31 ТК РФ

Из положений Закона о банкротстве следует, что об избрании представителей работников должника свидетельствует протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

Поскольку иное не установлено законом о несостоятельности, процедура избрания представителя трудового коллектива регулируется нормами статей 29, 31 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым для принятия решения требуется большинство работников, присутствующих на собрании.

8. Первичные профсоюзные организации не вправе избирать представительный орган для проведения коллективных переговоров по вопросу заключения коллективного договора

С учетом положений статей 31 и 37 Трудового кодекса Российской Федерации первичные профсоюзные организации неправомочны избрать представительный орган для проведения коллективных переговоров с работодателем по вопросу заключения коллективного договора.

9. Без решения общего собрания работников о поручении первичной профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, представлять их интересы организация защищает только интересы своих членов

Судом установлено, что учредительным собранием первичной профсоюзной организации работников ООО создана первичная профсоюзная организация, которая объединяла и объединяет менее половины работников работодателя. Вместе с тем из материалов дела видно, что решения общего собрания (конференции) работников ООО о поручении первичной профсоюзной организации представлять их интересы не принималось, иного представителя (представительного органа) не избиралось.

Таким образом, профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации работников общества с ограниченной ответственностью и первичная профсоюзная организация работников общества с ограниченной ответственностью осуществляют свою деятельность только по защите интересов своих членов и не имели права принимать решение о направлении работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров от имени всех работников данной организации без предварительного создания единого представительного органа ее работников.

10. Легитимность представителей сторон социального партнерства зависит от соблюдения порядка их определения, объема и содержания полномочий

Стороны социального партнерства – работники и работодатель – вступают в соответствующие отношения через своих представителей.

Легитимность представителей зависит от соблюдения процедур их определения, объема и содержания полномочий, которыми их наделяют стороны социального партнерства.

11. Отдельный работник не может представлять интересы других работников организации при изменении коллективного договора

Положения коллективного трудового договора не могут быть признаны недействительными по иску отдельного работника, поскольку он не является стороной этого коллективного договора и не наделен правом представлять других работников организации, права и интересы которых урегулированы коллективным договором.

Порядок ведения коллективных переговоров, в результате которых заключается и изменяется коллективный договор, установлен главой 6 Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 38 Трудового кодекса РФ урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению при рассмотрении индивидуального трудового спора.

Вместе с тем положения коллективного трудового договора не могут быть оспорены по иску отдельного работника, поскольку он не является стороной этого коллективного договора и не наделен правом представлять других работников организации, права и интересы которых урегулированы коллективным договором.

Порядок ведения коллективных переговоров, в результате которых заключается и изменяется коллективный договор, установлен главой 6 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 38 ТК РФ урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению при рассмотрении индивидуального трудового спора.

Вместе с тем положения коллективного трудового договора не могут быть признаны недействительными по иску отдельного работника, поскольку он не является стороной этого коллективного договора и не наделен правом представлять других работников организации, права и интересы которых урегулированы коллективным договором.

Порядок ведения коллективных переговоров, в результате которых заключается и изменяется коллективный договор, установлен главой 6 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 38 ТК РФ урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.

12. При обращении профсоюзной организации в суд с иском в защиту работника необходимо соблюдение трех условий: работник должен являться членом профсоюзной организации, факт наличия обращения работника в профсоюзную организацию, наличие документов, подтверждающих полномочия профсоюзной организации

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации интересы работников, в частности, при рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, при обращении профсоюзной организации в суд с иском в защиту работника необходимо соблюдение следующих условий: работник должен являться членом профсоюзной организации, факт наличия обращения работника в профсоюзную организацию, а также необходимо наличие документов, подтверждающих полномочия профсоюзной организации.

13. Согласие на право обращения профсоюзной организации в защиту прав членов профсоюза может быть выражено в письменной форме

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации интересы работников, в частности, при рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Таким образом, профсоюзная организация вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав членов профсоюза по их просьбе. Такое согласие может быть выражено в письменной форме, может найти свое подтверждение в личном участии лица, чьи права защищаются поданным иском в гражданском процессе.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на июль 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

Поляк Мария Ивановна,
заместитель председателя Коллегии Адвокатов
«Грибаков, Поляк и партнеры»

  • Как должны быть оформлены полномочия профсоюзного представителя работника
  • Какие действия вправе совершать от имени своего члена профсоюз, если он не имеет статуса юридического лица
  • Обязан ли работодатель возмещать судебные расходы профсоюзного представителя работника

Одним из наиболее эффективных механизмов защиты прав и законных интересов работника в современной России признается судебное урегулирование его спора с работодателем. Статья 29 ТК РФ предусматривает, что интересы работников при рассмотрении различных трудовых споров с их участием могут представлять профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители. Это положение не противоречит ст. 49 ГПК РФ, определяющей круг лиц, которые могут быть представителями в суде, но не называющей в их числе профсоюзы. Есть только два требования к кандидату в представители:

— наличие дееспособности и

— надлежащим образом оформленные полномочия.

В настоящей статье освещены проблемы профсоюзного представительства законных интересов конкретного работника, так как в соответствии с судебной практикой профсоюзы не допускаются к судебной защите прав неопределенного круга лиц. И несмотря на то, чтомногие специалисты разделяют данную позицию судов, есть основания думать, что все-таки профсоюз на законодательном и судебном уровнях уполномочен защищать права неопределенного круга лиц. В частности, он вправе обжаловать локальные акты организации 1 .

О возможностях

Исходя из положений ст. 182 ГК РФ, ст. 48, 54 ГПК РФ под представительством следует понимать особое правоотношение, при котором праву представителя совершить определенные юридические действия от имени и в интересах доверителя соответствует обязанность последнего признать их правовые последствия 2 с учетом условий поручения (договора) или в силу и в пределах прямого указания закона (юридической нормы).

Но профсоюзное представительство существенно отличается от гражданско-правового, поскольку имеет специфические основания возникновения.

Более того, от имени одного субъекта права выступает другой — коллективный субъект, объективно нуждающийся в своем представителе. И в этой части следует согласиться с мнением В. М. Догадова, который еще в первой половине XX в. сказал: «профсоюзное представительство ничего общего, кроме названия, не имеет с представительством в области гражданских отношений» 3 .

В судебных органах профсоюз может выступать в качестве представителя конкретного работника. К тому же одним из основных направлений в его работе по защите прав работников называется именно судебное представительство при предъявлении требований о взыскании невыплаченной заработной платы вне зависимости от размена долга. И, судя по тенденциям, сложившимся в сфере трудовых отношений за последние годы, возможности здесь неиссякаемы (см. диаграмму «Просроченная задолженность по заработной плате в РФ»).

С другой стороны, помощь профсоюза в суде не гарантирует работнику удовлетворения его иска. Примером может служить дело № 33-11487 (определение Московского областного суда от 13.07.2010), в рассмотрении которого решающее значение сыграли документальные доказательства правомерных действий работодателя.

О дееспособности

По отношению к профессиональному союзу понятия дееспособность и правоспособность совпадают. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 10 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон о профсоюзах) правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации как юридического лица возникает с момента их государственной регистрации. Ее осуществляет Минюст РФ или его территориальные органы по месту нахождения соответствующей организации. При отсутствии регистрации профсоюзы не могут приобрести статус юридического лица, то есть в силу нормы ст. 49 ГК РФ не имеют гражданских прав, соответствующих целям его деятельности, определенным в учредительных документах, и не обязаны выполнять связанные с ними обязанности.

Иными словами, непрохождение обозначенной выше процедуры ограничивает профсоюзы в осуществлении хозяйственной деятельности, а также в правах на представительство и защиту, но профсоюз по-прежнему может представлять и защищать интересы работников в ходе содействия занятости,г ведения коллективных переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров, урегулирования коллективных трудовых споров. Здесь речь идет и о его правах, предусмотренных ст. 15, 17 — 23 Закона о профсоюзах. Эти полномочия не зависят от того, имеет профсоюз статус юридического лица или нет. Поэтому судьи не могут отказать в принятии искового заявления, предъявленного профсоюзом в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица по ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Об оформлении полномочий

Вторым обязательным условием допуска профсоюза к судебной защите конкретного работника является правильное оформление полномочий представителя. Данное требование тесно связано с принципом диспозитивности, закрепленным в ст. 39 ГПК РФ. Это означа-ет, что профсоюз не может реализовать права и свободы работника без прямого на то указания последнего. Поэтому обращение профсоюза в судебные органы может быть законным только в случае соответствующего волеизъявления каждого Лредставляемого работника.

Иными словами, в силу ст. 39, ч. 4 ст. 131, ст. 132 ГПК РФ при защите прав конкретных работников профсоюз обладает лишь общими полномочиями. Даже если в уставе профсоюза будет прописано иное. Факт членства в нем никоим образом не является основанием возникновения у него специальных полномочий при представительстве работников. Обратное будет противоречить действующему процессуальному законодательству.

В соответствии со ст. 54 ГПК РФ работник может наделить профсоюз специальными полномочиями только путем составления доверенности или подачи письменного заявления в суд о его допуске в качестве представителя. Последний документ передается самим гражданином судье в ходе судебного разбирательства, тогда подлинность его подписи удостоверяет сам судья. В остальных случаях в соответствии со ст. 184 ГК РФ, ст. 53 ГПК РФ подпись удостоверяют жилищные органы или органы местного самоуправления по месту его жительства либо работодатель по месту его работы. В таком же порядке удостоверяется и доверенность, которой работник передает профсоюзу специальные полномочия.

Таким образом, если работник не предоставил профсоюзу доверенность или не подал в суд заявление в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, црофсоюз обладает в судебном процессе только общими полномочиями, возникающими в силу факта членства работника в нем. При этом исчерпывающего перечня последних в законодательстве нет. Следовательно, он может быть определен в уставе профсоюза. К числу общих полномочий, например, относят:

— самостоятельный сбор доказательств и их представление в суд;

— подготовку правового заключения по рассматриваемому в суде трудовому спору;

— присутствие юриста профсоюза при рассмотрении заявлений членов профсоюза судебными органами и т.д.

О слабости профсоюза

Анализ практики применения трудового законодательства показывает, что представительство профсоюзов в случаях защиты прав и интересов работников имеет серьезные изъяны.

Например, из поля зрения профсоюзов выпадает представление интересов:

— иностранных граждан, заключающих трудовые договоры на территории РФ;

— тех, чей труд осуществляется вне рабочего места, офиса, конторы;

Специальные полномочия представителя:

— подписание заявления от имени представляемого;

— предъявление заявления в суд и иные полномочные государственные органы;

— передача спора на рассмотрение третейского суда;

— предъявление встречных требований от имени работника;

— полный или частичный отказ от заявленных требований;

— уменьшение размера требований работника;

— признание предъявленных работнику требований;

— заключение от имени работника соглашения;

— изменение предмета или основания заявленных работником требований;

— передача полномочий другому лицу (передоверие);

— предъявление исполнительного документа к взысканию;

— получение взысканного в пользу работника имущества или денег.*

Перечисленные полномочия должны быть отдельно оговорены в доверенности, выданной работником своему представителю.

* Статья 54 ГПК РФ.
— студентов и пенсионеров, принимаемых на неполный рабочий день й проч.

При этом в последнее время факты злоупотребления работодателями своими правами в отношении указанных лиц участились, а значит, они остро нуждаются в профсоюзном представительстве своих интересов.

В свою очередь, для профсоюзов серьезной проблемой является и отсутствие зако нодательного регулирования порядка возмещения работникам судебных расходов в случае представления их интересов именно профсоюзами.

ПОЗИЦИЯ СУДА 4 . По смыслу ст. 100 ГПК РФ возмещению выигравшей стороне подлежат ее расходы по оплате помощи представителей, которые выполняют свои представительские обязанности не по основаниям, предусмотренным ст. 46 ГПК РФ. В соответствии со ст. 11 Закона о профсоюзах их уполномоченные — это не те представители, которые выполняют обязанности представителя стороны в гражданском процессе на платной основе.’Они представляют и защищают права и интересы своих членов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

4 Решение Советского районного суда г. Липецка от 19.05.2010 по делу № 2-3199/10; определение Липецкого областного суда по делу № 33-1437/2010.

Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав, профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации. Следовательно, юридиче-‘скую помощь работнику по трудовому спору выборные профсоюзные органы и их консультации оказывают бесплатно.

При этом положение в уставах учреждений, в отношении которых профсоюз — «аффилированное лицо», об их возможности оказывать правовую помощь гражданам, профсоюзным организациям и юридическим лицам на возмездной и постоянной основе прямо противоречит нормам Закона о профсоюзах.

Многие специалисты, в том числе экономисты, обращают внимание на то, что в европейских странах практика сокращения рабочих мест, высвобождения работников в целях повышения производительности труда всегда сопровождается активной поддержкой.

Работник как субъект трудового права

Согласно ст. 20 ТК, работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Для того, чтобы вступить в трудовые отношения и стать работником гражданин должен обладать трудовой правосубъектностью.

По общему правилу она наступает с 16-летнего возраста, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом, также и ранее указанного возраста.

Указанный возрастной критерий трудовой правосубъектности связан с тем, что с этого времени человек становится способным к систематическому труду, что и закреплено в законе (ст. 20, 63 ТК).

При этом учитываются физиологические особенности, которые свойственны организму подростка: лицам, не достигшим 18-летнего возраста, запрещается работа во вредных и опасных условиях труда, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (ст. 265 ТК).

Трудовая правосубъектность характеризуется законодательством как равная для всех граждан (физических лиц).

Это означает, что граждане свободны в реализации своих прав, и естественные различия между ними, например, пол, возраст, национальность или имущественное положение и другие обстоятельства не должны носить характер дискриминации в сфере труда.

Равная для всех трудовая правосубъектность может ограничиваться только федеральным законом, а также по приговору суда, если данное физическое лицо лишено права занимать определенные должности или заниматься определенной профессиональной либо иной деятельностью.

Возможны законодательно установленные границы (пределы) трудовой правосубъектности, например иностранных граждан и лиц без гражданства.

Конституция РФ только гражданам России разрешает принимать участие в управлении делами государства (ст. 32), участвовать в отправлении правосудия (ст. 119).

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлен запрет для иностранных граждан находиться на государственной или муниципальной службе либо быть членом экипажа военного корабля или командиром воздушного судна гражданской авиации.

Им запрещено быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности России.

Кроме того, федеральным законом может быть ограничен допуск иностранных граждан к замещению иных должностей или к занятию иной деятельностью.

Но им предоставлена возможность реализовать свои способности к труду с учетом имеющейся специальности и квалификации в других видах деятельности и в установленном законом порядке.

Следовательно, трудовая правосубъектность физических лиц (граждан) не может быть ограничена ничем, кроме федерального закона и решения суда.

Помимо трудовой правосубъектности физическое лицо (гражданин) наделяется основными правами и обязанностями, закрепленными в ст. 37 Конституции РФ и ст. 21 ТК.

Эти основные права и обязанности, в отличие от иных, именуются статутными, они получают свое развитие и детализацию в субъективных правах и обязанностях, составляющих содержание конкретных трудовых отношений.

В науке трудового права в большинстве случаев принято считать, что указанные основные (статутные) права и обязанности дополняются юридическими гарантиями их осуществления, ответственностью за ненадлежащее выполнение обязанностей и в совокупности с трудовой правосубъектностью составляют правовой статус работника.

Трудовым законодательством закреплены, в частности, гарантии: при заключении трудового договора (ст. 64 ТК); по оплате труда работников (ст. 130 ТК); при направлении в служебные командировки (глава 24 ТК); при переезде на работу в другую местность (ст. 169 ТК); при исполнении работниками государственных или общественных обязанностей (глава 25 ТК); при совмещении работы с обучением (глава 26 ТК); при расторжении трудового договора (глава 27 ТК); в других случаях (глава 28 ТК).

Трудовым законодательством для работников установлена дисциплинарная ответственность (ст. 192-194 ТК) и материальная ответственность (гл. 39 ТК).

Кодекс об административных правонарушениях (далее — КоАП), ст. 20.26, установлена административная ответственность работника за самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора в виде штрафа от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

Статья 376. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного статьей 374 настоящего Кодекса.

Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

СТ 370 ТК РФ.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением
работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров,
соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении
выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах
рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий
коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их
объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые
наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими
профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций
профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации,
могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые
действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением
соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно
посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и
форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного
профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок
соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных
договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий
взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение
государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными
органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции
по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют
право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные
для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными
предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Объединение работодателей как субъект трудового права

Работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединение работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Объединение работодателей — форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).

Правовое положение объединения работодателей определяется федеральным законом от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» и иными федеральными законами.

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному, региональному, отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

Объединение работодателей создается на основании решения учредителей.

Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей.

Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Права и обязанности объединений работодателей закреплены в федеральном законе «Об объединениях работодателей».

Так, ст. 13 указанного закона к правам объединения работодателей относит: право формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профсоюзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления; согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений; отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления; выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению социально-партнерских соглашений; наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по разрешению коллективных трудовых споров; вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей; принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения; проводить консультации (переговоры) с профсоюзами и их объединениями, органами исполнительной власти, местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики; получать от профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением.

Согласно ст. 14 объединение работодателей обязано: вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профсоюзами и их объединениями; выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей; предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений; предоставлять профсоюзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением; осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений; содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями — членами объединения; исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности.

Объединения работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке предусмотренном законодательством РФ, указанными соглашениями.

Объединение работодателей не несет ответственности по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей (ст. 15), ответственность в данном случае несут члены объединения работодателей (ст. 9).

Прекращение работодателем своего членства в объединении работодателей не освобождает его от ответственности за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в указанном объединении.

Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашений, заключенных этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями (ст. 9).

Представительство работников профсоюзами: кому и что выгодно?

Рейзман Евгений Львович,
советник международной юридической фирмы Baker & McKenzie — CIS, Limited

Профсоюзы всегда рассматривали участие в трудовых спорах как одну из важнейших своих функций и инструмент расширения влияния в рабочих коллективах. Действительно, что может больше укрепить авторитет профсоюза и привлечь на его сторону работников, чем победа в трудовом споре с работодателем? Крупные профсоюзы и их объединения сформировали в настоящее время сильные юридические службы и инспекции труда. Они также пользуются услугами юридических фирм и иных структур, которые специализируются на представительстве работников. Надо честно отдать должное их организаторам — профессиональный уровень представительства весьма высок и имеет тенденции к росту. Тем не менее отдельные недостатки профсоюзного представительства вытекают из особенностей самой профсоюзной деятельности, а иные обусловлены тем, что иногда за представительство работников в суде или контрольных органах берутся люди, не имеющие нужной квалификации или преследующие иные цели, нежели защита прав работника или коллектива.

Так, участвуя в споре, профсоюз помимо задачи защитить интересы работника или коллектива всегда преследует организационные цели — усилить влияние в коллективе и за его пределами, поднять авторитет своих лидеров. Он не может действовать иначе, он так устроен. Именно это предопределяет поведение профсоюза в коллективном споре, особенно вокруг положений коллективных договоров, когда речь идет не о требованиях работников, основанных на норме закона, а о том, чтобы заставить работодателя дать им со стороны профсоюзов, оказанием помощи ш переобучении работников за счет компаний. Государство в этих странах не занимается шодобными вопросами, поскольку производительность труда — проблема частного сектора экономики. Западные страны действуют по схеме, согласно которой государство не обязано принимать участия в судьбе сокращаемых работников. Ему отводится роль третейского судьи между бизнесом и профсоюзами. А последние, в свою очередь, активно представляют интересы работников, способных освоить новые профессии, адекватные научно-техническому прогрессу. В России же в аналогичной ситуации профсоюзы просто сочувствуют сокращаемым работникам вместо того, чтобы оказать им реальную поддержку и помощь, например, в переквалификации.

Среди недостатков работы отечественных профсоюзов часто отмечается слабая организационная деятельность на предприятиях, отсутствие постоянно действующей системы профсоюзного образования, необходимой связи профсоюзов с коммерческими структурами (бизнесом), «старение» и «закостенелость» руководства ячеек и т.д. Именно в этом видятся причины того, что доверие работника к профсоюзу и его деятельности ослабевает, чем вполне может воспользоваться работодатель.

  • Роль объединений работодателей в формировании национальной системы профессиональных квалификаций

    К сожалению, не смотря на все «подвижки», пока бизнес и образование в большей степени находятся не вместе, а параллельно: образование готовит кадры по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), а работодатели ждут, когда студенты закончат образование и придут к ним, подготовленные…
    (Национальная система профессиональных квалификаций)

  • ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ

    Трудовой кодекс РФ наделяет определенными правами не профсоюзы вообще, а тех или иных субъектов профсоюзной деятельности. Чаще всего права профсоюзов классифицируют по сферам и направлениям их деятельности. Законодательно установлены и определены следующие права профессиональных союзов. К социально-трудовым…
    (Трудовое право)

  • Профессиональные союзы и объединения работодателей в процессе формирования и функционирования системы трипартизма в Ростовской области

    Во втором параграфе исследования говорится о становлении механизма сотрудничества социальных партнеров в социальнотрудовой сфере региона — профессиональных союзов и объединений работодателей в условиях перехода экономики России на рельсы рыночных отношений и тех внешних и внутренних факторах, которые…
    (Трипартизм в практиках управления трудовыми отношениями в Ростовской области)

  • Гарантии прав и защита прав профсоюзов

    Современные представления о профсоюзах исходят из классовой природы человеческого общества и трудовых интересов работников. С правом на труд тесно связано право на объединение в профессиональные союзы, которое широко признано в современном мире. Столкновение материальных и социально-трудовых интересов…
    (Основы экономики. С практикумом)

  • Конституционное право граждан на объединения

    В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение. Конституционное право на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо…
    (Конституционное право)

  • Проблемы совершенствования системы законодательства о правах профсоюзов

    В речи на XVI съезде профсоюзов СССР тов. Л.И. Брежнев отметил, что профсоюзы «Это — большая сила. И сила зга действует на переднем крае борьбы за выполнение пятилетних планов, за повышение эффективности производства и улучшение всех его качественных показателей. Эта сила действует во всех трудовых коллективах,…
    (Очерки трудового права России. История и современность. Том I. Cоветский период)

  • Права профсоюзов в осуществлении трудового законодательства

    Профсоюзы — важное звено системы политической организации советского общества занимают в ней особое место и выполняют специфические функции. Политическая система советского общества как целостная система и профсоюзы как ее неотъемлемая часть имеют единую экономическую основу, единые цели. Экономическую…
    (Очерки трудового права России. История и современность. Том I. Cоветский период)

  • Совершенствование общесоюзного законодательства о правах профсоюзов

    Деятельность советских профсоюзов широка, многообразна и распространяется практически на все стороны общественной жизни, в которых трудящиеся имеют свои интересы и права. В основном она регулируется самими профсоюзами с помощью организационных (корпоративных) актов: Устава профсоюзов СССР, уставов отраслевых…
    (Очерки трудового права России. История и современность. Том I. Cоветский период)

  • Законодательство о правах профсоюзов в сфере производства и труда (вопросы теории)

    Законодательство о нравах профсоюзов — динамичное явление. За последние годы оно существенно обновилось. Характерными его чертами в современный период являются дальнейшее укрепление правового положения профсоюзов, расширение предоставленных им прав, значительная конкретизация и детализация правомочий…
    (Очерки трудового права России. История и современность. Том I. Cоветский период)

Федерация независимых профсоюзов России

Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов – ВЦСПС – существовал до 1990 года, когда первый учредительный съезд республиканских профсоюзов РСФСР принял решение отказаться от идей марксизма-ленинизма и создать на базе ВЦСПС новый орган – Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР). ФНПР является преемником советского ВЦСПС, в том числе и по владению имуществом.

История отношений ФНПР с российской властью после распада СССР началась с противостояния. В 1992-1993 годах Федерация организовывала массовые протестные акции против политики властей, однако особого успеха они не имели. В 1993 году было подписано соглашение между ФНПР и правительством касательно тарифов по оплате труда, но оно не выполнялось. В ответ ФНПР снова организовала массовые акции протеста, которые поддержали уже миллионы людей.

В дальнейшем власти заморозили банковские счета ФНПР, после чего в Федерации сменилось руководство. Боясь ликвидации, ФНПР отказывается от противостояния с правительством.

Затем происходят изменения, которые лишают ФНПР существенной части власти и ресурсов:

  • принимаются законы в сфере труда, упрощается увольнение активистов профсоюзов;
  • создается государственная инспекция по труду, что лишает ФНПР полномочий проводить профсоюзную техническую инспекцию;
  • счета Фонда социального страхования переводятся в Федеральное казначейство из принадлежащего Федерации банка «Солидарность».

Как результат – в 1990-е годы быстро сокращается численность членов профсоюзных организаций и руководящих органов. Динамику численности можно оценить по архивным данным:

Более чем вдвое сократившиеся ряды ФНПР принесли соответствующее снижение доходов Федерации и ее региональных представительств.

К настоящему времени ФНПР является самой крупной общественной организацией в стране, включая 120 членских организаций. Почти в каждом регионе действует своя Федерация профсоюзов, которая входит в ФНПР. Также сюда входят 40 отраслевых профсоюзов.

Что касается первичных ячеек (которые создаются на предприятиях), то точных данных в открытом доступе нет. Однако по неофициальной информации, в ФНПР входит около 190 тысяч первичных ячеек.

В каждой ячейке численностью больше 300 человек от работы «освобождается» один человек. Он фактически работает в профсоюзе, получая от него зарплату. Всего таких «освобожденных» работников по стране около 50 тысяч, что ставит ФНПР в один ряд с крупнейшими работодателями страны.

Кроме того, ФНПР обладает объектами инфраструктуры – санаториями, пансионатами, стадионами, гостиницами и т.д. Всего профсоюзам принадлежит около 400 объектов инфраструктуры, которые на постоянной основе приносят доходы.