Проверки Роспотребнадзора в связи с коронавирусом

Понятие представления

Отличие представления от предписания

Образец ответа на представление Роспотребнадзора

Ответственность за невыполнение представления

Обжалование представления

Понятие представления

После проведения проверки в отношении предприятия, а именно рассмотрения дела об административном правонарушении, на предприятие, где совершено данное правонарушение, направляется представление.

На основании ст. 29.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) должностное лицо, орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении причин и условий, способствовавших его совершению, вправе требовать от нарушителей устранения таковых, направив в их адрес соответствующее представление.

Соответственно, должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные ст. 23.13, 23.49 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, уполномочены выносить соответствующие представления.

Данное действие — это не право органа или должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, а его обязанность.

После получения указанного документа организация или ее должностные лица обязаны выполнить следующие действия:

  1. Рассмотреть документ в течение 1 месяца с момента получения и решить, какие из указанных мер могут быть приняты (уже приняты), либо предпринять все необходимые действия по устранению выявленных нарушений, а также причин, способствовавших этому.
  2. Наложить наказание на лиц, чьи деяния повлекли за собой совершение правонарушения.
  3. Сообщить о принятых мерах в ответном письме.

Представление составляется на фирменном бланке ведомства с присвоением регистрационного номера и указанием даты. Оно содержит перечень выявленных нарушений со ссылкой на нормативные акты и указанием мер, рекомендуемых к исполнению, а также срока, назначаемого для устранения нарушений.

Отличие представления от предписания

Предписание Роспотребнадзора представляет собой официальный документ, который выдается государственным органом и содержит требование об устранении последствий совершенного правонарушения.

Очень часто организации путают предписание и представление.

Понятие представления и его основная цель описаны в ст. 29.13 КоАП РФ.

Понятие предписания содержится в ст. 17 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Главное отличие между этими 2 понятиями состоит в их целевом назначении:

  1. Предписание выдается в целях устранения последствий правонарушения.
  2. Представление вносится для устранения причин, способствующих совершению правонарушения. То есть выступает в качестве превентивной нормы, препятствующей правонарушению.

Образец ответа на представление Роспотребнадзора

Ответ на представление должен включать информацию относительно исполнения требований Роспотребнадзора. Он составляется в свободной форме за подписью предпринимателя либо заверяется печатью предприятия (при наличии) и подписью его руководителя.

Ответ оформляется на фирменном бланке предприятия и должен содержать:

  1. Наименование государственного учреждения, которому адресован документ, а также Ф. И. О. его руководителя.
  2. Наименование документа, а именно: «Ответ на представление об устранении нарушений».
  3. Реквизиты ранее выданного представления, а именно:
    • дату выдачи;
    • номер;
    • срок исполнения.
  4. Затем по порядку, в соответствии с вынесенным предписанием, номера выявленных нарушений.
  5. Содержание мероприятий, рекомендованных к исполнению.
  6. Отметку об их выполнении.

Удобнее всего представить сведения в виде таблицы.

Ответственность за невыполнение представления

Ответственность за неисполнение задач, поставленных в представлении, указана в КоАП РФ.

В ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ говорится о том, что невыполнение законного представления может повлечь ответственность в виде штрафа (в пределах 20 000 руб. для юридических лиц). В повышенном размере указанной статьей установлено наказание за невыполнение представлений в области несоответствия продукции техрегламентам (до 500 000 руб. для организации).

Подробнее о размерах штрафов можно узнать из статьи «Штрафы Роспотребнадзора для юридических лиц в 2019 году».

Следует отличать состав ст. 19.5 от ст. 19.7 КоАП РФ об ответственности за непредставление информации. Последняя устанавливает наказание за неправомерное бездействие в ситуации, не связанной с получением представления контролирующего органа.

Обжалование представления

Если предприятие не согласно с вынесенным в его адрес актом, допустимо обжаловать его в порядке, прописанном в гл. 25 АПК РФ. Для этого необходимо подать заявление в арбитражный суд об обжаловании акта административного органа о привлечении к административной ответственности.

Обратиться с подобным заявлением необходимо в течение 3 месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Госпошлина в этом случае подлежит уплате и составит 300 руб. для граждан и 2 000 руб. для организаций (п. 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).

В досудебном порядке указанный документ может быть обжалован на основании положений гл. 30 КоАП РФ. В соответствии с ней допускается подача жалобы вышестоящему лицу либо органу. При этом уплачивать государственную пошлину нет необходимости.

Во избежание дальнейших судебных разбирательств необходимо в срок давать ответ на представление государственного органа и устранять все выявленные нарушения, а также причины, способствовавшие их появлению.

Более подробно об обжаловании представления Роспотребнадзора можно прочитать в материале, подготовленном экспертами КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе К+, оформите его бесплатно на 2 дня.

Скачать бланк ответа можно, пройдя по ссылке: Ответ на представление Роспотребнадзора — образец.

***

Ответ на представление — это письменный отчет о проведенных мероприятиях по исполнению мер по устранению выявленных нарушений, а также причин, которые к ним привели. Срок для составления такого документа — 1 месяц.

Предприниматель, не успевший в срок устранить обнаруженные Роспотребнадзором нарушения, сможет вместо штрафа получить дополнительное время на эту работу. Такое нововведение предлагается самим Роспотребнадзором. Но служба оговаривает, что отсрочка возможна лишь в исключительных случаях и только по уважительной причине. По мнению экспертов, рассмотрение каждого случая в индивидуальном порядке увеличивает риск коррупции.

Роспотребнадзор может начать давать предпринимателям дополнительное время на выполнение своих предписаний. Служба считает это целесообразным — об этом сказано в «Обзоре правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности» ведомства за первое полугодие 2017 года.

«Возникают ситуации, когда субъекты предпринимательской деятельности обращаются в органы Роспотребнадзора с мотивированными ходатайствами о продлении сроков исполнения ранее выданного предписания. При этом имеют место случаи, по которым причины продления сроков можно охарактеризовать как уважительные (к примеру, отсутствие необходимого финансирования для учреждений здравоохранения и образования)», — указали чиновники в отчете. Сегодня, как подчеркивается в документе, «законодательством не предусмотрено возможности продления сроков исполнения ранее выданного предписания».

Поэтому Роспотребнадзор считает целесообразным внесение в 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…» «положений, предусматривающих возможность в исключительных случаях принятия… решения о продлении срока ранее выданного предписания».

Роспотребнадзор выдает предписания об устранении нарушений (например, санитарных норм) по результатам проверки магазина, завода или другого предприятия. Сроки исполнения устанавливает проверяющий инспектор. Как правило, они составляют около месяца.

В отчете указано, что также потребуется увеличить срок привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания. Сейчас он составляет три месяца.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал заметил, что «Роспотребнадзор следует в духе пожеланий президента — смягчить политику по отношению к бизнесу».

— Таким образом, у предпринимателей будут более комфортные условия по выполнению предписаний. Это укладывается в рамки снижения административного давления на бизнес. Понятно, что индивидуальный подход должен быть четко прописан. Должны быть четкие и понятные правила, за которые предпринимателя нельзя привлечь к ответственности по надуманному поводу, — сказал эксперт.

Руководитель уголовной практики компании BMS Law Firm Тимур Хутов согласен, что «идея предоставления отсрочки будет помощью для бизнеса, поскольку в некоторой степени снизит финансовую нагрузку и позволит ее перераспределить».

— Однако тут может быть и обратная сторона медали. Рассмотрение каждого случая в индивидуальном порядке может повлечь некоторую коррупционную составляющую. Что касается увеличения сроков привлечения к ответственности, то это ложка дегтя для бизнеса. Привлечь к ответственности можно будет большее число субъектов предпринимательской деятельности, — заметил Тимур Хутов.

Как инициируется проведение проверок Роспотребнадзором

Возвращаться к полноценной деятельности пока рискованно, работодателям рекомендуется оставлять как можно больше сотрудников на удаленном режиме.

При этом от внезапных проверок Роспотребнадзора никто не застрахован: ни организации, ни ИП. Контроль требуется:

  • Если поступает информация о нарушении от граждан или муниципалитета.
  • По поручению Президента или Правительства.
  • По требованию прокурора (подп. 3 п. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…». При этом запрет на проверки малого и среднего бизнеса, введенный подп. «в» п. 1 Постановления Правительства от 03.04.2020 № 438, не действует — прокурор руководствуется сведениями, полученными из СМИ, от граждан и должностных лиц.
  • Если Роспотребнадзору необходимо проверить, исполняются ли ранее выданные им предписания работодателем.

Формат проверок стал дистанционным: мероприятия проводят по видео- и аудиосвязи, а непосредственное присутствие контролера заранее согласовывается с проверяемым.

Статистика внеплановых проверок в период коронавируса

По итогам мая 2020 года проверки по отраслям распределились так (в скобках приведены коды по ОКВЭД):

Остальные 12% поделились между другими видами деятельности.

Руководствоваться статистикой нет оснований, но она четко дает понять, что пристальное внимание уделяется предприятиям розничной торговли, т. к. работники этой сферы ежедневно контактируют с большим числом посетителей.

Что проверяет Роспотребнадзор

Меры противодействия коронавирусу устанавливаются региональными властями.

Например, в Москве при возобновлении работы фирма должна обеспечить тестирование на коронавирус 10% сотрудников каждые 15 дней. Закономерно, что в столице проведение этого мероприятия обязательно проверят.

Для всех компаний актуально исполнение таких требований:

  • обеспечение присутствия минимального числа сотрудников на рабочих местах: перевод на удаленную работу, предоставление отпусков, для лиц старше 65 лет и имеющих хронические заболевания — карантин;
  • максимальный отказ от командировок;
  • отмена от массовых мероприятий: совещаний, тренингов, субботников;
  • использование СИЗ: масок, перчаток, костюмов, экранов;
  • применение индивидуальных средств дезинфекции.

Какие нарушения выявляет Роспотребнадзор

Региональные отделения Роспотребнадзора издали предписания о проведении профилактики коронавируса. Организации и ИП обязаны следовать этим предписаниям (п. 2 ст. 50 Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Статистика выявленных нарушений сложилась таким образом:

Нарушение Выявлено случаев Что проверяют
Не проводится дезинфекция помещений 73% Проверяются журнал или график дезинфекций, журнал приготовления раствора для дезинфекции
Нет приборов обеззараживания воздуха 65% Отсутствие или недостаточное количество приборов в местах, где всегда много посетителей, — нарушение. Аналогично считается нарушением установка прибора, который в присутствии людей использовать нельзя (разрешение использования подтверждается сертификатом)
Недостаток масок 35% Проверяются запас масок (он должен быть 5-дневным с учетом того, что одноразовые маски меняются каждые 3 часа — п. 2.7 Методических рекомендаций MP 3.1/2.3.5.0173/8-20) и договоры на их закупку
Отсутствие антисептиков 33% Антисептики должны быть зарегистрированы, проверяется наличие соответствующих сертификатов
Нет сертификатов на средства дезинфекции 33% Допускается использование составов, прошедших государственную регистрацию, с актуальным сроком годности
Не контролируется температура сотрудников 28% Запрашивают приказ об измерении температуры тела сотрудников и журнал учета измерений. Не допускаются выборочные измерения
Нет термометра 17% Явное нарушение при отсутствии других приборов (например, тепловизора). Контактный термометр дезинфицируется после каждого применения
Неправильное использование инвентаря 13% Отсутствие маркировок, отказ от раздельного хранения и применения инвентаря для уборки санузлов и инвентаря для рабочих помещений
Недостаток средств дезинфекции 12% Проверяют запас средств (должен быть не менее чем на 5 дней) с учетом графика дезинфекции и площади обрабатываемых помещений
Нет входного фильтра 10% Организация должна обеспечить контроль температуры сотрудников и наличия признаков ОРВИ на входе, чтобы иметь возможность оперативно отстранить от работы. Проверяется наличие инструкции о входном контроле
Не соблюдаются масочный и перчаточный режим 10% Контролеры не только обратят внимание на работников, но и проверят наличие использованных СИЗ (по рекомендациям их собирают и герметично упаковывают в 2 полиэтиленовых пакета)
Не соблюдается социальная дистанция 8% Проверяется наличие разметки 1-1,5 м
Нет ответственного за профилактику 5% Нарушением признают отсутствие приказа о назначении ответственных лиц

В Консультант Плюс есть вся информация по АНТИКРИЗИСНЫМ МЕРАМ

Узнайте, какие льготы может получить любая компания или ИП

Оформите доступ на 2 дня