Разделы сайта

Беликин В.В., д.ю.н., профессор,
начальник кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России

Косиковский А.Р.,к.пед.н., член РАЮН,
преподаватель кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России

Филимонов В.А.,
старший преподаватель кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России

Порядок применения сотрудником полиции специальных средств и огнестрельного оружия.

Порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия -это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию. Если основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия указывают на то, когда и в каких случаях их можно применять, то порядок применения заключается в том, как и каким образом это должно делаться. Он включает в себя действия сотрудника полиции непосредственно перед применением, в момент и после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

При применении специальных средств и огнестрельного оружия не должны применяться приемы и способы, причиняющие необоснованные ситуацией повреждения и страдания, а также унижающие человеческое достоинство.

Нормативные правовые установления регламентируют, что сотрудник полиции, обязан прибыть незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, потребовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а в случае необходимости пресечь противоправные деяния, устранить угрозы безопасности граждан и общественной безопасности вплоть до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Как требует Закон РФ «О полиции» , сотрудник полиции перед применением специальных средств или огнестрельного оружия обязан:

Сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции.

Данное положение связано с тем, что полицейский должен соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина независимо от их возраста, пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, являются ли они законопослушными либо совершают преступление или административное правонарушение.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, а в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Сотрудник полиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих честь и достоинство.

Предупредить граждан о своем намерении применить специальные средства или огнестрельное оружие и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.

Предупреждение о намерении применить специальные средства или огнестрельное оружие может быть сделано голосом, понятными жестами, письменно или устно через посредника (например, в случае захвата заложника), а на значительном расстоянии или при обращении к большой группе людей — через громкоговорящие установки, другие усилители речи либо средства связи с учетом родного языка лиц, против которых данные средства будут применены.

Предупреждение о намерении применить оружие может быть подано выстрелами вверх либо в ином направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием и (или) рикошетом пуль. Предупреждая о своем намерении применить физическую силу, специальное средство или огнестрельное оружие, сотрудник полиции должен также, если это возможно в создавшейся обстановке, дать время посягающему или задерживаемому лицу выполнить его законные требования, например, остановить транспортное средство, сложить оружие, выйти из укрытия, не приближаться ближе указанного расстояния и т.д.

В целом значение предупреждения заключается в том, что:

  • во-первых, сотрудник полиции ориентируется на принятие всех других мер для отражения нападения или осуществления задержания;
  • во-вторых, предупреждение нападающего либо задерживаемого голосом или выстрелом дает возможность сотруднику полиции еще раз убедить в серьезности намерений и необходимости применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

В случае применения специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение, как правило, делает командир подразделения полиции или один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Наряду со штатными подразделениями, созданными и действующими на постоянной основе, в деятельности полиции используются подразделения, создающиеся для выполнения оперативно-служебных задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств, так называемые временные подразделения (сводные отряды, снайперские группы, группы захвата ) и т.п. В таком случае предупреждение, как показывает практика, делает командир сводного подразделения полиции или специально назначенное лицо данного подразделения.

Командир подразделения, отдавая приказ о применении огнестрельного оружия, несет персональную ответственность за обоснованность и законность своих действий. Сотрудник полиции, действующий в составе подразделения и получивший явно незаконный приказ о применении оружия, обязан руководствоваться законом и вправе не выполнять данный приказ. На основании ст. 42 УК РФ сотрудник полиции, применивший огнестрельное оружие во исполнение обязательного для него приказа, если незаконность приказа не была очевидной для сотрудника полиции, не будет нести уголовной ответственности. Уголовную ответственность в случае наступления соответствующих последствий несет командир подразделения, отдавший незаконный приказ. Сотрудник полиции, действовавший в составе подразделения и исполнивший заведомо для него незаконный приказ о применении огнестрельного оружия, будет нести уголовную ответственность на общих основаниях при наступлении тяжких последствий.

Имеют место случаи, когда сотрудник полиции в соответствии с ФЗ «О полиции» имеет право не предупреждать гражданина о намерении применить специальные средства или огнестрельное оружие.

Если промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции, либо может повлечь иные тяжкие последствия сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении о применении специальных средств или огнестрельного оружия.

Закон позволяет применять силу или оружие не только тогда, когда на сотрудника полиции наведен ствол пистолета, но и тогда, когда данный предмет готовится для использования (огнестрельное или холодное оружие выхвачено из потайного места и т.д.).

Предупреждение не делается также и тогда, когда промедление в применении специальных средств и огнестрельного оружия может повлечь иные тяжкие последствия, например, взрыв, возгорание какого-либо объекта, железнодорожную катастрофу, утечку отравляющих веществ и т.п.

Кроме того, законом предусмотрены и иные случаи, когда исключается из правил обязательное предупреждение граждан о намерении применить специальные средства или огнестрельное оружие, например специальные средства:

  • в случаях установления специальных окрашивающих средств («химических ловушек») в какой-либо организации для выявления лиц, совершающих преступления;
  • при применении светозвуковых средств отвлекающего воздействия;
  • при задержании подозреваемого во время нахождения сотрудников полиции в засаде;
  • при освобождении заложников.

Огнестрельное оружие без предупреждения применяется:

  • при побеге из-под стражи лица, имеющего оружие или использующего транспортное средство;
  • при побеге содержащегося под стражей лица из транспортного средства во время его движения либо в ночное время, в условиях пониженной видимости, лесистой местности и т.п. случаях.

Перед применением сотрудником полиции специальных средств или огнестрельного оружия он обязан всесторонне оценить сложившуюся обстановку, сделать выводы для принятия решения по их использованию с учетом минимизации вероятного причинения ущерба.

Непосредственное применение сотрудником полиции специальных средств или огнестрельного оружия.

При применении специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции должен действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления, при этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

Причинение телесных повреждений, тем более ставших причиной смерти, ни в коей мере не является целью применения специальных средств и оружия. Такими целями выступают пресечение преступного посягательства и задержание лица, его совершившего, для передачи правосудию. Следовательно, если ситуация все же вынуждает сотрудника полиции прибегнуть к специальным средствам или огнестрельному оружию, он должен стремиться по возможности пресечь посягательство или произвести задержание лица, пытающегося скрыться, причинением имущественного, а не физического вреда. Например, для задержания лица, совершающего побег из-под стражи на угнанном или захваченном транспортном средстве, в ряде случаев может оказаться достаточным применение оружия по колесам транспортного средства, но не по самому беглецу. Наконец, когда сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он, по возможности, должен стремиться сохранить ему жизнь, т.е. вести огонь по рукам, ногам.

В то же время следует подчеркнуть, что при наличии оснований применения огнестрельного оружия, предусмотренных ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О полиции» , допускается причинение посягающему или задерживаемому лицу любого вреда, вплоть до лишения жизни. В данном случае речь идет не о жесткой позиции сотрудников полиции причинять наименьший ущерб, а об стремлении к тому, чтобы ущерб от применения оружия был минимальным. Подобный подход объясним хотя бы тем, что сотрудник полиции, как и любой другой человек, не в состоянии полностью контролировать пределы поражающего действия огнестрельного оружия, тем более в такой сложной, стрессовой обстановке, которая возникает в случае необходимости его применения. Поэтому сотрудник полиции, пытавшийся, но не сумевший избежать причинения смерти лицу, против которого он применял огнестрельное оружие с соблюдением всех других требований законов не несет за это юридической ответственности. Признаются правомерными также действия сотрудника полиции, который, имея в соответствии с законом право прибегнуть в данной ситуации к огнестрельному оружию, рассчитывает обойтись без него, но все же, причиняет посягающему или задерживаемому лицу физический вред неосторожным выстрелом.

В зависимости от характера и силы оказываемого лицами сопротивления сотруднику полиции он должен минимизировать свои действия по применению специальных средств или огнестрельного оружия, используя предоставленные ему права адекватно угрозе. Первичные действия должны носить характер применения физической силы, затем, специальных средств и только в исключительных случаях огнестрельного оружия.

В результате применения сотрудником полиции специальных средств или огнестрельного оружия им может быть причинен гражданину вред здоровью. В этом случае он обязан принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшему гражданину.

Действия сотрудника полиции после применения специальных средств или огнестрельного оружия.

После применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате их применения, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

Следует учесть, что первая медицинская помощь — это комплекс срочных простейших мероприятий для спасения жизни человека и предупреждения осложнений при несчастном случае или внезапном заболевании, проводимых на месте происшествия самим пострадавшим (самопомощь) или другим лицом, находящимся поблизости (взаимопомощь). Целью оказания первой помощи является прекращение воздействия повреждающего агента и возможное уменьшение ущерба, нанесенного организму этим воздействием (например, промывание глаз при химическом ожоге, остановка кровотечения путем пережатия сосуда, иммобилизация при травмах конечностей и позвоночника).

Сотрудник полиции должен и сам уметь оказать первую помощь пострадавшему. Она заключается в перенесении пострадавшего в безопасное место (если это необходимо), остановке кровотечения и самостоятельном или через оперативного дежурного органа внутренних дел вызове скорой медицинской помощи, либо доставлении пострадавшего в лечебное учреждение. Помощь должна быть оказана всем пострадавшим от применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — и посягавшим, и задерживаемым, и случайным лицам, причем независимо от того, правомерно или неправомерно они применялись.

Неоказание помощи сотрудником полиции таким лицам влечет дисциплинарную или уголовную ответственность в соответствии со ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности» и может повлечь уголовную ответственность в соответствии со ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание», согласно которой таковыми признаются совершенные умышленные преступления сотрудником полиции.

Вместе с тем, оказывая помощь посягавшим и задерживаемым лицам, сотрудник полиции должен соблюдать меры предосторожности от внезапного нападения с их стороны. Необходимо осмотреть их одежду и находящиеся при них вещи, с тем, чтобы изъять оружие или предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия.

Реализация сотрудником полиции предоставленного ему права применения специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) является в соответствии с Законом обстоятельством, влекущим определенные юридические последствия (например, о причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина и кроме того, о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов).

Нормой закона не определено, в чьи непосредственные обязанности входит уведомление о случившемся (тех должностных лиц, которые имели отношение к причинению повреждений, либо тех, кому стало известно об этом). В сочетании с тем, что уведомление должно быть произведено в возможно короткий срок, предполагается, что действия полицейских все же зависят от конкретных обстоятельств случившегося, места события, транспортной удаленности, технических и иных факторов, так или иначе влияющих на процесс уведомления в течение 24 часов. Закон прямо возлагает обязанность уведомления именно на должностных лиц полиции, а не на какое-либо физическое или должностное лицо, не проходящее службу в полиции. При этом, уведомление не целесообразно поручать лицу, непосредственно применившему оружие, в целях соблюдения этических норм.

Способы уведомления (письменный, устный, с использованием электронных устройств, средств связи, в том числе почтовой, и т.п.) нормой закона не определены, что позволяет сотруднику полиции выбрать любой способ, удобный для него и наиболее быстро технически осуществимый.

Законодательно к сотрудникам полиции предъявляется требование об информировании в течение 24 часов прокурора о применении специальных средств или огнестрельного оружия, который должен провести прокурорскую проверку на предмет соблюдения сотрудниками полиции требований закона относительно порядка, условий и правил применения специальных средств или огнестрельного оружия.

Предметом указанных проверок является возможное наличие (или отсутствие) в действиях сотрудника полиции состава преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса РФ (в частности, превышения должностных полномочий).

Еще одно из условий, которое возлагается на сотрудника полиции после применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, это принятие мер к сохранению обстановки места совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, на которых, в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, гражданину было причинено ранение либо наступила его смерть.

Указанные меры могут включать обеспечение охраны, оцепления места события, сохранности, физической целостности и сохранения исходных свойств, находящихся на нем имущества, предметов, документов, транспортных средств, строительных конструкций, зданий и сооружений и т.п.

При этом сотрудник не должен исключать возможности нового, порой еще более интенсивного нападения со стороны сообщников погибшего и иных лиц .

Рапорт о факте применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции представляет непосредственному руководителю не позднее 24 часов с момента применения специальных средств или огнестрельного оружия. Данный рапорт является основанием для организации служебной проверки, порядок проведения которой определен Инструкцией о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России .

В случае утраты сотрудником полиции трудоспособности или по иным обстоятельствам, при которых сотрудник полиции не имеет физической возможности подать такой рапорт, руководитель органа внутренних дел назначает служебную проверку без названного документа.

В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет специальные средства и огнестрельное оружие (например, во время проведения специальных операций в условиях чрезвычайных происшествий криминального характера) в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы). В таких случаях они применяются, как правило, по команде руководителя операции, но это не снимает ответственности с непосредственного исполнителя за правомерность соответствующих действий.

Список литературы

1. О противодействии терроризму: ФЗ РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ, 2006, № 32.

2. О полиции: ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011 г., № 28.

3. Инструкция о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России: Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1140.

4. Яромчук Е.В. Действия сотрудника органов внутренних дел после применения огнестрельного оружия. // «Сборник статей победителей конкурса научных работ, выполненных курсантами, слушателями и студентами Академии МВД Республики Беларусь. — Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007. С. 193.

Статья опубликована на сайте: 20.08.2013

Комментарий к ст. 20 Закона о Полиции

1. Реализуя предоставленные настоящей статьей полномочия, сотрудники полиции действуют в состоянии необходимой обороны либо задержания лица, совершившего преступление.

2. В состоянии необходимой обороны они вправе причинить вред здоровью лица, посягающего на совершение преступления, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

3. Применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, в целях пресечения посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерным, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства (ст. 37 УК РФ). Если же действия сотрудника полиции признаны не соответствующими характеру и опасности посягательства, но это несоответствие не является явным, превышение пределов необходимой обороны отсутствует.

4. В то же время неправомерно использовать в отношении граждан, совершивших незначительные правонарушения, а нередко и просто законопослушных граждан такие же методы (в нашем случае — физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы), как и в отношении опасных преступников.

5. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия сотрудника полиции, если он вследствие неожиданности посягательства не мог объективно оценить степень и характер опасности нападения.

6. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании сотрудником полиции для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышение необходимых для этого мер.

7. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Однако такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ст. 38 УК РФ).

8. При соблюдении указанных в комментируемой статье условий применяться может физическая сила не только самих сотрудников полиции, но и оказывающих им содействие граждан.

9. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

10. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.