Служба в правоохр. Органах и работа общественником

В целях установления единого порядка оформления, учета и выдачи служебных удостоверений прокурорским работникам, военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим, удостоверений работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, и работникам, осуществляющим профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, и пенсионных удостоверений пенсионерам органов прокуратуры Российской Федерации, повышения степени их защищенности, руководствуясь статьями 17 и 41.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Утвердить Инструкцию о порядке оформления, учета и выдачи служебных удостоверений прокурорским работникам, военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим, удостоверений работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, и работникам, осуществляющим профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, и пенсионных удостоверений пенсионерам органов прокуратуры Российской Федерации, формы (образцы) служебных удостоверений, удостоверений и пенсионных удостоверений, голографического изображения, книги учета обложек и бланков служебных удостоверений, голографических изображений, книги учета выдачи служебных удостоверений, удостоверений и книги регистрации пенсионных дел и выдачи пенсионных удостоверений (приложения N 1 — 6).

2. Утвердить перечень основных защит бланков и голографического изображения служебных удостоверений органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (приложение N 7).

3. Главному управлению обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации организовать изготовление бланков и обложек служебных удостоверений, удостоверений и пенсионных удостоверений по утвержденным формам (образцам), голографических изображений на основании заявок Главного управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

4. Главному управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению кадров Главной военной прокуратуры, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам организовать работу по выдаче служебных удостоверений, удостоверений и пенсионных удостоверений в соответствии с Инструкцией.

5. Замену служебных удостоверений, удостоверений производить в связи с изменением должности, классного чина, а также по истечении срока действия.

Замену пенсионных удостоверений производить по мере их износа (утраты, порчи и т.д.).

Ранее выданные служебные удостоверения, удостоверения и пенсионные удостоверения сохраняют свое действие.

Служебные удостоверения, удостоверения, бланки, печати старого образца использовать до обеспечения служебными удостоверениями, удостоверениями, бланками, печатями нового образца.

6. Признать утратившими силу приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 10.12.2007 N 199 «О служебных удостоверениях работников и пенсионных удостоверениях пенсионеров органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации», от 16.05.2008 N 95 «О внесении изменений и дополнений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.12.2007 N 199 «О служебных удостоверениях работников и пенсионных удостоверениях пенсионеров органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации», утвержденные им Инструкцию о порядке оформления, учета и выдачи служебных удостоверений работникам и пенсионных удостоверений пенсионерам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и приложения», пункт 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.04.2016 N 256 «О внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации» и от 08.06.2018 N 352 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.12.2007 N 199 «О служебных удостоверениях работников и пенсионных удостоверениях пенсионеров органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации».

7. Опубликовать настоящий приказ в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (за исключением приложений N 1 — 7).

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего работу с кадрами.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советникам, старшим помощникам по особым поручениям Генерального прокурора Российской Федерации, помощникам по особым поручениям заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур», которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

УТВЕРЖДЕНА
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 04.07.2019 N 456

Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок оформления, учета, выдачи, хранения и уничтожения служебных удостоверений прокурорских работников, военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие), удостоверений работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации (далее — другие работники), и пенсионных удостоверений пенсионеров органов прокуратуры Российской Федерации.

1.2. Выдача служебных удостоверений, удостоверений и пенсионных удостоверений осуществляется в соответствии со статьей 41.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», частью 7 статьи 26 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и настоящей Инструкцией.

1.3. Прокурорским работникам, военнослужащим и гражданским служащим органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, назначенным на должность, выдается служебное удостоверение установленного образца (приложение N 1).

Служебное удостоверение является официальным документом, подтверждающим личность прокурорского работника, военнослужащего, гражданского служащего, его должность, наличие классного чина (воинского звания), его личную подпись, а также иные права и полномочия, предоставленные ему законодательством.

Для прокурорских работников и военнослужащих служебное удостоверение также подтверждает их право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия, закрепленного в установленном порядке (в том числе наградного оружия).

1.4. Другим работникам выдаются удостоверения (приложение N 2).

1.5. Пенсионные удостоверения выдаются лицам, которым назначена и выплачивается пенсия в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (приложение N 3).

1.6. Служебное удостоверение, удостоверение, пенсионное удостоверение без необходимого оформления, с истекшим сроком действия, помарками и подчистками считается недействительным.

Действительными являются только служебные удостоверения, удостоверения и пенсионные удостоверения, изготовленные в централизованном порядке.

1.7. Служебные удостоверения формы N 1А и 1Б выдаются прокурорским работникам, военнослужащим и гражданским служащим (приложение N 1).

Удостоверения формы N 2А и 2Б — другим работникам (приложение N 2).

Пенсионные удостоверения (приложение N 3):

формы N 3А, 3Г — пенсионерам органов прокуратуры Российской Федерации, которым назначена пенсия за выслугу лет;

формы N 3Б, 3Д — пенсионерам органов прокуратуры Российской Федерации, которым назначена пенсия по инвалидности;

формы N 3В и 3Е — лицам, которым назначена пенсия по случаю потери кормильца.

1.8. В служебном удостоверении перед его номером указывается серия:

ГП — в служебных удостоверениях прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (форма N 1А);

ГПГС — в служебных удостоверениях гражданских служащих Генеральной прокуратуры Российской Федерации (форма N 1А);

ГВП — в служебных удостоверениях прокурорских работников и военнослужащих Главной военной прокуратуры (форма N 1А);

ГВПГС — в служебных удостоверениях гражданских служащих Главной военной прокуратуры (форма N 1А);

УП — в служебных удостоверениях прокурорских работников Университета прокуратуры Российской Федерации (форма N 1А);

ТО — в служебных удостоверениях прокурорских работников прокуратуры субъекта Российской Федерации и приравненной к ней специализированной прокуратуры, прокуратуры города, района, приравненной к ней иной территориальной и специализированной прокуратуры (форма N 1Б);

ТОГС — в служебных удостоверениях гражданских служащих прокуратуры субъекта Российской Федерации и приравненной к ней специализированной прокуратуры, прокуратуры города, района, приравненной к ней иной территориальной и специализированной прокуратуры (форма N 1Б);

ВО — в служебных удостоверениях прокурорских работников и военнослужащих военных прокуратур военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московской городской военной прокуратуры и других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военных прокуратур объединений, соединений, гарнизонов и других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам городов и районов (форма N 1Б);

ВОГС — в служебных удостоверениях гражданских служащих военных прокуратур военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московской городской военной прокуратуры и других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военных прокуратур объединений, соединений, гарнизонов и других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам городов и районов (форма N 1Б).

В удостоверениях других работников, а также в пенсионных удостоверениях серия не указывается.

Номера удостоверений одной серии начинаются с цифр «000001» и продолжаются по порядку (независимо от должности лица, выдавшего удостоверение, наличия записи о праве на ношение и хранение оружия).

1.9. Описание форм служебных удостоверений, удостоверений и пенсионных удостоверений, их бланков, а также краткое описание голографического изображения, проставляемого на правый верхний угол фотографии в служебных удостоверениях прокурорским работникам, военнослужащим, гражданским служащим и в пенсионных удостоверениях пенсионеров, имеющих классный чин выше старшего советника юстиции либо воинское звание высшего офицера, приводится в приложениях N 1 — 3 и 5.

Описание элементов защиты бланков служебных удостоверений и голографического изображения приводится в приложении N 7 и опубликованию не подлежит.

Порядок оформления и выдачи служебных удостоверений, удостоверений и пенсионных удостоверений

2.1. В служебных удостоверениях должны отражаться следующие данные (в зависимости от описания их форм в приложении N 1): серия и номер удостоверения; наименование органа или организации прокуратуры, в котором работник состоит на службе; наличие классного чина (воинского звания) работника; фамилия, имя, отчество (при наличии); занимаемая должность без указания характера служебной деятельности (без наименования подразделения); дата выдачи служебного удостоверения и срок его действия; право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия, закрепленное в установленном порядке (в том числе наградного оружия); личная подпись владельца служебного удостоверения; подпись должностного лица, выдавшего служебное удостоверение.

В удостоверениях должны отражаться следующие данные (в зависимости от описания их образцов в приложении N 2): номер удостоверения; наименование органа или организации прокуратуры, в котором работник осуществляет трудовую деятельность; занимаемая должность без указания характера трудовой деятельности (без наименования подразделения); фамилия, имя, отчество (при наличии); дата выдачи удостоверения и срок его действия; личная подпись владельца удостоверения; подпись должностного лица, выдавшего удостоверение.

В пенсионных удостоверениях должны отражаться следующие данные (в зависимости от описания их образцов в приложении N 3): номер пенсионного удостоверения; вид и основание назначения пенсии; дата, с которой назначена пенсия; классный чин (воинское звание); фамилия, имя, отчество (при наличии), дата выдачи удостоверения; подпись должностного лица, выдавшего пенсионное удостоверение.

На левой стороне служебного удостоверения, удостоверения и пенсионного удостоверения наклеивается цветная фотография (анфас, без головного убора, без светлого угла) на матовой тонкой фотобумаге размером 3,5 x 4,5 см, на пенсионные удостоверения — размером 3 х 4 см.

Прокурорские работники и военнослужащие фотографируются в повседневной форменной одежде (военнослужащие — в кителях). Изображение погон и эмблем должно быть отчетливым. Количество звезд на погонах должно соответствовать классному чину (воинскому званию), присвоенному на момент заполнения служебного (пенсионного) удостоверения.

Гражданские служащие и другие работники фотографируются в гражданской одежде.

Внутренние стороны удостоверений могут быть ламинированы или покрыты прозрачным лаком.

2.2. Заполнение бланков служебных удостоверений, удостоверений и пенсионных удостоверений производится только с помощью компьютерной техники, оборудованной лазерными или струйными печатающими устройствами, с использованием оптимальных шрифтов и курсива и выполняется черным красителем.

Бланк служебного удостоверения является документом строгой отчетности.

2.3. Служебное удостоверение, удостоверение и пенсионное удостоверение выдаются за подписью руководителя органа или организации прокуратуры или иного уполномоченного на то лица только после издания соответствующего приказа (утверждения заключения о назначении пенсии).

После подписи указанных удостоверений соответствующим должностным лицом в нижнем правом углу фотографии и на подписи накладываются оттиски (синего цвета) малой выжимной металлической печати с изображением Государственного герба Российской Федерации установленного образца (приложение N 4).

2.4. Оформление служебных удостоверений работникам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору, руководителям Университета прокуратуры Российской Федерации, назначаемым на должность Генеральным прокурором Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам и их заместителям, прокурорам городов и районов, приравненным к ним иным территориальным и специализированным прокурорам производится Главным управлением кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.5. Оформление служебных удостоверений работникам прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур, организаций, а также прокуратур городов и районов, других территориальных и иных специализированных прокуратур, удостоверений другим работникам производится кадровым подразделением органа или организации прокуратуры, в котором они осуществляют служебную (трудовую) деятельность.

2.6. Оформление пенсионных удостоверений бывшим прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры, военнослужащим органов военной прокуратуры, уволенным с военной службы после 01.01.2017, и членам их семей производится уполномоченными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации по месту получения пенсии.

2.7. Оформление служебных удостоверений прокурорским работникам, военнослужащим, гражданским служащим и другим работникам Главной военной прокуратуры, военным прокурорам военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московскому городскому военному прокурору и другим военным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, военным прокурорам объединений, соединений, гарнизонов и другим военным прокурорам, приравненным к прокурорам городов и районов (далее — военные прокуроры окружного, гарнизонного звена), производится управлением кадров Главной военной прокуратуры на основании рапортов начальников структурных подразделений Главной военной прокуратуры (военных прокуроров окружного звена), в которых указываются основание оформления служебного удостоверения, фамилия, имя, отчество работника, классный чин (воинское звание), занимаемая должность. К рапорту прикладываются две фотографии работника.

Оформление служебных удостоверений иным работникам органов военной прокуратуры производится кадровыми подразделениями военных прокуратур окружного звена по месту их службы (работы).

Служебные удостоверения за подписью Генерального прокурора Российской Федерации выдаются:

первому заместителю и заместителям Главного военного прокурора;

начальникам управлений и самостоятельных отделов Главной военной прокуратуры и их заместителям;

военным прокурорам окружного звена и их заместителям.

Другим военнослужащим Главной военной прокуратуры и военным прокурорам гарнизонного звена служебные удостоверения выдаются за подписью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора (лица, его замещающего).

Военные прокуроры окружного звена подписывают служебные удостоверения всем подчиненным прокурорским работникам, военнослужащим и гражданским служащим, за исключением своих заместителей и военных прокуроров гарнизонного звена.

Работникам, замещающим должности гражданской службы в Главной военной прокуратуре, служебные удостоверения выдаются за подписью заместителя Главного военного прокурора.

Другим работникам и членам Региональной общественной организации ветеранов Главной военной прокуратуры удостоверения выдаются за подписью начальника управления кадров Главной военной прокуратуры, в военных прокуратурах окружного и гарнизонного звеньев — военного прокурора окружного звена.

2.8. Служебные удостоверения, удостоверения, пенсионные удостоверения вручаются прокурорским работникам, военнослужащим, гражданским служащим, другим работникам, пенсионерам лично под расписку в книге учета выдачи служебных удостоверений, удостоверений и в книге регистрации пенсионных дел и выдачи пенсионных удостоверений (приложение N 6). При отсутствии у перечисленной категории работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации возможности лично получить служебное удостоверение, удостоверение высылается в кадровое подразделение органа или организации прокуратуры для вручения им под расписку. Пенсионное удостоверение также может быть направлено в прокуратуру города, района по месту жительства.

2.9. Служебные удостоверения прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и иным специализированным прокурорам, руководителям Университета прокуратуры Российской Федерации, назначаемым на должность Генеральным прокурором Российской Федерации, выдаются сроком на пять лет. Остальным прокурорским работникам, военнослужащим и гражданским служащим органов и организаций прокуратуры Российской Федерации служебные удостоверения выдаются на срок не более четырех лет.

Другим работникам удостоверения выдаются сроком на два года. Пенсионные удостоверения выдаются без указания срока его действия.

2.10. Новое служебное удостоверение, удостоверение выдается в случае истечения срока действия, изменения классного чина (воинского звания) и должности, фамилии, имени, отчества, а также в случае его утраты или приведения в негодность.

Новое пенсионное удостоверение выдается при изменении фамилии, имени, отчества, в случае утраты или приведения в негодность.

При замене служебного удостоверения, удостоверения, пенсионного удостоверения в результате изменения фамилии, имени или отчества работником, пенсионером к соответствующему заявлению в произвольной форме прилагаются документы, подтверждающие наличие указанного обстоятельства.

2.11. Все записи в служебном удостоверении, удостоверении, пенсионном удостоверении производятся в соответствии с персональными данными работника, пенсионера, имеющимися в кадровом подразделении, пенсионной службе.

Порядок учета, хранения и уничтожения служебных удостоверений, удостоверений и пенсионных удостоверений

3.1. Бланки служебных удостоверений, удостоверений, пенсионных удостоверений, печати, голографические изображения, а также книги (приложение N 6) хранятся в несгораемом шкафу соответственно в кадровом подразделении и пенсионной службе.

3.2. Испорченные бланки и голографические изображения, а также сданные прокурорскими работниками, военнослужащими, гражданскими служащими, другими работниками и пенсионерами служебные удостоверения, удостоверения, пенсионные удостоверения периодически, но не реже чем раз в два года подлежат уничтожению с составлением соответствующего акта в произвольной форме.

3.3. Во всех случаях замены служебного удостоверения, удостоверения и пенсионного удостоверения (кроме случаев утраты) ранее выданное должно быть сдано в кадровое подразделение, пенсионную службу и погашено.

3.4. Руководители органов и организаций прокуратуры Российской Федерации либо уполномоченные ими лица периодически, но не реже одного раза в год проверяют у подчиненных наличие служебных удостоверений, удостоверений, о чем составляется акт в произвольной форме.

3.5. Ежегодно, по состоянию на 1 марта, проводится проверка наличия бланков служебных удостоверений, удостоверений, и пенсионных удостоверений, голографических изображений и соответствия их учетным данным, а также проверка наличия малой выжимной металлической печати.

Проверка проводится комиссией, состав которой утверждается руководителями органов и организаций прокуратуры Российской Федерации либо уполномоченными ими лицами.

Ответственность за утрату служебного удостоверения, удостоверения и порядок сдачи служебного удостоверения, удостоверения и пенсионного удостоверения

4.1. В случае утраты служебного удостоверения, удостоверения, а также если оно пришло в негодность, прокурорскому работнику, военнослужащему, гражданскому служащему, другому работнику на основании его рапорта (заявления) и (или) заключения по результатам служебной проверки кадровым подразделением выдается новое служебное удостоверение, удостоверение.

4.2. О факте утраты служебного удостоверения, удостоверения прокурорский работник, военнослужащий, гражданский служащий, другой работник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить своему непосредственному руководителю и в кадровое подразделение.

Утрата служебного удостоверения, удостоверения по вине прокурорского работника, военнослужащего, гражданского служащего, другого работника является дисциплинарным проступком и влечет применение мер дисциплинарного воздействия.

4.3. По каждому факту утраты служебного удостоверения, удостоверения кадровым подразделением проводится служебная проверка, принимаются меры к устранению причин и условий, ему способствовавших.

Прокурорским работником, военнослужащим, гражданским служащим, другим работником принимаются меры к розыску утраченного документа, в случае его хищения сообщается в орган внутренних дел для организации розыска и изъятия.

4.4. Об утрате служебного удостоверения, удостоверения информируется служба, осуществляющая пропускной режим по месту службы (работы), а также подразделение собственной безопасности и физической защиты (работник по обеспечению собственной безопасности и физической защиты).

4.5. В случаях возбуждения в отношении прокурорского работника, военнослужащего, гражданского служащего уголовного дела, отстранения от должности на период расследования возбужденного в отношении прокурорского работника, военнослужащего и гражданского служащего уголовного дела служебное удостоверение подлежит обязательной передаче прокурорским работником, военнослужащим, гражданским служащим на хранение в кадровое подразделение органа или организации прокуратуры, в котором они состоят на службе.

4.6. При увольнении прокурорского работника, военнослужащего, гражданского служащего, другого работника служебное удостоверение, удостоверение подлежит возврату в кадровое подразделение в день увольнения, погашению и уничтожению по акту с отметкой в книге учета выдачи служебных удостоверений, удостоверений (приложение N 6).

При увольнении прокурорских работников, назначенных на должности Генеральным прокурором Российской Федерации в прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненных к ним территориальных, военных и иных специализированных прокуратурах, их служебные удостоверения сдаются в соответствующие кадровые службы для погашения и дальнейшего направления в кадровое подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации (управление кадров Главной военной прокуратуры) для уничтожения.

4.7. В целях пресечения фактов использования служебных удостоверений и удостоверений, не сданных при увольнении или утраченных работниками в результате небрежности либо совершения преступных посягательств, кадровым подразделениям представлять сведения о недействительных удостоверениях для размещения данной информации на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации и сайтах органов прокуратуры в сети «Интернет» в порядке, предусмотренном организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

4.8. В случае прекращения (приостановления) выплаты пенсии по различным основаниям пенсионное удостоверение подлежит возврату по месту получения пенсии.

При утрате пенсионного удостоверения пенсионеру по его письменному заявлению выдается дубликат пенсионного удостоверения, вверху правого бланка которого мелким шрифтом печатается слово «дубликат». При приведении пенсионного удостоверения в негодность производится его замена.

Ни для кого не секрет, что студенчество делится на несколько категорий. Кто-то поступает в то или иное заведение, на ту или иную специальность по желанию родителей, кто-то потому что «так получилось», кто-то потому что действительно этого хотел. Последние, как правило, хотят работать по специальности по окончании ВУЗа. И тут откуда ни возьмись проблема…и именуется она практикой.

Во-первых, при самом приеме на работу выпускники сталкиваются с тем, что им не очень-то и рады. Действительно, работа в организациях кипит, бурлит, идет по своему, давно отлаженному механизму, и новички там — явная обуза. Во-вторых, даже если посчастливилось найти себе рабочее место после ВУЗа, то сам выпускник может оказаться в тупике: его учили-учили, а делать с этим нечего, и требуют чего-то иного. Как же поступать в таком случае?

Для ряда студентов юридического факультета находится выход – работа общественных помощников. Конечно, речь здесь может идти и об иных лицах, а не только о студенчестве, но в настоящий момент нас интересует именно эта категория. Поговорим, так сказать, о насущном.

Пожалуй, большинство студентов слышали об этом. Суждения на этой почве возникают разнообразные, и, зачастую, не вполне соответствующие действительности. Попробуем разобраться, что к чему.

Для начала следует отметить, что студентов волнует сам характер работы, а именно то, что осуществляется она на общественных началах, бесплатно. Для многих это является существенным препятствием. Действительно, отнимая часть времени, обременяя рядом обязанностей, такая работа не приносит дохода. Но в том ли суть деятельности общественных помощников? Не дает ли она что-то более ценное для студентов?

Некоторые считают, и это более чем логично, что сущность работы помощников иная. Она как таковая не связана с трудоустройством, не приносит да и не должна приносить доход. В ней заинтересованы в первую очередь сами студенты. Конечно, для правоохранительных органов и суда это помощь, но она для них не имеет такого судьбоносного характера, как для учащихся юридических факультетов и юридических ВУЗов. Поэтому бесплатность работы может выступать, да и выступает, по сути, тем критерием, по которому можно определить серьезность намерений будущего специалиста, силу стремления работать по специальности.

Далее, студентов часто смущает сам характер работы. Те, кто никогда этим не занимался, считают, что работа общественных помощников в основном рутинная, техническая, студенты находятся у руководителей «на побегушках». Отчасти это так – общественные помощники по словам студентов, которые практиковали такую деятельность, подшивают дела, разносят уведомления, повестки. Да, это рутина, но она же, по мнению ряда студентов, набивает руку, формирует реальное представление о будущей работе. Может быть, в ней и нет никакой романтики, как могло показаться по книгам и фильмам, зато эта работа позволяет посмотреть на деятельность правоохранительных структур и суда изнутри, сориентироваться в их структуре и системе. Одновременно это и ориентирует на выбор профессии, повышает сознательность такого выбора. Согласитесь, не всегда есть возможность вот так «попробовать» поработать, попытать силы, присмотреться. Обычно после окончания ВУЗа выбор прост: либо работать, если найдется место, либо нет, и вопрос нравится — не нравится, как правило, уже не актуален. По словам студентов, работавших общественными помощниками, их деятельность состояла не из одной только механической рутины. Нередко студентам давались для ознакомления обращения, жалобы, ответы, документы проверок, а по некоторым ситуациям проводились беседы.

По поводу характера работы общественных помощников на несколько вопросов для нашей газеты согласилась ответить Лада Геннадьевна Кормилицына, прокурор Отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Ивановской области.

Она пояснила следующее: для правоохранительных органов, и органов прокуратуры в частности, всегда важно иметь «свободные руки», способные выполнить работу, на которую у сотрудников зачастую просто не хватает времени из-за колоссального объема. О «свободных мозгах», конечно, говорить зачастую не приходится, так как у студентов, пусть и последних курсов, отсутствуют практические навыки работы, опыт. Однако все равно студенты проявляют максимум заинтересованности, в рамках своих способностей ответственно и с интересом выполняют все поручения, даже самые рутинные. Некоторым из них, благодаря усердию, ответственному подходу к работе, а также длительности деятельности в качестве общественного помощника можно поручать составление отдельных документов, например, ответов на жалобы и обращения. Среди тех, кто наиболее часто интересуется наличием вакантного места общественного помощника, Лада Геннадьевна выделила именно студентов последних курсов, хотя зачастую активность в этом вопросе проявляют и студенты третьих, вторых курсов, хотя для органов, в частности, прокуратуры, желательно наличие знаний по основным предметам программы обучения по специальности «юриспруденция».

По мнению некоторых, после окончания ВУЗа главное правило – забыть все, чему учили в университете. Однако те, кто практиковался в качестве общественных помощников, говорят, что это не совсем так. Иногда, действительно, сложно сопоставить теорию и практику, но беседы с руководителями позволяют сопоставить полученные знания и то, чем действительно занимаются служащие правоохранительных органов, суда и др. В этом еще один плюс работы общественных помощников – возможность научиться ориентироваться в среде законодательных положений и их реального воплощения.

Все это, однако, субъективные оценки, но что мы можно сказать об этом явлении на нормативном уровне? За источником информации об общественных помощниках юристы первым делом должны отправиться, естественно, в правовые системы, благо в рекламе они не нуждаются. Но что же они там найдут? Практически ничего! Если в 2008 году Председателем Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации А.И. Бастрыкиным был издан Приказ «Об утверждении Положения об общественном помощнике следователя Следственного комитета при Прокуратуре РФ» вкупе с соответствующим Положением, то для работы общественных помощников прокуроров, судей и др. правовой основы нет.

Положение об общественном помощнике следователя, в принципе, затрагивает основные моменты работы общественных помощников, содержит перечень требований, которые можно распространить и на другие структуры.

По поводу характера работы общественных помощников установлено, что она осуществляется на общественных началах, безвозмездной основе, основана на соблюдении принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Общественный помощник оказывает техническую, организационную и информационную помощь, готовит по поручению своего руководителя проекты документов. То есть, как видим, на общественных помощников возложение больших полномочий и не предусмотрено.

Соответственно, деятельность в правоохранительных органах и суде возлагает на общественных помощников ответственность, в частности, за достоверность предоставляемой информации, качество и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей, а также ответственны за ущерб. причиненный своими противоправными действиями правоохранительным органам, суду и др., а также гражданам и организациям.

Естественно, общественные помощники имеют ограниченный доступ к документам. Так, запрещен доступ к тем документам, которые содержат государственную тайну, служебную информацию ограниченного пользования.

Как и служащим правоохранительных органов, суда и др. учреждений запрещено лично или через других лиц получать от граждан и организаций какие-либо вознаграждения в связи с исполнением возложенных на общественного помощника полномочий, а также запрещено использовать эти полномочия в личных целях.

Общественным помощником может стать не каждое желающее лицо. Нас интересует, в первую очередь, доступ студентов к такой работе. Она должны удовлетворять ряду требований: иметь гражданство РФ, достичь возраста 18 лет, иметь образование не ниже среднего, в отношении такого кандидата не осуществляется и не осуществлялось уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям), а также не привлекалось или не привлекается к административной ответственности, если только исходя из обстоятельств дела факт совершения правонарушения не был признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником, быть годным по состоянию здоровья, моральными и деловыми качествами для соответствующей работы, а также иметь склонность к соответствующей работе. Последнее, в частности, является ярким проявлением основного назначения института общественных помощников, а именно – подготовки к последующей работе, формированию подготовленных кадров для правоохранительных органов, суда и др.

Общественному помощнику выдается удостоверение, подтверждающее его статус и полномочия.

Как видим, деятельность общественного помощника достаточно серьезна и имеет ряд черт не просто общественной деятельности, но и реальной работы в правоохранительных органах, суде и др. Это позволяет на практике понять не только то, какова сущность практической деятельности, но ощутить на себе груз возложенных на служащих обязанностей и ответственности.

Возникает следующий насущный вопрос: как же возможно поступить на работу общественным помощником? Сейчас это достаточно сложно. Студенты говорят о том, что назначение общественным помощником чаще всего происходит «по знакомству», для остальных же, кто не имеет связей в органах, такая работа чаще всего оказывается недоступной. Сами же студенты предлагают следующее: распространять информацию о работе общественных помощников в университете, давая тем самым равные возможности доступа к работе в качестве общественного помощника.

Добрый день.

2.Меня на месяц отправили на практику в прокуратуру. В городскую. Хотел стать общественным помощником прокуратуры. Когда сказал это сотруднику, он ответил, что общественных помощников у них нет. Есть в СК, а у них нет.

Дамир

И в СК и в прокуратуре есть общественные помощники.

Но если в СК этот вопрос регалментирован общеведомственным приказом Следственного комитета РФ от 04.05.2011 N 74

«Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации»

согласно которому

Работа в качестве общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить психологическую готовность к напряженной следственной работе; учиться применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса; углубленно изучать правоприменительную практику; вырабатывать профессиональные навыки.
3. К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо:
имеющее гражданство Российской Федерации;
достигшее возраста 18 лет;
имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;
в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);
которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);
годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;
имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа СК России на общественных началах.
14.Общественному помощнику оформляется и выдается удостоверение в соответствии с порядком, установленным организационно-распорядительным документом СК России в отношении хранения, оформления, учета, выдачи и уничтожения служебных и иных удостоверений СК России, на срок полномочий, установленный приказом руководителя следственного органа СК России.
Удостоверение вручается общественному помощнику лично под расписку в книге учета удостоверений.

То в прокуратуре такого рода приказы принимаются на уровне прокуратур субъектов РФ

В Вашем случае действует

ПОЛОЖЕНИЕ

об общественных помощниках прокуроров органов прокуратуры Красноярского края

2.4. Количество общественных помощников определяется горрайпрокурором, прокурорами ЗАТО, специализированных прокуратур с учетом объема и конкретных условий работы.

2.5. Учет общественных помощников, хранение представленных ими документов осуществляется отделом по вопросам государственной службы и кадров прокуратуры края.

Соответственно тут нужно уточнять в конкретной прокуратуре есть ли у них помощники или нет.

3.Общ. помощник всегда имеет доступ к прокуратуре и всегда может при желании поучаствовать в разных делах и мероприятиях, помогать прокурорам. Ну то есть крутиться, участвовать в жизни конторы, знакомиться и поддерживать отношения с сотрудниками. Так ведь? А человек который находится в резерве не имеет доступа к прокуратуре, ни с кем там не сталкивается, никого не знает, просто сидит и ждёт годами, может, вдруг какое-нибудь место освободился, да?:))) И ещё, общ. помощники имеют даже свои удостоверения, а человек в резерве никакой корочки не имеет, так ведь?

Дамир

В прокуратуре формируется кадровый резерв, но это не мешает лицу находящемуся в резерве выполнять функции общественного помощника.

Его полномочия составляют

3.2. Общественный помощник участвует в проверках совместно с прокурорским работником. В процессе проверок может выполнять самостоятельно отдельные поручения прокурора, носящие организационно-технический характер. О результатах проделанной работы докладывает прокурорскому работнику, который поручил ему выполнение конкретного задания.

По результатам совместных проверок по поручению прокурорского работника общественный помощник может готовить проекты справок, докладных записок, актов прокурорского реагирования. Осуществляет доставку документов, запросов.

3.3. Общественный помощник обязан в своей деятельности строго руководствоваться нормами настоящего Положения, действовать только в пределах поручений прокурора в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора края, оказывать активное содействие деятельности органов прокуратуры.

3.4. Общественный помощник прокурора не должен допускать разглашения сведений, ставших известными ему в связи с выполнением конкретных поручений прокурорского работника, использовать предоставленные полномочия в личных целях.

3.5. Общественный помощник обязан информировать прокурора обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению его обязанностей (привлечение к административной, уголовной ответственности, возбуждение в отношении него уголовного преследования и др.).

причем

6.1. Общественный помощник, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний, имеющий высшее юридическое образование и желающий в дальнейшем поступить на службу в органы прокуратуры,может быть зачислен в резерв кадров для работы в органах прокуратуры края.

И исходя из этого можно говорить о том, что у лица состоящего в резерве все же есть больше перспектив трудоустройства в прокуратуру.

Остальные вопросы будут раскрыты ниже.