Сроки ответа государственного органа на вопрос гражданина

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8−ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает право на обращение к государственным органам и органам местного самоуправления с запросами о предоставлении информации. Этот закон регулирует не только рассмотрение запросов граждан, но и целый ряд других вопросов (опубликование информации о деятельности органов власти, размещение этой информации в сети Интернет и т. д.). Собственно работе с запросами в законе посвящена лишь небольшая часть текста.

Особый порядок рассмотрения установлен для запросов средств массовой информации (см. ниже). Особенности касаются как сроков рассмотрения запросов, так и круга возможных адресатов обращений.

Авторы запросов

С запросами о предоставлении информации могут обращаться граждане, объединения граждан и любые юридические лица. Таким образом, круг авторов запросов о предоставлении информации существенно шире, чем установленный для жалоб нормами Федерального закона от 02.05.2006 № 59−ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Адресаты запросов

Запросы о предоставлении информации могут направляться только в государственные органы и органы местного самоуправления. Таким образом, круг адресатов запросов о предоставлении информации уже, чем установленный для жалоб граждан. Однако это в значительной мере компенсируется тем, что запрашиваемая информация не ограничена вопросами деятельности органа, в который направляется запрос (см. далее).

Предмет запросов

Запрашиваться может информация как о деятельности самих государственных органов и органов местного самоуправления, так и о деятельности подведомственных этим органам организаций. Предметом запроса могут быть как существующие документы, так и иная информация. Запрашиваться могут и те документы и иная информация, которая поступает в эти органы и организации. Могут также запрашиваться правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций (п. 1 ст. 1).

Запрос должен содержать следующую информацию об авторе запроса:

  • фамилию, имя и отчество (либо наименование организации);
  • контактные данные для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса:
    • почтовый адрес, номер телефона и/или факса, либо
    • адрес электронной почты.

Запрос должен содержать указание на орган (наименование органа) или должностное лицо (инициалы и фамилия и/или должность), которому адресуется запрос.

Порядок рассмотрения запроса

Порядок рассмотрения запросов о предоставлении информации аналогичен порядку рассмотрения жалоб:

  • письменный запрос регистрируется в течение трех дней с момента поступления — то есть не позднее дня (Т+3); устные запросы регистрируются в день обращения (ч. 5 ст. 18);
  • если адресат установит, что запрос находится вне его компетенции, то он обязан в течение 7 дней со дня регистрации направить запрос надлежащему органу и уведомить обратившегося; в такой же срок адресат должен ответить, если у него нет информации о том, какой орган может располагать запрашиваемой информацией (ч. 7 ст. 18);
  • если объем запрошенной информации превышает установленный правительством предел, то адресат должен в течение 7 дней со дня регистрации направить обратившемуся уведомление об объемах информации, ее стоимости и порядке оплаты (см. ниже);
  • ответ по существу должен быть направлен в течение 30 дней со дня регистрации; если подготовка ответа требует бо́льшего времени, то срок ответа может быть увеличен до 45 дней, но известить об этом обратившегося (с указанием причины отсрочки) необходимо в течение 7 дней со дня регистрации (ч. 6 ст. 18);

Ограничения и отказы

Закон предусматривает следующие основания для отсутствия ответа по существу запроса:

  • если запрашиваемая информация была опубликована в средствах массовой информации либо размещена в сети «Интернет», ответ может ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация (ч. 3 ст. 19);
  • если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа (ч. 4 ст. 19);
  • если запрашиваемая информация ранее предоставлялась обратившемуся (п. 5. ч. 1 ст. 20);
  • если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным или муниципальным органом, о проведении анализа деятельности государственного или муниципального органа, его подразделений или подведомственных организаций или о проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав обратившегося (п. 6. ч. 1 ст. 20).

Плата за подготовку и пересылку информации

Информация предоставляется бесплатно, если она затрагивает права и обязанности обратившегося (п. 3. ст. 21), либо ее бесплатное предоставление установлено законом или иным правовым актом (п. 4. ст. 21). В остальных случаях взимается плата, если объем информации превышает установленный правительством Российской Федерации размер.

Минимальный бесплатный объем установлен «Правилами взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (утверждены постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 860):

Единица формата Бесплатный объем Цена при превышении, ₽ 
лист формата А4 20 10
лист формата А3 20 20
лист формата А2 5 100
лист формата А1−А0 1 100
лист формата более А0 1 1000
мегабайт информации в электронной форме 1 10

Бесплатные объемы пересылаются за счет органа, направляющего ответ (информация в электронной форме — на указанный обратившимся адрес электронной почты). В остальных случаях обратившееся за информацией лицо оплачивает пересылку (а для информации в электронной форме — еще и стоимость электронного носителя, если носитель не был предоставлен самим обратившимся). По желанию обратившегося информация (и бумажная, и электронная) может быть передана ему непосредственно в государственном или муниципальном органе.

Если запрашиваемые пользователем объемы потребуют внесения платы, то орган в течение 7 дней со дня регистрации запроса обязан уведомить обратившегося о формате и объеме информации, о стоимости изготовления копий, стоимости пересылки, а также о стоимости электронного носителя (если информация предоставляется в электронном виде). Одновременно сообщаются сведения, необходимые для заполнения платежного документа, и срок оплаты (не превышающий срока ответа на запрос).

Особенности рассмотрения запросов СМИсредство массовой информации

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124−I «О средствах массовой информации» устанавливает особый порядок рассмотрения запросов средств массовой информации.

Отвечать на запросы редакций о своей деятельности помимо государственных и муниципальных органов, должны любые организации и общественные объединения (ст. 38 закона о СМИ).

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен только при наличии в ней государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Отказ должен быть вручен редакции в 3-дневный срок со дня получения запроса, то есть не позднее дня (Т+3), и должен содержать причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от охраняемой законом тайны, указание на лицо, принявшее решение об отказе, и дату принятия решения (ч. 1 ст. 40 закона о СМИ).

В законе неаккуратно сформулирована норма о сроке предоставления информации. Буква закона предусматривает две временны́х точки (ч. 2 ст. 40 закона о СМИ):

  • в трехдневный срок со дня получения запроса редакции вручается уведомление об отсрочке предоставления информации, если информация не может быть предоставлена в течение 7 дней; уведомление должно включать указание причин невозможности исполнения запроса в 7-дневный срок, срок предоставления информации, указание на лицо, принявшее решение об отсрочке, и дату принятия решения;
  • собственно семидневный срок со дня получения запроса — это нормальный срок ответа на запрос.

Таким образом, закон о СМИсредство массовой информации не содержит предельной величины отсрочки предоставления информации, однако для государственных и муниципальных органов в соответствии с ч. 3 ст. 38 закона о СМИ применяются нормы Федерального закона от 09.02.2009 № 8−ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Примечания

  1. См. определение Конституционного суда РФ от 26.04.2016 № 918−О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Одинга Алексея Робертовича на нарушение его конституционных прав положением пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Начав разработку приложения, на одном из этапов мы озадачились регламентами работ Управляющих компаний и ТСЖ. Нам было важно понять схему взаимодействия между жильцами и УК и особенно важно выяснить сроки, в которые должны приниматься и обрабатываться обращения, чтобы автоматизировать систему уведомления исполнителей в УК и ТСЖ.

Начав общение с разными УК и городской администрацией (Департамент Городского Хозяйства Сочи), нам удалось выяснить, что все они работают «кто во что горазд». «ДГХ» ссылается на 59-ФЗ, регламентирующий отношения жильцов с муниципалитетом, а якобы все УК — это обычные юр.лица, которые работают по своим правилам. Ну хорошо, спросим у УК. Действительно, выяснилось, что Управляющие компании имеют свои внутренние регламенты, однако ознакомиться с ними тяжелее чем попасть в Кремль. Стало ясно, что никто не хочет показывать информацию, за которую можно «подтягивать» исполнителей. Пришлось пойти другим путём и обратиться в Государственную Жилищную Инспекцию Краснодарского Края. Это, если что, контролирующий орган всех УК и уж эти ребята точно знают, что и как с исполнителей спрашивать. Ниже будет приложен скан оригинального письма, для тех кто любит почитать из первых рук, а для поклонников краткости тезисно напишу тут:

Основной действующий регламент: «Правила по осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами» Постановление Правительства РФ №416 от 15 мая 2013 года (Правила).

Сроки реагирования на обращения:

— Предоставление информации подлежащей раскрытию или указание места размещения информации — не позднее 1 дня следующего за днём поступления запроса. (см. пункты 31,32,35 Правил)
— Письменную информацию о потреблении коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учёта — не позднее 3 рабочих дней
— Показания о потреблении коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учёта за период не более 3 лет — не позднее 3 рабочих дней
— Предоставление копии акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу собственника или общему имуществу собственников Многоквартирного дома с описанием причинённого ущерба и обстоятельств — не позднее 3 рабочих дней
— Предоставление копии акта о нарушении оказываемых услуг, некачественном их исполнении или превышения установленной нормы перерыва в оказании услуг — не позднее 3 рабочих дней
— Предоставление копии акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или превышения нормы перерыва в их предоставлении — не позднее 3 рабочих дней
— Если Ваш запрос не попадает под пункты 31,32,34 Правил, то сроки рассмотрения запроса могут достигать срока не более 10 рабочих дней
— Ответ на индивидуальный или коллективный запрос лиц, не являющихся жильцами многоквартирных домов попадающих под управление УК — рассматриваются в течение 30 календарных дней, при этом этот срок может быть увеличен не более чем на 30 календарных дней, если для предоставления ответа на запрос необходим сбор дополнительной информации.

Что может являться обращением (заявлением):

— почтовое отправление
— электронное сообщение на ящик электронной почты УК (приравнивается к размещению обращений через сторонние электронные сервисы и приложения, в которых официально зарегистрированы УК)
— обращение к УК через ГИС ЖКХ
— письменно или устно через консьержа дома, если оказание его услуг предусмотрено договором с УК
— письменно или устно на личной встрече на приёме с представителем УК

Ответ по умолчанию будет отправлен по тому же каналу связи, что поступило обращение, если в нём не указаны иные контактные данные.

Это официальный ответ и закон, поэтому Вы смело можете руководствоваться этими данными и требовать от УК отвечать на запросы в срок. Другое дело — это реакция на обращение и устранение нарушений. Сами УК говорят, что реагируют они в течение 10 минут, а устраняют нарушения в зависимости от степени срочности, т.к. есть ситуации экстренные и не экстренные.

Ответ на предыдущее обращение в Жилищную инспекцию мы ждали около месяца, а новый запрос о сроках реакции и устранения — сделали буквально на днях, поэтому официального ответа нужно будет ждать долго, но мы обязательно поделимся им с Вами, дорогие Пикабушники.

Вот ещё несколько правил, на которые ссылается официальный ответ Жил.инспекции:

— Правила предоставления коммунальных услуг №354 от 6 мая 2011 года

— Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг ненадлежащего качества или перерывами превышающими установленную продолжительность №491 от 13 августа 2006 года

Вот сам скан официального ответа. Замазали только ФИО обращающегося.

Когда считается полученным?

Прежде чем переходить к рассмотрению сроков ответа на поступившие в организацию запросы, необходимо понять, с какого момента они исчисляются. Дело в том, что в последние годы гражданское законодательство в этой части довольно заметно изменилось. Теперь действует принцип, что за своевременное получение почтовой корреспонденции отвечает сама организация (т.е. все риски ее неполучения полностью несет получатель):

Фрагмент документа СвернутьПоказать Пункт 3 статьи 54 «Наименование, место нахождения и адрес юридического лица» Гражданского кодекса РФ

…Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу…

Фрагмент документа СвернутьПоказать Статья 165.1 «Юридически значимые сообщения» Гражданского кодекса РФ

1. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

2. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Налоговая инспекция пошла еще дальше. Она нормативно установила, когда ее сообщение будет считаться полученным, даже если адресат его и не видел:

Фрагмент документа СвернутьПоказать Пункт 4 статьи 31 «Права налоговых органов» Налогового кодекса РФ

…В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается 6-й день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика…

Для организации сроки ответа на сообщения налоговой инспекции будут зависеть от того, каким способом она получила документы. Налоговики могут передать документы:

  • лично;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС через оператора электронных данных или
  • через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

См. статью «Представление документов в ходе камеральной и встречной налоговых проверок» журнала № 2′ 2017

Если с первым случаем понятно, то на 3-х оставшихся остановимся подробнее:

1. Если документ направлен заказным письмом по адресу компании (указанному в ЕГРЮЛ), то датой получения будет являться наиболее ранняя из двух дат:

  • 6-й рабочий день, считая со дня, следующего за днем отправки письма (например, требование, отправленное по почте 09.01.2018, считается полученным 17.01.2018; методику расчета еще см. в Примере 1);
  • дата фактического получения.

См. статью «Изъятие документов в ходе выездной налоговой проверки» журнала № 3′ 2017

2. Если документ направлен по ТКС, то датой получения будет дата, указанная в квитанции о приеме, которую организация должна направить по ТКС в ИФНС в течение 1 рабочего дня с момента получения требования1.

3. Если документ направлен через ЛКН, то дата получения – это день, следующий за днем размещения требования в кабинете2 (см. Пример 2).

См. новость «За неполучение в электронном виде требования налоговиков о представлении документов штрафовать нельзя» журнала № 12′ 2016

Обратите внимание: в подсчет дней входят только рабочие дни3 (подробнее см. далее).

Сроки для ответа по иным юридически значимым сообщениям начинают течь в день, следующий за днем доставки письма (определяется по штемпелю на конверте) в то почтовое отделение, к которому относится официальный адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Появилась еще одна периодическая обязанность – раз в год обновлять информацию о бенефициарах (за уклонение могут оштрафовать на сумму до 500 000 руб.). В статье «Ежегодно о бенефициарах» журнала № 12′ 2017 описаны базовые алгоритмы работы для сотрудников хозяйственных обществ (АО и ООО): кого считать бенефициарным владельцем бизнеса? как их вычислить – что можно найти в общедоступных источниках, куда писать и какие документы собирать? как и сколько их хранить? кому и в какой срок необходимо предоставлять информацию о бенефициарах? См. статью «Как применять Перечень 2019 г. со сроками хранения документов в работе с обращениями граждан» в № 6’ 2020

* * *

В этом номере журнала мы рассмотрели только часть случаев, когда службе делопроизводства необходимо ориентироваться в законодательно установленных сроках ответов на поступающие в организацию документы.

В следующем номере поможем вам разобраться, как определить сроки ответов своим контрагентам-организациям в рамках гражданско-правовых отношений, а также при общении с потребителями собственных товаров и услуг по правилам закона о защите прав потребителей.

См. статью «Как контролировать исполнение документов» журнала № 1′ 2018

Сноски

Свернуть Показать

  1. Пункты 12, 13 и 16 Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утв. приказом ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@. Вернуться назад

  2. Пункт 4 ст. 31 НК РФ. Вернуться назад

  3. Пункт 6 ст. 6.1 НК РФ. Вернуться назад

  4. Действующее законодательство (п. 4 ст. 31 НК РФ) особо оговаривает, что документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа. Вернуться назад

  5. Если, конечно, дата фактического получения не окажется раньше истечения этого 6-дневного срока. Вернуться назад

  6. Часть 4 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Вернуться назад

  7. Часть 2 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Вернуться назад

  8. Апелляционное определение Московского городского суда от 08.07.2015 по делу № 33-23980/2015: суд взыскал с организации оплату вынужденного прогула с 05.09 (дата увольнения, рассчитанная согласно заявлению работника, направленному почтой) по 13.09 (дата отправления трудовой книжки работнику). Вернуться назад

  9. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н). Вернуться назад

Бесплатно 1 номер журнала

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

Рассмотренное в настоящей публикации заблуждение не является лжетеорией в прямом смысле и в подавляющем числе случаев специально не пропагандируется, не распространяется. Довольно часто можно услышать от представителей любой из категорий жилищных отношений (будь то потребители услуг, исполнители таких услуг или надзорные органы), что срок рассмотрения исполнителем обращений потребителей и ответов на них составляет 30 дней. В настоящей статье разберемся, откуда взялась эта цифра и каковы на самом деле сроки ответов, установленные действующим законодательством РФ.

Суть лжетеории

Многие исполнители и потребители жилищно-коммунальных услуг уверены, что ответ на обращения потребителя исполнитель должен дать в течение 30 дней. Такой стереотип сложился в силу того, что статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в качестве срока рассмотрения обращений граждан установлено именно 30 дней.

Нормы, подлежащие применению

Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ действительно устанавливает срок рассмотрения обращений граждан 30 дней, однако в указанный срок подлежит рассмотрению «письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией». При этом часть 1 статьи 1 того же Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ устанавливает, что этим законом «регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления».

Таким образом, 30 дней – это срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, а вовсе не срок рассмотрения обращений любых лиц к любым другим лицам.

Исполнители жилищно-коммунальных услуг не являются ни государственными органами, ни органами местного самоуправления, и на их отношения с потребителями Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ не распространяется. Однако, это вовсе не значит, что сроки рассмотрения обращений потребителей не урегулированы законом.

Такие сроки утверждены несколькими нормативными правовыми актами (далее – НПА), в числе которых:
— Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ);
— Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (Далее – Правила 354);
— Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. ПП РФ от 15.05.2013 N 416 (далее – Правила 416);
— Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. ПП РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила 491);
— Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».