Статья 168. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

1. Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее — государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

2. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

3. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.

4. Внесение в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:

1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;

3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

4.1. Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

5. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

6. Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

7. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

7.1. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

8. Региональная программа капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта подлежат размещению в системе органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвердившими программу или соответствующий краткосрочный план, в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В современном обществе большинство граждан предпочитают обзаводиться собственным жильем. Однако многие считают, что регистрация в квартире автоматически их делает собственником жилья. Данное мнение ошибочно. Для того чтобы стать владельцем, одной лишь регистрации недостаточно. Кто же согласно закону называется собственником? Каковы его права и обязанности?

Кто является собственником?

По законодательству собственник недвижимости – гражданин, который обладает правами пользования, распоряжения и владения помещением. Другими словами, собственник – человек, на чье имя выдан правоподтверждающий документ на недвижимость.

В качестве документа на квартиру выступает свидетельство о собственности. Данные собственника вносятся при регистрации недвижимости в Росреестре. Права владельца возникают при совершении следующих сделок:

  • купли жилого помещения;
  • получения в наследство;
  • оформление дарственной;
  • приватизации;
  • обмена.

Права наследования приватизированной квартиры

Если же будет выбран последний из предложенных вариантов, то право собственности предоставлено не будет. Взамен этого будет дано право бессрочного проживания в этой квартире.

Из сказанного следует, что в процессе приватизации жилья хозяином собственности обычно становится не один, а несколько человек. Речь может идти о двух, трёх или большем количестве собственников. Как упоминалось выше, любой из тех, кто имеет право участвовать в этом процессе, имеет полное право отказаться от этого и переоформить квартиру на другого.

Бывают случаи, когда от прописанного несовершеннолетнего требуется отказ от долевого участия. Например, ребенок проживает у бабушки, недавно принял участие в приватизации ее квадратных метров и является собственником ½ доли.

Передача жилья может происходить либо в равных долях, пропорциональных количеству участников приватизации, либо – в собственность одного из членов семьи, если остальные откажутся, подтвердив это письменно. Воспользоваться правом приватизации любой человек может один раз в жизни. Исключение составляют дети: их право может быть реализовано дважды – до совершеннолетия, и после.
Процесс приватизации квартир в Москве и в других городах России — это довольно простая процедура. Но при этом собственников такого жилья зачастую может быть несколько. И тогда возникает вопрос о разделе совместно приватизированного имущества.

Может ли человек прописанный в квартире претендовать на долю

Представьте, что вы собственник, и слышите от прописанного человека о его правах на долю в квартире. Причем не в шутку, а на полном серьезе. Аргументом выступает действующая регистрация на вашей жилплощади. Знакомо? Далеко не все совладельцы знают, что делать в такой ситуации и вообще, как вести себя с жильцами.

Может ли прописанный в квартире человек требовать выделения своей доли? Сперва кажется, что нет, ведь у него нет никаких документов о праве собственности. Однако обычные жильцы все же могут законно претендовать на часть жилплощади. Есть ряд исключений, дающих им такое право. Более подробно об этом читайте в нашей статье.

Какие права дает временная или постоянная прописка (регистрация) в квартире

Ещё одна распространенная ситуация: несовершеннолетний имеет право на прописку по месту жительства одного из родителей. Оно реализуется без дополнительного разрешения проживающих на ней жильцов. При проведении процедуры приватизации ребенку предоставляется доля собственности в обязательном порядке (ст. 2 Закона № 1541).

Человек имеет право не проживать по адресу, указанному в паспорте. При этом его постоянная регистрация не изменится. Но государство обязывает гражданина сообщать о своем местонахождении, если он отсутствует дольше 90 дней. Такая регистрация называется временной. Отметки в паспорте не ставят, адрес места пребывания указывается на отдельном вкладыше. Он действителен только с предъявлением удостоверения личности.

Считается ли квартира в собственности если есть договор о приватизации

В связи с этим данная статья призвана освятить как складывающуюся правоприменительную практику, так и изначально законодательно закрепленные исключения – ведь “выписать” можно не всех и не каждого.
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Что запрещено собственнику?

Собственник квартиры должен осознавать, что права владения, распоряжения и пользования квартирой не означают, что он имеет право производить любые действия на своей территории. Владельцу запрещено:

  • Производить переустройство и перепланировку помещения без соответствующего разрешения. Своевольное переустройство комнат может привести к разрушению всего дома. Нарушение целостности коммуникаций лишит жильцов других квартир света или воды.
  • Лишать других владельцев квартир доступа к общей собственности. Нельзя вешать свои замки на чердак, ограничивать доступ в подвальное помещение, запрещать соседям пользоваться лестничной площадкой.
  • Устраивать в квартире производство. Производственное предприятие можно организовывать только в нежилом помещении.
  • Нарушать права соседей. Существуют ограничения по времени, когда можно проводить шумные мероприятия.
  • Заниматься незаконной деятельностью на территории квартиры. Собственника квартиры могут привлечь к уголовной ответственности даже в том случае, если он сдавал жилье в наем гражданам, которые использовали помещение в качестве наркопритона, для хранения запрещенных веществ, как место для занятия проституцией.
  • Единолично снимать с регистрации в помещении несовершеннолетнего гражданина, который не имеет другой жилой площади.

Какие права имеет человек, прописанный в доме, но не собственник

С учетом федерального законодательства, регламентирующего основные права и свободы лиц, а также необходимости практической реализации таких положений, в Российской Федерации вводится обязательная процедура регистрационного учета лиц, имеющих гражданство страны.

  • Все без исключения проживающие в жилище (если оно приватизировано) члены семьи зарегистрированного лица, имеют равноправное положение на использование данной жилплощади. Такие лица могут не обладать данным правом в случаях, предусмотренных в специальном договоре. Все зарегистрированные на территории жилплощади лица обязаны эксплуатировать помещение только по назначению и предпринимать всевозможные меры по его сохранению;
  • Лица, ограниченные в дееспособности на основании судебного решения, и которые имеют регистрацию, также обязаны отвечать по всем обязательствам эксплуатации жилплощади, если иное не установлено в дополнительных соглашениях;
  • В тех случаях, если правоотношения зарегистрированных на территории жилплощади лиц прекращаются с утратой прав владельца, автоматически утрачиваются все права на эксплуатацию данной квартиры. Однако бывают случаи, когда у лиц теряются права на проживание в жилище, при этом, в силу уважительных причин, они не могут приобрести другое жилое помещение. В таком случае, они могут приобрести право пребывания в жилище на ограниченный срок. При условии, если в течение данного срока сам владелец лишается права на жилплощадь, данное лицо автоматически утрачивает право также.