Статья 38 УПК РФ. Следователь

Запрос документов (полиция): какими актами он регулируется?

Поступил запрос от полиции о предоставлении информации, и Вы в силу тех или иных причин не рвётесь его исполнять, одновременно опасаясь последствий? Обращайтесь ко мне за помощью, и я Вам предложу возможные варианты решения проблемы.

Для начала рассмотрим правовые основания для направления запросов о предоставлении документов (информации) подразделениями МВД РФ.

Прежде всего, это ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», согласно п. 4 части 1 ст. 14 которого сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от граждан и организаций по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном законом порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.

Обращаем внимание на то, что работники полиции не вправе требовать предоставления информации и документов вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного дела, дела об административном правонарушении или дела оперативной (доследственной) проверки. Соответственно, в поступившем запросе должны быть указаны номер либо иные сведения, которые позволили бы идентифицировать запрос как связанный с конкретным уголовным делом, делом об административном правонарушении или делом оперативной проверки (например, фамилия обвиняемого, лица, заявившего о преступлении и др.) В противном случае запрос полиции о предоставлении информации (документов) можно рассматривать как незаконный.

В литературе нередко высказывается мнение, согласно которому запрос о предоставлении документов должен быть не только законным, но и обоснованным. То есть, в запросе должно быть указано, как связана запрашиваемая информация с находящимся в производстве органа полиции конкретным делом. Конечно, было бы не плохо в целях защиты прав граждан закрепить такое положение в законе. Однако на сегодняшний день такой нормы не существует, в связи с чем отсутствие в запросе обоснования никаких правовых последствий не влечёт.

Помимо закона «О полиции», сотрудники различных подразделений МВД РФ при направлении запроса нередко ссылаются на Федеральный закон N 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». Часть 1 статьи 6 в числе прочих видов оперативно-розыскных мероприятий называет наведение справок. В ходе данного ОРМ сотрудники полиции могут получать любую информацию от граждан и организаций. Если в полученном запросе есть ссылка на данную норму, то следует рассматривать запрос о предоставлении сведений под призмой именно данного федерального закона.

При оценке законности для предоставления документов в этом случае следует прежде всего установить наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», к которым относятся:

  1. Наличие возбужденного уголовного дела.

  2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

    1. признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

    2. событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

    3. лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

    4. лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

  3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

  4. Запросы других структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

  5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

  6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Все ли документы можно готовить долго и обстоятельно?

Не опасно ли целый день обрабатывать входящие документы и доводить их до конечных исполнителей только на следующий рабочий день?

С обработкой каких входящих документов стоит поторопиться?

Какие исходящие документы нужно подготовить оперативно?

В каждой крупной организации, как правило, существует такой локальный нормативный акт, как инструкция по делопроизводству. Ее действие распространяется не только на секретаря и работников управления делами, но и на всех сотрудников организации. Инструкцией руководствуются при подготовке документов к отправке в сторонние организации, при направлении входящего документа исполнителю. Именно в инструкции по делопроизводству указываются сроки этапов документооборота, например, от этапа получения документа-запроса извне до подготовки ответа на запрос и его отправки адресату.

В некоторых организациях в силу специфики деятельности (например, в банковской сфере) существует целый ряд локальных нормативных актов, регулирующих порядок и сроки работы с различными видами документов. Отбросив общепринятое деление документов на организационные, распорядительные, информационные, справочные, деловые, кадровые (по личному составу организации), разделим все документы, обрабатываемые в процессе деятельности организации (в том числе входящие извне), на:

  • подлежащие обычному документообороту;
  • подлежащие ускоренному документообороту.

Не устанавливая классификации документов в соответствии с «Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» и не затрагивая формирование номенклатуры дел, определим виды документов (как входящих, так и исходящих), которые в силу различных факторов должны обрабатываться быстрее остальных.

О ФОРМАХ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СРОК ПОДГОТОВКИ

Конечно, в большинстве случаев речь идет о предоставлении копий и выписок из документов, и в редких случаях – об оригиналах. В последнем случае, например, документ-оригинал (трудовая книжка) выдается работнику на руки при его увольнении. Оригиналы также выдаются следственным органам при производстве выемки (со снятием и оставлением копий в организации). Следует отметить, что при процедуре предоставления оригиналов срок – минимальный.

В какие сроки исполняется запрос полиции о предоставлении информации

Сроки исполнения запроса, поступившего от полиции, регламентированы частью 4 ст. 13 упомянутого ФЗ «О полиции», согласно которой требования (запросы, представления, предписания) полиции подлежат исполнению в сроки, указанные в самом требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее месяца со дня вручения.

Неисполнение запроса документов (полиция, другие подразделения МВД РФ) может привести к привлечению лица к административной ответственности. Согласно ст. 19.7 КоАП РФ, непредоставление или несвоевременное представление сведений влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере

  • от 100 до 300 рублей на граждан;

  • от 300 руб. до 500 руб. на должностных лиц;

  • от 3 000 руб. до 5 000 руб. на юридических лиц.

Если запрос поступил от следователя или дознавателя, то в случае его неисполнения виновное лицо можете быть привлечено к ответственности за невыполнение законных требований по ст. 17.7 КоАП РФ, что влечёт наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;

  • на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;

  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если Вы решили отказать сотрудникам полиции в предоставлении запрошенных документов, имейте в виду, что документы могут быть получены путём проведения иных оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, в том числе с привлечением сил специального назначения. Поэтому не следует при отсутствии на то серьезных причин отказывать сотрудникам в предоставлении документов. В любом случае, при наличии у Вас сомнений и вопросов по поводу поступившего запроса из полиции, иного контролирующего или правоохранительного органа, звоните мне круглосуточно.

Статья 38 УПК о чём?

Понятие должности «следователь» раскрыто в ст. 38 УПК РФ. Согласно УПК в последней редакции следователь – должностное лицо, наделённое правом проводить следственные действия в рамках своей компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным кодексом.

Основные полномочия следователя в уголовном процессеописаны в ст. 38 кодекса.

Следователь имеет право:

  1. Возбуждать уголовное дело.
  2. Вести уголовное дело и решать все вопросы, связанные с делом, принимать соответствующие меры.
  3. В индивидуальном порядке определять ход расследования, принимать решение о проведении следственных действий. Исключением являются случаи, когда необходимо получить согласие суда или вышестоящего руководства.
  4. Выдаватьорганам дознания в письменном виде поручение о проведении комплекса розыскных мероприятий.
  5. Принимать участие в судебных заседаниях.
  6. Выдавать постановление на задержание, привлечение к уголовной ответственности, аресте, проведении процессуальных действий.
  7. Обжаловать решение прокурора, отменять действие постановления о возбуждении уголовного дела, возвращать уголовное дело на доследование, изменять вменяемую статью или переквалифицировать действия подсудимого, устранять выявленные в ходе расследования недоработки.
  8. Направлять в письменном виде свои возражения руководителю следственного отдела относительно возникших несогласий с действиями прокурора, противоречащими действующему законодательству.

Действия следователя направлены на обеспечение правопорядка в обществе и устранение угрозы населению страны.

К личным качествам следователем относятся:

  • аналитический склад ума;
  • логическое мышление;
  • умение правильно и точно излагать факты;
  • умение быстро мыслить в стрессовых ситуациях;
  • способность отстоять свою точку зрения и приводить аргументы.

Знание законодательства и умение строить логическую цепочку событий является отличительной чертой квалифицированного работника силовых структур.

Случаи из судебной практики

Рассмотрим случаи судебной практики по данной статье.

Адвокат Б. подал в суд жалобу на постановление следователя об объявлении в розыск гражданки К. Заявитель утверждает, что вынесенное постановление необоснованно, поскольку у следователя нет доказательств того, что гражданка К. скрывается от следствия. Подозреваемую и её адвоката надлежащим образом неуведомили о проведении следственных мероприятий. Документы, подтверждающие вызов в следственный комитет, отсутствуют. Также нет подтверждения тому, что следоватьпытался установить местонахождение гражданки К. В этой совокупности у следователя не было оснований объявлять гражданку К. в розыск. Подозреваемая от следствия не скрывалась, а проходила лечение в стационаре, о чём есть подтверждающие справки. Изучив все документы, судья оставил жалобу без удовлетворения. Суд установил, что все необходимые меры по установлению местонахождения гражданки К. проводились, а постановление о приводе исполнено не было, поскольку последняя отсутствовала по месту регистрации, что было квалифицировано как уклонение от следствия. Вынесенное постановление признать законным, так как согласно ст. 38 УПК оно вынесено уполномоченным лицом с соблюдением всех законодательных норм, входит в его компетенцию и имеет все основания.

Гражданин Иванов решением суда №* был осуждён на 2 года по ч. 1 ст. 109 УК со следующими ограничениями: подписка о невыезде за пределы республики, невозможность смены места работы или проживания без согласия контролирующих органов, ему нельзя посещать культурно-массовые мероприятия, один раз в месяц необходимо отмечаться в специализированном государственном органе. Также обвиняемый оплатил потерпевшей Б. штраф за нанесённый моральный вред в размере… рублей.

Потерпевшая Б. при поддержке своего адвоката подала жалобу с несколькими дополнениями на решение суда №*. Потерпевшая считает решение суда незаконным и требует его отмены. Поскольку в заключении экспертной комиссии вопрос наличия/отсутствия преступного умысла в совершении преступления не поднимался,что, в свою очередь, не позволяет делать вывод о неосторожности действий гражданина Иванова. Следователь преднамеренно переквалифицировал дело подсудимого на ч.1 ст. 109 УК Российской федерации. В деле чётко указано, что Иванов умышленно нанёс сильный удар в лицо сыну гражданки Б., который повлёк за собой летальный исход. В ходе предварительного следствия следователь не провёл с Ивановым следственный эксперимент для установления всех обстоятельств: силы удара, расстояния между конфликтующими, местонахождение свидетелей. По словам очевидцев, Иванов находился в нетрезвом виде, но нет ни одного заключения эксперта, подтверждающего этот факт.

Когда личность виновного лица была установлена, сотрудники полиции отнеслись халатно к своим обязанностям и не отправились на его задержание. До явки с повинной в участок у Иванова было время придумать новую версию всего произошедшего. Подозреваемый утверждает, что гражданин М. напал на него, а свидетели утверждают обратное.

После избиения гр.М., Иванов не вызвалскорую и не осмотрел потерпевшего, а оставил его умирать, уехав на своей машине с места преступления. Подсудимый должен был предвидеть последствия от своего удара. Эти факты не учтены ни следователем, ни судом первой инстанции. Действия Ивановаспровоцировали смертьсына потерпевшей Б.Этот факт также не учёл суд. В ходе судебного разбирательства со слов свидетеля П.было установлено, что в следственный комитет всех свидетелей привозили родственники Иванова, это свидетельствует о том, что с ними была проведена необходимая беседа. В свою очередь, свидетель Н. отрицает данный факт. Гражданка Б. утверждает, что и само следствие проведено с нарушениями: не установлено время нанесения удара, его сила, а также область попадания.

Прокурор изначально был настроен против гражданки Б. и выгораживал Иванова. Вопросы, задаваемые свидетелям на первом заседании, были нечёткими, имели неточную формулировку и содержали в своей формулировке ответ. Прокурор поддерживал все ходатайства подсудимого, за что получил замечание от судьи, ведущего дела. Ходатайства своих клиентов о возврате дела на доследование и переквалификацию статьи не поддержал. С приговором судьи о возмещении материального вреда не согласился, хотя имелись все чеки с указанием даты и стоимости предоставленных услуг.

Изучив все материалы дела, суд принял решение, что все доказательства вины Иванова собраны с соблюдением всех требований. По делу выявлены все необходимые обстоятельства, имеющие значимость. Заключение проведённых экспертиз совпадают по времени и обстоятельствам с данными, указанными подсудимым и свидетелями.

Относительно доводов жалобы о том, что следователем не проведён следственный эксперимент, указано, что в соответствии с п. 3 ч.2 ст. 38, следователь вправе самостоятельно определять ход расследования, и принимать решение о проведении (непроведении) следственных действий. Суд отрицает необъективность ведения следствия, поскольку согласно УПК были установлены время и место происшествия, способ и прочее необходимое данные о совершённом преступлении.

При определении наказания были учтены характер и степень угрозы обществу, все отягчающие и смягчающие обстоятельства. Нарушения УПК или закона, способствующие отмене приговора судом низшей инстанции, не допущены. Суд вынес решение жалобу оставить без удовлетворения, а приговор без изменения.

Запрос пользователя рассматривается и исполняется архивами при наличии в запросе наименования юридического лица (для граждан – фамилии, имени и отчества), почтового и/или электронного адреса пользователя, указания темы (вопроса), хронологии запрашиваемой информации.

Запрос пользователя рассматривается руководством архива или уполномоченным должностным лицом (лицами), направляется на исполнение в соответствующие подразделения или непосредственно исполнителю и исполняется по архивным документам и/или печатным изданиям, относящимся к предмету запроса.

Запрос, не относящийся к составу хранящихся в архиве архивных документов, в течение 5 дней с момента его регистрации направляется в другой архив или организацию, где хранятся необходимые архивные документы, с уведомлением об этом пользователя, или пользователю дается соответствующая рекомендация.

При поступлении в архив интернет-обращения (запроса) пользователя с указанием адреса электронной почты и/или почтового адреса ему направляется уведомление о приеме обращения (запроса) к рассмотрению или мотивированный отказ в рассмотрении. Принятое к рассмотрению обращение (запрос) распечатывается, и в дальнейшем работа с ним ведется в установленном порядке.

Ответ на запрос пользователя дается на государственном языке Российской Федерации.

Архив осуществляет прием граждан в приемной или столе справок и ведет их учет по установленной форме. Руководство архива несет личную ответственность за организацию приема и рассмотрения запросов граждан.

Запрос социально-правового характера исполняется архивом безвозмездно.

Срок исполнения запроса социально-правового характера в архиве не должен превышать 30 дней с момента регистрации запроса. С разрешения руководства архива этот срок может быть при необходимости продлен с обязательным уведомлением об этом пользователя. Срок исполнения запроса по НСА архива – не более 15 дней с момента его регистрации.

При исполнении повторного запроса социально-правового характера или составлении по просьбе пользователя архивной справки, аналогичной ранее выданной, архив проверяет соответствие сведений, включенных в эту справку, тем, которые имеются в архивных документах, и в случае обнаружения дополнительных сведений включает их в повторно выдаваемую архивную справку.

Тематический запрос государственного органа или органа местного самоуправления, связанный с исполнением ими своих функций, архив рассматривает в первоочередном порядке в установленные законодательством либо в согласованные с ними сроки. Исполнение такого запроса осуществляется на безвозмездной основе.

Исполнение тематического запроса организации или гражданина организуется в порядке оказания платных услуг (в том числе на основе договора) или безвозмездно. Сроки и стоимость работ по исполнению указанного запроса в предварительном порядке согласовываются с пользователем.

При необходимости проведения объемной работы по поиску и копированию архивных документов архив письменно извещает пользователя о промежуточных результатах работы. Вид информационного документа, подготавливаемого архивом по запросу пользователя, согласовывается с ним, если об этом не указано в запросе.

Генеалогический запрос пользователя архив исполняет в порядке оказания платных услуг (в том числе на основе договора). Указанный запрос может исполняться как в отношении заявителя, так и в установленном порядке в отношении других лиц. Архивные справки о родословной граждан исполняются в порядке очерёдности поступления их в архив в свободное от исполнения социально-правовых запросов время. Сроки исполнения длительные (до 5 лет).

Информация пользователю представляется в форме родословного древа, генеалогической росписи, генеалогической таблицы или архивных справок, архивных выписок, копий архивных документов, устанавливающих родственные связи. При отсутствии возможностей по исполнению генеалогических запросов архив рекомендует пользователю проводить самостоятельный поиск интересующей его информации генеалогического характера в читальном зале архива.

ИСХОДЯЩИЕ ПИСЬМА

К исходящим относятся письма:

  • о подтверждении фактов, намерений;
  • сопроводительные к направленной документации, договорам, протоколам разногласий, протоколам о намерениях и т.д.
  • гарантийные;
  • рекламного характера;
  • справочного характера;
  • о благотворительности.

Все эти письма готовятся в обычном режиме в сроки, установленные отдельным распоряжением руководителя, в том числе устным, например, на утренней планерке.