Статья 42. Земельного кодекса РФ. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

не препятствовать организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Комментарий к Ст. 42 ЗК РФ

Обязанность использовать земельные участки в соответствии с их принадлежностью к категории земель и разрешенными к использованию способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, основана на положениях Конституции РФ. В соответствии с этими положениями осуществление правомочий собственника земли не должно наносить ущерба окружающей среде (ч. 2 ст. 36); каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Соблюдение целевого назначения земельного участка при его использовании — главная обязанность участников земельных отношений. Земельное законодательство допускает предоставление земельного участка не вообще, а только с определенной целью использования, что отражается в документах о правах на земельные участки. Гражданин или юридическое лицо не могут по своему усмотрению изменить целевое назначение земельного участка. Такое изменение производится по решению соответствующего органа и зачастую связано со специальной процедурой перевода земель из одной категории в другую.

Следующая обязанность — сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством. Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (в ред. от 26 июня 2007 г.) установлена обязанность участников земельных отношений уведомлять органы по геодезии и картографии о случаях повреждения геодезических пунктов, а также обеспечивать доступ к ним при проведении геодезических и картографических работ (ст. 16). В соответствии с Положением об охранных зонах и охране геодезических пунктов на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1170 , геодезический пункт включает в себя охранную зону, к которой относятся земля под ним и вокруг него шириной 1 м.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 165; Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 23. Ст. 2203.

СЗ РФ. 1996. N 42. Ст. 4803.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны также осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами. Обязанности по охране земель содержатся в ст. 13 ЗК, других природных объектов — в лесном, водном и ином законодательстве.

Еще одна обязанность — своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами. Следует отметить, что сроки освоения земельных участков могут быть предусмотрены не только договорами, но и законами. В соответствии со ст. 39 ЗК РФ при разрушении строения на земельном участке владелец земельного участка обязан приступить к восстановлению строения в течение трех лет. Статья 284 ГК устанавливает, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства или строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Нарушение сроков освоения земельных участков является одним из оснований прекращения прав на них.

Об исполнении обязанности своевременно производить платежи за землю см. комментарий к гл. X ЗК.

Обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов корреспондирует с соответствующим правом, закрепленным подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК России. Участник земельных отношений должен согласовывать проект строительства с архитектурными, природоохранными и другими органами. Арендатор, помимо этого, обязан соблюдать при строительстве условия договора аренды земельного участка.

Обязанность не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий входит в мероприятия по охране земель.

Использовать земельные участки необходимо так, чтобы не нарушать права других участников земельных отношений.

В соответствии со ст. 7 ФЗ о введении в действие ЗК к земельным отношениям, возникшим до введения Кодекса в действие, ЗК применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Данное положение означает, что в отношении прав и обязанностей на земельные участки нормы ЗК обратной силы не имеют. Исключение составляет положение не ЗК, а п. 4 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК, в соответствии с которым граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьёй 36 ЗК РФ.

Комментарии к ст. 42 ЗК РФ

В комментируемой статье определяется перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков. Указанный перечень представлен в ЗК РФ открытым.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к юридической ответственности в соответствии с законодательством РФ. Согласно положениям ст. 8.8 КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Показательным в данном случае является Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 августа 2003 г. N А38-1579-14/176-2003. Решением арбитражного суда кассационной инстанции было оставлено без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, которым было признано законным и обоснованным решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о привлечении к административной ответственности крестьянского хозяйства за использование земель по нецелевому назначению, выразившегося в строительстве жилого дома без разрешительных документов на земле сельскохозяйственного назначения.

Комментируемой статьей закрепляется обязанность собственников (владельцев, пользователей) земельных участков использовать эти участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде в целом. Данная норма корреспондирует с положениями ст. ст. 36 и 58 Конституции РФ. Часть 2 ст. 36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Положениями ст. 58 устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Земля является одним из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности с другими компонентами (воды, растительный мир, атмосферный воздух и др.) благоприятные условия для существования жизни на Земле. Поскольку состояние земель во многом определяет состояние окружающей среды в целом, то нерациональное использование и загрязнение земель могут привести к негативным изменениям во всей биосфере.

В перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков комментируемая статья включает обязанность сохранять специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством РФ. К числу специальных знаков следует отнести межевые знаки, предназначенные для закрепления границ административно-территориальных образований и границ земельных участков; наземные знаки астрономо-геодезических, геодезических, нивелирных и гравиметрических пунктов; маркшейдерские, водохозяйственные или водоохранные информационные знаки; знаки, определяющие границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов; знаки санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий; лесоустроительные или лесохозяйственные знаки; другие знаки, установление которых предусматривается законодательством РФ.

В случае уничтожения специальных знаков собственник земельного участка, а также иное лицо, не являющееся собственником земельного участка, могут быть подвергнуты мерам административного взыскания. Так, уничтожение межевых знаков границ земельных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст. 7.2 КоАП РФ).

К числу основных обязанностей собственников (лиц, не являющихся собственниками) земельных участков комментируемой статьей отнесена обязанность проведения мероприятий по охране земель. В рамках исполнения указанной обязанности собственником (лицом, не являющимся собственником) земельного участка могут проводиться следующие мероприятия по:

  • сохранению почв и их плодородия;
  • защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
  • защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
  • ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
  • сохранению достигнутого уровня мелиорации;
  • рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
  • сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Одним из мероприятий по охране земель является рекультивация нарушенных земель, направленная на восстановление их сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей использования.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при проведении всех видов строительных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

В случае если требуется восстановление плодородия почв, то рекультивация предусматривает последовательно два этапа: технический и биологический.

Неисполнение обязанности по проведению мероприятий по охране земель может привести к тому, что правонарушитель будет привлечен к юридической ответственности. Так, согласно ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земельных участков, при использовании земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по охране лесов, водных объектов и других природных ресурсов. Порядок использования и охраны лесов устанавливается Лесным кодексом РФ, порядок использования и охраны водных объектов — Водным кодексом РФ, отношения по использованию и охране недр регулируются Федеральным законом «О недрах», условия охраны объектов животного мира определяются Федеральным законом «О животном мире».

Из содержания комментируемой статьи следует, что собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны выполнять требования, предусмотренные не только комментируемым Кодексом, но и иными федеральными законами. Так, п. 2 ст. 16 Федерального закона «О геодезии и картографии» устанавливается обязанность собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых размещены геодезические пункты, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии и его территориальные органы о всех случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов, а также предоставлять возможность подъезда (подхода) к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ. Обязанности собственников земельных участков, а также лиц, не являющихся собственниками земельных участков, закреплены также и в других федеральных законах.

Комментарий к Статье 42 Земельного кодекса РФ

Если права собственников земельных участков и лиц, не являющихся их собственниками, разведены по разным статьям настоящего Кодекса (ст. ст. 40 и 41), хотя по сути своей они почти полностью совпадают, то обязанности всех (любых) правообладателей земельных участков предусмотрены в одной (комментируемой) статье.

Ранее отмечались некоторые особенности прав сервитуариев по использованию земельного участка. То же можно сказать и об их обязанностях, основная из которых — соблюдать условия договора об установлении сервитута (либо нормативного правового акта об установлении публичного сервитута).

И на первый взгляд обязанности, перечисленные в ст. 42 ЗК РФ, возлагаются лишь на собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, но не сервитуариев. Однако это не совсем так, поскольку и обладатели сервитутов при осуществлении пользования земельным участком не должны наносить вред земле и окружающей среде в целом, сохранять межевые знаки, не допускать загрязнения и захламления земель и т.п. Следует отметить, что по действующей редакции абзац 2 комментируемой статьи предписывает правообладателям, что они должны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Однако с 1 марта 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому из данного положения исключается упоминание о категориях земель и разрешенном использовании, и у собственника (иного правообладателя) остается обязанность использовать земельный участок только в соответствии с его целевым назначением.

Аналогичным образом будет изменена и редакция абзаца 8 комментируемой статьи, которая в настоящее время говорит о недопущении загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Появление таких изменений в комментируемой статье, на наш взгляд, несколько преждевременно, поскольку законопроект, предполагающий отмену деления земель на категории, еще находится в стадии обсуждения, а в самом ЗК РФ в редакции, которая будет действовать с 1 марта 2015 г., в неизменном виде сохраняется и формулировка принципа деления земель по целевому назначению на категории, и нормы ст. ст. 7, 8, конкретизирующие этот принцип, и многие другие статьи, где есть упоминание о категориях земель.

Невыполнение любой из названных обязанностей влечет для правонарушителя неблагоприятные последствия в виде привлечения его к различным видам ответственности. Так, в ходе плановой проверки Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве выявило, что ОАО «Кондитерско-булочный комбинат «Черемушки» часть предоставленного ему земельного участка использует не в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, под возведение пристройки (склада), без разрешения на строительство.

Для арендаторов земельных участков несоблюдение обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, может повлечь за собой в качестве санкции досрочное расторжение договора аренды. Так, департамент земельных ресурсов г. Москвы и региональная общественная организация инвалидов Вооруженных Сил, МВД, ФСБ «Воля» заключили договор долгосрочной аренды земельного участка, предоставленного для проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса медико-профессиональной реабилитации и социальной адаптации инвалидов.

По договору арендатор обязан в течение года разработать и согласовать проект на строительство указанного комплекса и в недельный срок после утверждения проекта представить в департамент чертеж генерального плана и раздел проекта организации строительства для внесения необходимых изменений в договор аренды.

Арендатор обязан также завершить строительство объекта в сроки, предусмотренные проектом организации строительства, а после завершения строительства и регистрации строения (сооружения) представить в департамент документы, подтверждающие оформленные имущественные права, для внесения необходимых изменений в договор аренды.

В случае неосвоения и неиспользования участка арендатором в течение 3 лет или иных сроков, установленных градостроительной документацией, арендодатель имеет право расторгнуть договор досрочно.

Поскольку эти условия не были выполнены, арендодатель уведомил арендатора о неисполнении им своих обязанностей по договору и предложил досрочно расторгнуть договор. Однако ответа на это уведомление не последовало, в связи с чем департамент обратился с соответствующим требованием в суд.

Возражая против иска, ответчик ссылался на то, что он регулярно вносил арендную плату, а неосвоение земельного участка в установленные сроки нельзя считать существенным нарушением договора, поскольку это не повлекло такой ущерб, что департамент в значительной степени лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

За нарушение обязанностей соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв собственники и иные правообладатели земельных участков могут быть привлечены к ответственности по ряду статей КоАП РФ (в первую очередь это нормы главы 8 Кодекса «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

Так, например, по результатам проверки департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу установил несоблюдение открытым акционерным обществом «Горьковский автомобильный завод» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на земельном участке, арендуемом обществом.

Установлено, что участок захламлен остатками строительных материалов, рекламными щитами, выведенными из эксплуатации телевизорами, компьютерами и ртутными лампами, а также бытовым мусором.

Департамент составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ («Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами»), и принял постановление о назначении обществу наказания в виде 250 тысяч рублей штрафа.

Департамент выдал обществу предписание, в котором указал на необходимость провести очистку земельного участка от хлама. Общество не согласилось с принятыми постановлением и предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и об отмене.

Комментарий к Статье 42 ЗК РФ

В комментируемой статье выделяются четыре группы правил. Первая — перечень обязанностей правообладателей, которые напрямую вытекают из принципов земельного права (второй, третий, четвертый, седьмой и восьмой абзацы после слова «обязаны»). Вторая группа связана с обязанностями, которые вытекают из договоров (абзац пятый). Третья, в которой соединились и частно- и публично-правовые элементы, — абзац второй. Наконец, четвертая группа (абзац восьмой) не называется конкретно; абз. 9 статьи отсылает к другим требованиям ЗК и федеральным законам.

Обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, вытекает из принципов земельного законодательства — учета значения земли как основы жизни и деятельности человека (подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК) и приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства (подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК), деления земель по целевому назначению на категории (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК).

Требование абз. 2 комментируемой статьи предусматривает обязанность сохранения межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством. Данное требование направлено на защиту как прав третьих лиц — граждан и юридических лиц, так и интересов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Межевыми знаками закрепляется на местности местоположение характерных точек границ земельного участка в связи с образованием земельного участка или уточнением кадастровым инженером местоположения границ земельного участка или участков по заявлению правообладателя.

От межевых знаков, которые закрепляют на местности местоположение характерных точек границ земельного участка, следует отличать опорные межевые знаки (ОМЗ) — элементы опорной межевой сети, которые находятся в границах населенных пунктов и используются кадастровыми инженерами для привязки к местности, определения координат характерных точек границ земельного участка и подготовки в межевом плане схемы геодезических построений. Видимой частью ОМЗ является бетонный пилон или монолит, железная труба, деревянный столб, штырь в пне, марка (штырь, болт) определенной высоты с указанием номера знака <434>. Часто граждане техникой или даже вручную сдвигают с места ОМЗ, изменяя его наклон, или разрушают его, что не позволяет кадастровому инженеру к нему «привязаться», в связи с чем он вынужден заниматься поиском других ОМЗ.
———————————
<434> Основные типы ОМЗ приведены в соответствии с приложением N 1 к действующей Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 08.04.1996) (документ опубликован не был).

Что касается геодезических и других специальных знаков, то законодатель имеет в виду прежде всего закрепление на местности геодезической сети. Геодезическая сеть — система точек земной поверхности, взаимное положение которых определено в некоторой единой системе координат и высот над уровнем моря на основании геодезических измерений. Государственные сети подразделяют на государственную геодезическую сеть, геодезические сети сгущения, съемочные сети. Все эти сети разделяют на плановые и высотные. Государственная геодезическая сеть — главная сеть опорных точек (пунктов), создаваемая на всей территории страны. Она представляет собой основу (каркас) для проведения всех топографо-геодезических работ, выполняемых в стране. Государственная геодезическая сеть состоит из сетей триангуляции, трилатерации и полигонометрии 1, 2, 3 и 4 классов, различающихся точностью измерения углов и линий, длиной сторон и порядком их развития; нивелирных сетей I, II, III, IV классов.

Пункты геодезической сети закрепляются на местности геодезическими знаками и служат исходной основой и опорными пунктами при картографировании земной поверхности и геодезических измерениях на местности в связи с различными инженерными изысканиями.

Геодезические знаки — наземные сооружения и подземные устройства, которыми обозначают и закрепляют на местности геодезические пункты.

Геодезические знаки строят в виде пирамид (деревянных или металлических) высотой до 15 — 18 м. При больших высотах строят сложные сигналы. При взаимной видимости смежных геодезических пунктов с земли (особенно в горной местности) сооружают каменные столбы-туры.

Подземная часть геодезических знаков на пунктах триангуляции и полигонометрии представляет собой систему бетонных монолитов или закрепленную в бетонном основании металлическую трубу с вделанной в нее маркой, на которых имеется отверстие или обозначена точка, являющаяся собственно геодезическим пунктом и называемая центром пункта.

Обязанностью собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, является своевременное начало использования земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами (абз. 5 ст. 42 ЗК). Это положение имеет прямое отношение к лицам, которым земельные участок предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта (подп. 2 п. 1 ст. 30 и ст. 31 ЗК). С учетом того, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет, арендатор земельного участка обязан своевременно (то есть в течение трех лет) приступить к использованию земельного участка.

Требование, предъявляемое абз. 4 ст. 42 ЗК, также обращено к арендаторам, с которыми заключаются договоры о комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства. Пункт 3 ст. 30.2, а также подп. 6 — 8 п. 3 ст. 38.2 ЗК предусматривают включение в условия предоставления земельного участка по итогам аукциона сроки выполнения работ по обустройству территории и максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного строительства.

Обязанность своевременного внесения платежей за землю (абз. 5 ст. 42 ЗК) вытекает из принципа платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ (подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК). Плате за землю, в том числе и арендной плате, посвящена также ст. 65 ЗК.

Правило абз. 6 ст. 42 ЗК о соблюдении при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов налагает на граждан и юридических лиц целый ряд обязательств, объем которых зависит от конкретного вида деятельности в границах земельных участков, а также вне таких участков на землях и территориях. Например, если организация обращается с отходами производства и потребления, занимаясь сбором и вывозом на свалку твердых бытовых отходов в границах муниципального образования, то ее деятельность не должна ставить под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создавать опасность причинения вреда окружающей среде. Деятельность организации должна осуществляться на основании лицензии, и если в ней указано, например, что организация вправе осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности и сбору отходов IV класса опасности, то размещать другие отходы она не вправе. Соответственно, главным государственным санитарным врачом по муниципальному району на основании протокола санитарно-эпидемиологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности выдается санитарно-эпидемиологическое заключение на использование, обезвреживание и размещение отходов именно I — IV классов опасности и сбору отходов IV класса опасности. Наконец, площадка временного складирования твердых бытовых отходов должна соответствовать действующему законодательству по организации полигонов твердых бытовых отходов и промышленных отходов, а также должна быть включена в государственный реестр объектов размещения отходов. Ее мощность должна позволять размещать в течение длительного времени то количество отходов, которое образуется на территории конкретного муниципального образования. Нарушение указанных требований может повлечь по решению суда запрет эксплуатации и размещения бытовых отходов и отходов потребления на таком земельном участке и обязание провести работы по рекультивации нарушенных земель <436>.
———————————
<436> Определение Ленинградского областного суда от 30.05.2013 по делу N 33-2393/2013 // .

Требование абз. 7 ст. 42 ЗК о недопущении загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий основано на принципе подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК. Правило абз. 7 ст. 42 ЗК взаимодействует также с п. 1 ст. 13 ЗК, в котором определяется содержание охраны земель. Причем это требование носит не абстрактный, а вполне конкретный характер. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» <438> предусмотрено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений, полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель <439>. То есть перечисленные виды деятельности предусматривают подготовку проекта рекультивации земель и его утверждение компетентными органами, в соответствии с которым и происходит восстановление плодородного слоя земли.
———————————
<438> САПП РФ. 1994. N 10. Ст. 779.

<439> .

Положения абз. 6, 7 и 8 ст. 42 ЗК могут дополняться законодательством субъектов РФ применительно, например, к добыче общераспространенных полезных ископаемых, строительству подземных сооружений для своих нужд, устройству и эксплуатации ими бытовых колодцев и скважин. На территории Московской области владелец земельного участка обязан:

1) соблюдать требования законодательства о недрах, об охране окружающей среды, особо охраняемых природных территориях, земельного законодательства, санитарных норм и правил;

2) обеспечить безопасное ведение работ, связанных с добычей общераспространенных полезных ископаемых, строительством подземных сооружений, устройством и эксплуатацией бытовых колодцев и скважин;

3) предотвращать загрязнение недр;

4) не допускать загрязнения подземных вод через принадлежащие ему колодцы и скважины;

5) не допускать негативного воздействия на прилегающую к его земельному участку территорию (образование отвалов полезных ископаемых, залив водой и т.п.);

6) не допускать разрушения мелиоративной системы;

7) осуществлять рекультивацию нарушенных в процессе пользования недрами земель за счет собственных средств в установленном порядке;

Другой комментарий к Ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации

Правам лиц, использующим земельные участки, корреспондируют соответствующие обязанности, установленные в комментируемой статье. Следует отметить, что возложение той или иной обязанности на лицо обусловлено принадлежностью земельного участка к конкретной категории земель и местоположением земельного участка.

Обязанность использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, земле как природному объекту, является одной из самых важных. Анализ ст. 40 ЗК РФ и комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что земельное законодательство закрепляет принцип, согласно которому осуществление собственником своего права собственности на землю является одновременно и его обязанностью. По общему правилу нельзя обладать землей ни на праве собственности, ни на иных вещных, а также обязательственных правах и не использовать землю.

Лица, использующие земельные участки, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на их участке, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, вод и других природных объектов, своевременно приступать к использованию земельных участков, если установлены сроки их освоения.

Важной является обязанность своевременно вносить платежи за земельные участки. Порядок уплаты земельного налога регулируется Налоговым кодексом РФ.

Кроме обязанностей, прямо указанных в ЗК, прежде всего нужно отметить обязанность государственной регистрации права собственности на земельный участок. Поскольку земельный участок является недвижимым имуществом, то ст. 131 ГК РФ налагает эту обязанность на его собственника. Порядок государственной регистрации установлен в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статья 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» обязывает собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков, выполнять ряд специфических обязанностей по использованию земли. Так, они должны производить сельскохозяйственную продукцию способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Собственники и иные лица, использующие землю, обязаны представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения. Они должны информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности.

Статья 19 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обязывает членов этих некоммерческих объединений нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства; использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту; соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты; своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные указанным Законом и уставом такого объединения налоги и платежи; в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством; соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы).

Довольно широкий комплекс обязанностей собственников земельных участков и иных лиц, владеющих земельными участками, конкретизируется в законодательстве, определяющем правовой режим соответствующей категории земель.

Кроме этого следует иметь в виду, что, используя земельный участок, его собственник обязан не нарушать прав и законных интересов других лиц. Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Аналогичная норма содержится и в п. 3 ст. 209 ГК РФ. В ЗК указанная обязанность не закреплена. Круг лиц, права и интересы которых должен учитывать собственник земельного участка, не ограничен. Это требование касается не только лиц, использующих смежные или соседние земельные участки, но и любых иных лиц.

Критериями, с помощью которых можно определить нарушение прав и законных интересов иных лиц, являются требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Особое значение для предотвращения создания неудобств при использовании смежного земельного участка имеет соблюдение требований СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78. В этих строительных нормах и правилах определены расстояния, на которых должны располагаться различные объекты на земельном участке. Предусмотрено, что в районах усадебной застройки расстояния от окон жилых помещений и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 м. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м. Допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных участках по взаимному согласию домовладельцев. Расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного земельного участка не нормируются.

Действует также СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения. Нормы проектирования», утвержденные постановлением Госстроя России от 10 сентября 1997 г. N 18-51, которые, в частности, не допускают сооружения каких-либо построек, с крыш которых дождевая вода стекала бы на соседний участок (п. 7.5).

Статья 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязывает всех граждан, в том числе и собственников земельных участков, соблюдать требования пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313, запрещают разведение костров, сжигание отходов и тары на расстоянии ближе 50 м до зданий и сооружений (п. 26). Жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения должны возводиться в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований противопожарных правил, нормативов.

Существуют некоторые нормы, целью которых является обеспечение охраны подземных вод, используемых в качестве источников питьевого водоснабжения, от загрязнения. Санитарные правила «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 12 ноября 2002 г. N 40, признают источниками нецентрализованного водоснабжения подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.

Место расположения водозаборных сооружений следует выбирать на незагрязненном участке, удаленном не менее чем на 50 м выше по потоку грунтовых вод от существующих или возможных источников загрязнения: выгребных туалетов и ям, складов удобрений и ядохимикатов, предприятий местной промышленности, канализационных сооружений и др.

СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения. Нормы проектирования» определяет минимальное расстояние от колодца до уборной и компостного устройства 8 м, а минимальное расстояние до границы соседнего земельного участка от постройки для содержания мелкого скота и птицы должно быть 4 м.

Санитарные правила СП 3.1.084-96 и ветеринарные правила ВП 13.3.4.1100-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных», утвержденные приказами Госкомсанэпиднадзора России от 31 мая 1996 г. N 11 и Минсельхозпрода России от 18 июня 1996 г. N 23 требуют, чтобы при планировке, строительстве, реконструкции, модернизации животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству, переработке и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан было предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных, производства продуктов животноводства и предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней человека и животных.

Владельцы животных, производители продуктов животноводства и производители кормов обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, направленные на предупреждение болезней животных и безопасность (в ветеринарно-санитарном отношении) продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения, хранилища кормов, помещения для переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения внешней среды отходами животноводства и отходами переработки продукции и др.

Очень серьезные неудобства может причинить соседство с аэропортом. Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, предусматривают, что при строительстве или реконструкции аэродромов к проектной документации прилагаются карта с нанесенными на ней размерами и направлением взлетно-посадочной полосы, схемами снижения и захода на посадку воздушных судов, полосами воздушных подходов, местами размещения средств радиотехнического обеспечения, зоной ограничения жилищно-гражданского, культурно-бытового и промышленного строительства, зонами нормированных параметров авиационных шумов и электромагнитных полей аэродрома, а также пояснительная записка с указанием типа и толщины аэродромных покрытий, типов воздушных судов, для которых аэродром строится или реконструируется.

В целях исключения возможного вредного воздействия на здоровье людей и на деятельность организаций для каждого аэродрома устанавливается зона ограничения жилищно-гражданского, культурно-бытового и промышленного строительства, границы которой сообщаются органам исполнительной власти субъектов РФ для учета при планировании, строительстве и развитии городов и других населенных пунктов, а также при строительстве и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов.

Возникают самые различные ситуации, результатом которых является причинение неудобств собственнику земельного участка. К сожалению, в действующем федеральном законодательстве отсутствуют, как правило, способы разрешения таких конфликтов. В качестве примеров можно привести строительные или бытовые шумы, затенение земельных участков и многие другие.

На лиц, использующих земельные участки, законодательством субъектов РФ может быть возложен ряд дополнительных обязанностей. Например, в Московской области действует Закон Московской области от 29 ноября 2005 г. N 249/2005-ОЗ «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области». Статья 14 этого Закона возлагает на собственников домовладений, в том числе используемых для сезонного и временного проживания, обязанности по своевременному производству капитального и текущего ремонта домовладения, а также ремонту и окраски надворных построек, изгородей; складированию бытовых отходов и мусора в специально оборудованных местах, обеспечению своевременного вывоза бытовых отходов; недопущению длительного (свыше семи дней) хранения топлива, удобрений, строительных и других материалов на фасадной части прилегающей к домовладению территории; производству уборки мусора и покосу травы на прилегающей к домовладению территории; недопущению хранения техники, механизмов, автомобилей, в том числе разукомплектованных, на прилегающей территории; недопущению производства ремонта или мойки автомобилей, смены масла или технических жидкостей на прилегающей территории.

Запрещается захоронение мусора на территории земельных участков, на которых расположены дома.

В соответствии со ст. 15 Закона садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан несут ответственность за соблюдение чистоты и порядка на отведенном земельном участке и прилегающей к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан территории на расстоянии 5 м от заборов. Садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение граждан обязано установить контейнеры и бункеры-накопители на специально оборудованных контейнерных площадках и обеспечить регулярный вывоз мусора согласно заключенным договорам.