Внутридомовые инженерные системы

Внутридомовые инженерные системы, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. «д» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила N 491) в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество), включается электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование (далее — внутридомовые инженерные системы), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и нежилого помещения.

Согласно п. 5 Правил N 491 внутридомовые инженерные системы включают в себя:

1) системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из:

— стояков;

— ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков;

— отключающих устройств;

— коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды

— первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков

— механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на сетях холодного и горячего водоснабжения;

2) систему водоотведения, в которую входят:

— канализационные выпуски, фасонные части (в том числе отводы, переходы, патрубки, ревизии, крестовины, тройники);

— стояки, ответвления от стояков до первых стыковых соединений;

— заглушки, вытяжные трубы, водосточные воронки, прочистки, а также другое оборудование, расположенное в этой системе;

3) систему газоснабжения, в которую включены;

— газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети — газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию;

Примечание

Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью (п. 9 Правил N 491).

— резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом (при использовании сжиженного углеводородного газа);

— газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования);

— технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура;

— система контроля загазованности помещений;

— коллективные (общедомовые) приборы учета газа;

— приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (в случае самостоятельного производства указанных услуг);

4) систему отопления, состоящую из;

— стояков;

— обогревающих элементов;

— регулирующей и запорной арматуры;

— коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии;

5) систему электроснабжения, в которую входят:

— вводные шкафы;

— вводно-распределительные устройства;

— аппаратура защиты, контроля и управления;

— коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии;

— этажные щитки и шкафы;

— осветительные установки помещений общего пользования;

— электрические установки систем дымоудаления;

— системы автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов;

— автоматические запирающиесяя устройства дверей подъездов многоквартирного дома;

— сети (кабели) от внешней границы электрических сетей до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Следует отметить, что в соответствии с п. 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (см. решение Верховного Суда РФ от 01.11.2017 N АКПИ17-700).

Раздел 9. п.:

  1. В домах допускается предусматривать индивидуальные и коллективные источники водоснабжения из подземных водоносных горизонтов или водоемов из расчета суточного расхода хозяйственно-питьевой воды не менее 60 л на человека. В районах с ограниченными водными ресурсами расчетный суточный расход воды допускается уменьшать по согласованию с соответствующими надзорными органами.
  1. Для удаления сточных вод должна быть предусмотрена система канализации в соответствии с СП 30.13330 и СП 32.13330 при наличии наружных сетей и сооружений, в том числе централизованная, локальная или индивидуальная, выгребная, поглощающая или с санитарной индивидуальной биообработкой. Сточные воды и твердые отходы должны удаляться без загрязнения территории и водоносных горизонтов согласно СанПиН 2.1.5.980.
  2. В течение отопительного периода при расчетных параметрах наружного воздуха для соответствующих районов строительства система отопления и ограждающие конструкции дома должны быть рассчитаны на обеспечение в помещениях температуры внутреннего воздуха в допустимых пределах, установленных ГОСТ 30494, но не ниже
      20 °C для всех помещений с постоянным пребыванием людей согласно СП 60.13330,
      в кухнях (кухнях-столовых и кухнях-нишах) и туалетах — 18 °C,
      в ванных, душевых и санузлах — 24 °C.

    При устройстве в доме системы воздушного отопления с принудительной подачей воздуха в холодный период года эта система должна быть рассчитана на обеспечение в помещениях оптимальных значений параметров микроклимата согласно ГОСТ 30494 (температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, результирующая температура помещения и ее локальная асимметрия). При устройстве системы кондиционирования воздуха оптимальные параметры должны обеспечиваться и в теплый период года.

  3. Система вентиляции в соответствии СП 60.13330 должна поддерживать чистоту (качество) воздуха в помещениях и равномерность его поступления и распространения.
      Вентиляция может быть: — с естественным побуждением удаления воздуха через вентиляционные каналы; — с механическим побуждением притока и удаления воздуха, в том числе совмещенная с воздушным отоплением; — комбинированная с естественным притоком и удалением воздуха через вентиляционные каналы с частичным использованием механического побуждения.

    Удаление воздуха следует предусматривать из кухни, туалета, ванны, душевой, санузла и, при необходимости, из других помещений.

    Воздух из помещений, в которых могут быть вредные вещества или неприятные запахи, должен удаляться непосредственно наружу и не попадать в другие помещения, в том числе через вентиляционные каналы.

    Для обеспечения естественной вентиляции должна быть предусмотрена возможность проветривания помещений дома через окна, форточки, фрамуги и другие вентиляционные отверстия.

  4. Минимальную производительность системы вентиляции дома в режиме обслуживания следует определять из расчета не менее однократного обмена объема воздуха в течение 1 ч в помещениях с постоянным пребыванием людей. Из кухни в режиме обслуживания должно удаляться не менее 60 м3 воздуха в 1 ч, из ванны, туалета, душевой, санузла — 25 м3 воздуха в 1 ч.

    Кратность воздухообмена в других помещениях, а также во всех вентилируемых помещениях в нерабочем режиме должна составлять не менее 0,2 объема помещения в 1 ч.

  5. Газоснабжение и газораспределительные системы в домах следует проектировать в соответствии с СП 62.13330.
  6. Электроснабжение и электрооборудование в доме следует проектировать в соответствии с . Внутриквартирные электрические сети следует оборудовать УЗО в соответствии с , , СП 6.13130.

  1. Оборудование природных возобновляемых источников энергоресурсов следует проектировать в соответствии с инструкциями изготовителей по их применению.
  2. Оборудование и трубопроводы должны быть закреплены на строительных конструкциях дома таким образом, чтобы их работоспособность не нарушалась при возможных перемещениях конструкций. Оборудование и трубопроводы, на работу которых могут отрицательно повлиять низкие температуры, должны быть защищены от их воздействия согласно СП 61.13330.
  3. Вводы инженерных коммуникаций при строительстве домов в районах со сложными геологическими условиями, подверженных сейсмическим воздействиям, подработке, просадкам и другим перемещениям грунта, включая морозное пучение, должны выполняться с учетом необходимости компенсации возможных перемещений основания.
  4. Должна быть обеспечена возможность доступа к оборудованию, арматуре и приборам инженерных систем дома и их соединениям для осмотра, технического обслуживания, ремонта и замены.
  5. При проектировании и строительстве домов должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие выполнение санитарно-эпидемиологических требований по охране здоровья людей и окружающей природной среды. Сбор и удаление твердых коммунальных отходов и отходов от эксплуатации помещений общественного назначения должны быть организованы в соответствии с СанПиН 2.1.2.2645, СанПиН 42-128-4690, .
  6. При строительстве домов на участках, где по данным инженерно-экологических изысканий имеются выделения почвенных газов (радона, метана, торина), должны быть приняты меры по изоляции соприкасающихся с грунтом полов и стен подвалов, чтобы воспрепятствовать проникновению почвенного газа из грунта в помещения, и (или) естественное проветривание.
  7. Звукоизоляция наружных и внутренних ограждающих конструкций помещений, воздуховодов и трубопроводов должна обеспечивать снижение звукового давления от внешних источников шума, а также от шума оборудования инженерных систем до уровня, не превышающего допускаемого по СП 51.13330. Стены, разделяющие дома блокированной застройки, должны иметь индекс изоляции воздушного шума не ниже 52 дБ.
  8. В помещениях дома следует предусматривать:
    • — инсоляцию — в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076;
    • — естественное и искусственное освещение — в соответствии с СП 52.13330 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278.

ГОСТ Р 51929-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Services of housing maintenance, public utilities and administration of apartment buildings.

ОКС 03.080.30

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией «Управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области «Стандарты управления недвижимости», при участии ОАО «Академия коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова» (АКХ), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 «Услуги в области ЖКХ и управления многоквартирными домами»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. N 543-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 51929-2002 Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области услуг жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает единые термины и определения понятий используемых в национальных стандартах входящих в серию «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами».

Виды внутридомовых систем

Многоквартирные дома, имеющие полный набор коммунальных удобств, имеют несколько разновидностей обеспечения. Каждая из них отвечает за передачу определенного ресурса. По видам передаваемых ресурсов их можно подразделить на:

  1. Механические.
  2. Электрические.
  3. Санитарно-технические.

Механическое инженерное оснащение

В большинстве случаев, эти удобства представлены лифтовым хозяйством и мусоропроводом.

Лифтовое хозяйство включает в себя все лифты, пассажирские и грузовые, расположенные в каждом подъезде дома. Каждый лифт состоит из лифтовой шахты, машинного отделения, кабины и поэтажных механизмов входа-выхода.

Мусоропровод представлен транспортировочным каналом с поэтажными загрузочными люками и мусороприемной камерой. Эти элементы оснащения являются общедомовыми.

Электрические

Электрические элементы можно разделить на общедомовые и поквартирные.

Общедомовые содержат в себе:

  • Электрощитовая. В ней расположены:
  1. вводно-распределительное устройство (ВРУ) в которое входит общий кабель электроснабжения, и расходятся кабели на каждый подъезд;
  2. узел учета электроэнергии;
  3. защитно-предохранительная аппаратура (автоматы).
  • Кабельные линии, проходящие от электрощитовой до поэтажных распределительных щитов.
  • Распределительные щиты на каждом этаже с размещенными в них защитно-предохранительными выключателями (УЗО, автоматы) на каждую квартиру или другие помещения в многоквартирном жилом доме и индивидуальными счетчиками.
  • Освещение мест общего пользования.

Поквартирные состоят из:

  1. Электропроводки проложенной по внутренним помещениям каждого потребителя.
  2. Электроустановочными изделиями (розетки, выключатели и проч.)

Санитарно-технические

Сантехническое оснащение в многоквартирных домах и жилых зданиях состоит из сетей водопровода, канализации, вентиляции и отопления. Из них одна полностью относится к общедомовой – это вентиляция.

Вентиляция в большинстве жилых домов представлена только вытяжной составляющей, включающей в себя вентиляционные каналы и оконечные устройства — дефлекторы, установленные на каждый, выведенный над кровлей канал.

Водопровод. К общедомовой части этой сети относятся:

  • ввод в здание;
  • узел учета;
  • сеть распределительных трубопроводов (розлив) по техподполью здания на стояки и на пункт нагрева воды (бойлер);
  • стояки холодного и горячего водоснабжения;

Также к общедомовым относится вся запорная и регулирующая арматура, установленная на этих коммуникациях.

Поквартирная составляющая включает в себя:

  • индивидуальные счетчики;
  • трубы проложенные внутри помещений потребителей;
  • точки разбора (смесители, краны и пр.)

Канализация. Общедомовые элементы:

  • трубопроводы по техподполью здания;
  • канализационные стояки.

К индивидуальной части относятся внутренние трубы канализации в каждой квартире.

Отопление. Общие:

  • тепловой узел;
  • счетчик тепловой энергии;
  • устройство нагрева воды горячего водоснабжения (бойлер);
  • разветвительные трубопроводы по техподполью (розлив);
  • стояки и внутриквартирные трубопроводы;

К индивидуальным принадлежат отопительные приборы – радиаторы, полотенцесушители.

Внутридомовые инженерные системы являются важной составляющей каждого дома. Они отвечают за бесперебойное обеспечение его жильцов всевозможными удобствами. Физическое состояние и степень их изношенности напрямую влияет на стоимость содержания дома и комфортность проживания его обитателей.

Внутриквартальная сеть.

Тема практических схем, судя по шквалу отзывов, оказалась скучной, но актуальной. Чувствую, рисовать в ближайшие несколько месяцев придется больше обычного – городов много, а местные условия – как всегда не похожи на другие, и весьма интересны.

Жалко только, что времени это занимает куда больше, чем абстрактные рассуждения.

Ну а для начала нужно «углубить и расширить» проект, рассмотренный в прошлом выпуске. Причем как в сторону бюджета (требуется приблизительная смета), так и техники (подробнее рассмотреть внутриквартальную разводку).

Так как за неделю на форуме не появилось существенной критики опорной сети, придется остановиться на «варианте два» из выпуска #242, который носит экзотическое кодовое название «Лепестки». По крайней мере, он мне нравится более других.

Деньги предполагают хоть какую-то минимальную, но все же точность. Пусть даже не инженерную, но хотя бы достаточную для черновых расчетов. И раз идет привязка к реальности – не обойтись без карты.

Синим цветом показана магистраль, оранжевым – внутриквартальная разводка второго сектора (одного из наиболее сложных в топологическом плане). Так как имеется масштаб, можно определить длину магистрали. Начиная от верхнего левого узла, против часовой стрелки, она составит (в метрах) 1700+1500+900+250+800+1250=6400. Дополнительно нужно учесть ввод магистрали в центр, и небольшой запас – хотя бы метров 300.

Кроме этого, нужно подсчитать внутриквартальную разводку. Топологически она намного сложнее магистральной, и будет подробно рассмотрена ниже. На данном этапе целесообразно принять средние цифры. Подвод к узлу от ближайшей туннельной муфты имеет смысл выполнять минимум 48-ми волоконным кабелем (40 метров, всего 840), разводку до магистрали делать 16-ти волоконником — с большими запасами на врезку муфт под ответвления (в среднем 150 метров до каждого узла, всего 3150).

Расценки Эликс-кабеля известны — конструктив 400 долларов, волокно — 45 долларов. Т.е. стоимость 48-жильного кабеля составит 2560 долларов за километр, 16-жильного 1120, 8-жильного 760, 4-жильного 580. Более широкий сортамент использоваться можно, но нежелательно из-за сложностей с логистикой и транспортом. Вариант с единовременной закупкой полного объема кабеля на весь проект приходится исключить из-за недостаточного финансирования. Муфты на магистраль лучше так же взять с запасом, как по количеству вводов, так и по величине. Так проще переделывать, а новые задачи появляются неожиданно и неизбежно. Например, придется соединить два серьезных офиса, причем обязательно физическим волокном под их любимые-незаменимые УПАТС.

Кроссы желательно использовать 19-ти дюймовые, несмотря на их высокую стоимость. Все-таки на магистральных узлах экономить — не лучшее решение. Работы, согласования, подвод питания, бесперебойники, патчкорды, гвозди, стяжки, болты и прочие совершенно необходимые монтажные мелочи в черновой прикидке проще не учитывать – надо и проектировщикам работу оставить. Тем более рассматривается модернизация, а это значит что основные бумаготворческие сложности первых этапов строительства уже позади.

Если свести результаты в таблицу, получится следующее:

наименование цена кол-во стоимость
Оптоволоконный кабель
16 волокон 1120 10 11200
48 волокон 2560 1 2560
Муфты
GPJ-G 73 5 365
GPJ-L (32 волокна) 98 5 490
GPJ-L (96 волокон) 114 21 2394
Кроссы и фурнитура
ШКО-С-19-2U-ВП-SC-32 122 23 2806
Пигтейл, 1м. 3 63 189
Патчкорд, 2м. 6 63 378
Соединитель 3 63 189
ASP REC-37B Открытая стойка, 37U 126 22 2772
Активное оборудование
Lucent Cajun P550R 800 1 800
Модуль m5510-WDM 800 2 1600
Модуль m5504SX 200 1 200
Модуль m5520TX 100 1 100
Nortel BPS2000 300 21 6300
Модуль BPS2000-2FX WDM 180 21 3780
Итого: 36123

Видно, что стоимость от количества волокон в магистрали зависит слабо даже без учета полной внутриквартальной разводки. Поэтому лучше при малейшей возможности использовать на этом этапе работ 24-32-х волоконный кабель.

Полученная сумма превышает первоначально заданные 20-30к$. Но нужно учитывать, что в данном расчете не менее трети – «задел» под будущую междомовую сеть. Без него можно легко «уложиться в деньги», однако переделывать впоследствии придется слишком много. Впрочем, в данном случае сеть строится не с нуля, есть некоторое количество коммутаторов, да и оптоволокна между домами проложено уже не мало. Это ресурсы, за счет которых можно «войти в бюджет».

Осталось привести эскиз того, что должно получиться в идеальном случае. Понятно, что на реальность похоже будет все равно мало. Но по крайней мере, будет понятнее к чему надо стремиться в отдаленном светлом будущем. И сколько на это все придется выложить бумажек с изображением мертвых президентов.

Перейдем к внутриквартальной разводке. Для примера, рассмотрим «сектор 2». Подробное изучение схемы (см. оранжевые линии на спутниковой фотографии) показывает, что сложность прокладки в первоначальном проекте была «несколько» преуменьшена, да и домов оказалось не 20-30, а 46. Явно нужно вместо двух запланированных в прошлом обзоре узлов ставить три. Подвела излишняя схематичность ранее выбранного варианта карты.

Впрочем, на общих расчетах это практически не отразится – «двухузловых» секторов в данном микрорайоне всего два, и заложенного в магистральный кабель запаса без проблем хватит для компенсации подобных неточностей. Ну а «лишний» узел уже учтен в вышерасположенной таблице.

Единственная опасность — если узел будет установлен далеко от ввода во внутриквартальную сеть, до него будет порядка 10-12 муфт от центра сети. Для одноволоконного гигабита это может быть критично (особенно при сварке без контроля качества). Бороться сложно — разве что на крайний случай не помешает предусмотреть хотя бы минимальный запас на всех уровнях сети.

Далее, нужно постараться расположить узлы так, что бы до каждого дома можно было дотянуть волокно используя 8-ми жильный кабель (места обозначены зелеными точками). Хотя оптимально было бы вести прокладку в пять-шесть сортаментов – 24-16-12-8-4-2, доводя до дома минимум 2 волокна (например под КТВ). Для экономии можно попробовать обойтись ограниченной номенклатурой – 8, 4, 2 (что, вообще-то, совершенно не правильно с точки зрения минимального расчета на будущее).

Можно представить распределительную сеть одного из внутриквартальных узлов (левого верхнего) следующей схемой:

Данный вариант предусматривает отдельные отводы от кабеля к домам, через муфту, в которой транзитные жилы свариваются «на проход». Это непривычно — на воздушках и столбах любая муфта принесет более вреда, чем пользы. Ее сложно монтировать, обслуживать, она привлекает тинейджеров и прочих вандалов… Поэтому практически все сети строятся с вводом в дом всего кабеля — «туда-обратно» на кросс.

Но тут ситуация иная — размещать и обслуживать муфту в технологическом туннеле не составляет труда. А вот второй кабель до дома — вполне заметно повысит стоимость аренды подземной инфраструктуры, а этот параметр надо учитывать на 10-20 лет вперед. Да и отводы в среднем длиннее — не воздух, углы не срежешь.

От выбранного «демонстрационного «узла уходит два 16-ти волоконных кабеля, один 8-ми, и один — 2-х. Далее до каждого дома идут отводы 2-х волоконником. Верхняя часть схемы сделана с большим «запасом» по количеству волокон, чем нижняя. Технического смысла в этом нет — если дойдут руки, то в следующем выпуске можно будет подсчитать разницу «в деньгах».

Кроме того, часть междомовой разводки использует отходящий от магистрали 16-ти волоконник. Определять длину каждого сортамента придется при помощи линейки. Получается примерно 600 метров 2-х, 500 метров 4-х, 600 метров 8-ми волоконника. В некоторых случаях, несмотря на все ухищрения, придется применять 16-ти волоконник, поэтому будем считать что его пойдет в среднем 100 метров на узел.

Кроме этого, потребуется 11 небольших муфт, и 21 домовой узел (некоторые дома считаются как два из-за их большого размера). Устройства это достаточно дорогие, поэтому можно постараться сэкономить — например на коротких участках пускать рядом два кабеля (или вообще маскировать их под одной внешней изоляцией). Но это уже очень сильно зависит от реальных условий и выходит пределы формальной постановки задачи.

Надо учитывать, что «сектор 2» один из самых больших, среднее количество домов на узел по району меньше, около 14, муфт — 8.

Если расстояния не велики, а монтажная бригада вооружена сварочным автоматом (многие Ethernet-провайдеры их имеют не один, а несколько – на каждую бригаду), не вижу никакого смысла использовать на маловолоконном кабеле кроссы с переходными соединителями. Проще из специальных кроссов вывести напрямую патчкорды, и включить в них «домовое» активное оборудование.

Или даже более того — применить кабель с волокнами в плотном буфере, и оконцовывать его прямо на узле без кросса вообще (наклейкой разъемов). Это даст экономию порядка $20 на дом, или около 2% от всего проекта. Что, в общем-то, не мало.

Но если не идти на особые ухищрения, смета примет следующий вид:

Количество узлов 21

наименование цена кол-во на узел стоимость на узел
Оптоволоконный кабель
16 волокон 1120 0.1 112
8 волокон 760 0.6 456
4 волокна 580 0.5 290
2 волокна 490 0.6 294
Муфты
GP-D 28 14 392
GPJ-M 54 8 432
Кроссы и фурнитура
Металлический ящик 80 14 1120
Пигтейл, 1м. 3 28 84
Патчкорд, 2м. 6 14 84
Соединитель 3 14 42
Активное оборудование
Nortel 350-24T 180 14 2520
Nortel 400-2fx-mda (WDM) 90 14 1260
Конвертер WDM 85 14 1190
Конвертерное шасси 240 2 480
Итого: 8760

Общая стоимость на весь микрорайон – около $180k. Вместе с магистралями и дополнительными расходами выйдет минимум в $250k. По телекоммуникационным меркам – весьма скромно… Хотя для небольшого провайдера более чем внушительно.

Заодно подтвердилась давно путешествующая по форумам цифра — $1000 на дом. Поэтому на нее вполне можно опираться в черновых оценочных расчетах.

PS. После таких прикидок подъем домашних сетей с нуля, без инвестиций, до сегодняшнего уровня кажется ненаучной фантастикой. Просто не верится, что еще несколько лет назад речь шла лишь о цепочках хабов, связанных П-296 хабов, и прерываемых местами ПК-рутерами… И о энтузиастах, кидающих кабеля ночами наперекор законам и здравому смыслу…

Разное.

Буржуи наконец-то заметили, что кроме ADSL и DOCSIS есть еще и Ethenret. Цифры по России были предоставлены J’son&Partners.
Целый ряд компаний предоставляют широкополосные сервисы с помощью концентратора установленного в непосредственной близости от абонента, например, на первом этаже многоквартирного дома. Внутри дома сервис доставляется абоненту или с помощью Ethernet по кабелю, аналогично офисным сетям, или с помощью VDSL по телефонным линиям, хотя возможны и другие решения.

Этот тип сервиса, часто называемый «кабельный Ethernet» быстро растет благодаря благоприятным условиям, в основном в многоквартирных домах, достаточно больших, чтобы оправдать установку отдельного коммутатора Ethernet или DSLAM и его подключение к магистрали. В России «кабельный Ethernet» дает порядка 860К линий широкополосного доступа из 1240К всего.

В Корее официально называемые «домашние LAN» или «A-LAN» — единственный сегмент рынка широкополосного доступа, который имеет четко выраженный рост и, по видимому, отбирает долю рынка у DSL. Во многих странах азиатско-тихоокеанского региона и Скандинавии «кабельный Ethernet» так же удерживает значительную долю рынка, и эта доля увеличивается.

Конечно, от этого домашним сетям не много дохода. Но, так или иначе, в перспективе рост сегмента Ethernet открывает возможность разработки специального оборудования, перенаправление потока инвестиций, и прочих преимуществ большого мира телекоммуникаций.

Но вот динамика Ethernet-провайдинга в России не блещет успехами. По данным J’son&Partners подключено на середину 2005 было 581 тысяч — против 404 тысяч на начало года. Рост на 44%, что конечно же хорошо, но хуже, чем у конкурентов — кабельного ТВ (+63%) и ADSL (+79%).

Доля Ethernet сокращается, но по-прежнему это более 2/3 домашних подключений. Кричать «отечество в опасности» рано, почивать на лаврах поздно. Так что придется работать. 🙂

По регионам — 387 тысяч приходится на Москву и пригороды, и только 194 тысячи на остальную Россию (тройка лидеров — екатеринбургский Кабинет, ижевский Марк-ИТТ и новгородский Дейтаком). Но регионы растут быстрее — полгода назад было всего 116 тысяч, то есть рост на 67%, тогда как в Москве с пригородами рост только 34%.

Телекомы наступают, пока только затишье. Перед бурей. Впрочем, некоторые пробуют силы — Волгателеком ввел анлимитные тарифы.
В рамках нового тарифного плана абоненты получат возможность подключиться к сети Интернет со скоростью 64 Кбит/с и ежемесячным платежом 1200 руб., либо со скоростью 128 Кбит/с и ежемесячным платежом 2600 руб.

До Стрима далеко, однако показывает, что телефонисты все ближе подходят к такой желанной для них продаже «каналов», на которой они уже могут дать полноценный бой Erhernet’чикам. Или даже навязать им свои правила игры.

Кстати, появился и контраргумент. Компания 2com предложила хитрый анлимит без ограничения полосы. В нем для базового объема трафика нет никаких ограничений по скорости, а после его использования абоненты переключаются на классические «килобиты».

Немного забавного, или традиционный конкурс «найдите отличие».

Прислал Администратор сети SMiNet

Обновление в разделах:

  • В разделе Лицензии и сдача объекта связи в ГСН добавлены примеры документов, а именно примеры заявлений на выдачу лиценизий.
  • Новые библиотеки (Stencils) к Visio, добавились ссылки на оборудование Avaya, Alpine, BlackDiamond.
  • Новые фото в Фотографиях сетевого оборудования Zcom ZG-5000E
  • На 4isp.ru появились новинки — грозозащита линий с фантомным питанием (в основном для радиоезернета) и модульный коммутатор Nortel Accelar 1250. Так же в распродажу попал 3com SuperStack 3 4226T (3c17300) — по $280.

Комментарий к Правилам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия .

Автор А. Г. Богатов

КОММЕНТАРИЙ к Правилам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 г. № 161)

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

Согласно п. 2 указанного постановления Правительства РФ, утрачивает силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1254 «Об утверждении Правил присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования».

Постановлением Правительства РФ от 30.06.05 № 408 дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 28.03.2005 г. № 161 перенесена на 01 января 2006 г., действие Правил приостановлено до наступления указанного срока.

Поскольку Правила изданы во исполнение отсылочной нормы федерального закона «О связи», абстрактный нормоконтроль в отношении данного нормативного правового акта подведомственен исключительно Конституционному суду РФ.

Архитектура сети связи общего пользования (ССОП)

Ключевым для понимания Правил присоединения является понимание системной парадигмы, лежащей в основе документа, то есть комплекса общих принципов, в соответствии с которыми строится и определяется (идентифицируется) ССОП как материальный объект.

Принцип моделирования (немного теории)

*Эта глава в основном предназначена для консультантов правительственных органов и крупных операторов связи – тех, кто по долгу службы и в силу профессионального интереса интересуется общими вопросами государственного регулирования в области телекоммуникаций.

Сеть связи общего пользования представляет собой действительно уникальный объект. Подобно экономической системе целого государства, ССОП в разных дискурсах:

  • состоит из множества объектов (сетей связи), каждый из которых также является множеством;
  • реализован и оперативно управляется множеством субъектов (операторов связи), каждый из которых также является множеством (дочерние компании, структурные подразделения, сотрудники и т.п);
  • управляется общесистемным регулятором (федеральный орган исполнительной власти в области связи), который также является множеством (органы власти, их территориальные органы, структурные подразделения и сотрудники).
  • обеспечивает взаимодействие с разнородными объектами (ССОП иностранных государств, сети связи специального назначения, космические объекты и т.д.), а также разнородными субъектами (государства, государственные органы, юридические и физические лица, группы юридических и физических лиц, и т.п).

Таким образом, структура отношений в области ССОП практически фрактальна по своей природе и не может быть полностью описана совокупностью свойств и методов своих составных частей. Иными словами, задача формального полного моделирования ССОП противоречива и неразрешима в принципе.

В то же время, любое множество элементов ССОП очевидно конечно, что не позволяет использовать в полной мере даже те элементы теории синэргетики самоподобных объектов, которые имеются в распоряжении системных аналитиков и математиков. Рассматривать ССОП как функциональный аттрактор можно только в весьма ограниченном понимании. Таким образом, современная наука, как это ни странно, при всей своей мощи, не располагает вполне адекватным методом для анализа ССОП во всей дискурсионной совокупности.

Из вышеизложенного следует априорная противоречивость любой системы формального управления ССОП, поскольку само понятие «функция управления» применимо только в ограниченном масштабе – ССОП принципиально не может быть функционально описана с точностью до любого элемента. Структурная модель влечет неопределенность функциональных качеств ССОП как объекта моделирования, а функциональная модель не позволяет описать полноту технологического устройства сети.

Таким образом, единственным способом моделирования ССОП для целей системного регулирования является композиционное моделирование, то есть синтез формальной структуры, условно эквивалентной ССОП в заданном дискурсе. Правила присоединения представляют собой именно композиционную модель – не вдаваясь в подробности устройства отдельных элементов системы, нормы Правил описывают отдельную группу способов (методов) взаимодействия структурных компонентов ССОП. Разумеется, при этом подразумевается наличие соответствующих свойств элементов системы, в противном случае описание становится вполне бессодержательным.

Вместе с тем, законодатель допустил существенную ошибку: текст Правил не имеет императивно предписывающего характера. Определив один из многих способов организации объекта Правил, законодатель не придал данному способу характер исключительности. Иными словами, пропуск трафика может производиться не только в порядке, указанном в содержательных разделах Правил, поскольку метод толкования права по определению имеет позитивный характер: «разрешено все, что не запрещено явно». Позитивный характер толкования нормативных правовых актов установлен основами конституционного строя и, по счастью, не может быть изменен правительственным законодателем.

Принцип регулирования

Основная проблема, возникающая при толковании Правил, обусловлена явным противоречием замысла законодателя и формальным содержанием текста документа, не содержащего запрета на организацию присоединения и пропуска трафика способом, отличным от установленного Правилами. Разумеется, совершенно бессмысленно всякий раз указывать на несоответствие текста Правил и замысла законодателя, поэтому объектом анализа будет именно замысел законодателя. В то же время, в процессе практического применения Правил необходимо учитывать именно фактический, а не предполагаемый смысл их текста.

Согласно ст. 2 ЗоС, услугой связи признается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. С другой стороны, та же статья ЗоС определяет электросвязь, как «любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам». Таким образом, услуга электросвязи представляет собой деятельность по оказанию услуг связи посредством электромагнитных систем связи. Иными словами, в качестве носителя сообщений электросвязи выступают электромагнитные волны, в том числе детерминированные в свободном пространстве («электромагнитное излучение»).

Согласно ст. 11 ЗоС, совокупность организаций и государственных органов, осуществляющих и обеспечивающих электросвязь на территории России, образует «федеральную связь», материально-технической основой которой является Единая сеть связи РФ (ЕСС РФ). Статья 12 ЗоС определяет, что ЕСС РФ образована сетями электросвязи следующих категорий:

  1. Сеть связи общего пользования, а также технологические сети связи, присоединенные к ССОП;
  2. Выделенные сети связи;
  3. Сети связи специального назначения и иные сети связи, предназначенные для передачи информации при помощи электромагнитных систем. (Таким образом, в состав ЕСС фактически включены как сети Минобороны и ФСО, так и технологические сети, не присоединенные к ССОП).

Действие комментируемых Правил присоединения распространяется исключительно на отношения, возникающие между операторами сетей связи общего пользования, поэтому в дальнейшем ограничимся рассмотрением данной категории сетей связи.

Согласно ст. 13 ЗоС, сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг связи любому пользователю (то есть лицу, которое пользуется или заказывает услуги связи). В то же время, определения ст. 2 ЗоС устанавливают технологическую, а не формально-экономическую природу услуг связи – в результате создается правовая неопределенность в вопросе безвозмездного оказания услуг связи. С одной стороны, никто не вправе воспретить, например, физическому лицу или некоммерческой организации оказывать услуги связи безвозмездно, причем такая деятельность не требует наличия лицензии согласно ст. 29 ЗоС. С другой стороны, налицо использование ССОП не по назначению.

По всей видимости, замысел законодателя состоит в признании безвозмездного оказания услуг связи одной из форм их потребления, поскольку иное толкование некорректно с конституционно-правовой точки зрения – явного запрета безвозмездного оказания услуг связи ЗоС не содержит, а субъективные права и свободы являются непосредственно действующими согласно Конституции РФ.

Согласно п. 2 и п. 3 Правил присоединения, ССОП состоит из сетей связи двух типов (категорий):

  1. Телефонные сети связи, классификация которых приведена в п. 4 Правил;
  2. Сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг.

Вообще, любая «классическая» телефонная сеть состоит из двух подсистем:

  • «канальная подсистема», то есть предназначенная для предоставления синхронных соединений (исполнительная подсистема);
  • «сигнальная подсистема», то есть предназначенная для управления коммутаторами «канальной подсистемы» (управляющая подсистема).

Алгоритм работы телефонной сети, сводится к следующему: под действием управляющих команд «сигнальной» подсистемы, коммутаторы выполняют «проключение» соединения путем коммутации каналов из состава местных, зоновых или междугородних «пучков» соединительных линий. Иными словами, соединение осуществляется как бы посредством «сборки» аналога прямого провода, участки которого соединены друг с другом на время действия данного соединения. Именно в этой парадигме заключается логика законодателя Правил, прекрасно понятная телефонистам и, зачастую, столь же непонятная инженерам, специализирующимся в области передачи данных.

Правила присоединения устанавливают иерархию телефонных сетей общего пользования (ТфОП), причем, что очень важно, каждый уровень иерархии представляет собой отдельную полнофункциональную телефонную сеть общего пользования в соответствующем масштабе. Собственно, Правила присоединения определяют порядок взаимодействия между сетями телефонной связи разных уровней иерархии, а также отдельные принципы межсетевого взаимодействия на одном уровне этой иерархии. Второе, впрочем, не столь существенно, ибо в основном определяется нормативно-техническими актами федерального органа исполнительной власти в области связи. Сети телефонной связи всех уровней иерархии предназначены для оказания услуг связи двух категорий:

  1. Услуги связи, оказываемые абонентам (или пользователям) согласно условиям действия соответствующих лицензий;
  2. Услуги пропуска трафика, субъектами которых являются исключительно операторы связи (юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии федерального органа исполнительной власти в области связи). Заметим, что непосредственное подключение абонентских установок допускается только к сетям местной телефонной связи, а доступ к услугам сетей высших уровней иерархии осуществляется посредством пропуска трафика через сети «нижних» уровней.

С точки зрения системной композиции, оказание услуг связи абонентам (пользователям) является локальной функцией данной сети связи, а услуги пропуска трафика относятся к задачам общесистемного масштаба, решение которых собственно и создает основу ТфОП как единой системы взаимодействующих сетей телефонной связи. Именно поэтому вопросы межсетевого взаимодействия являются ключевыми для обеспечения связности ТфОП, а в силу своего общесистемного характера не могут быть решены отдельным оператором или подмножеством операторов связи.

Не следует смешивать понятия «сеть связи» и «оператор сети связи» – любой оператор имеет право, получив соответствующие лицензии, построить и эксплуатировать сети телефонной связи всех типов и категорий с учетом требований нормативных правовых и нормативных технических актов.

Иерархия ТфОП построена на основе территориального деления (для географически определенных сетей фиксированной связи) и функционального деления (для географически не определенных сетей подвижных служб). К сожалению, Правила присоединения не дают четкого определения уровней иерархии, причем если для фиксированных сетей иерархия сетей явно совпадает с иерархией административно-территориального деления, то для функционально (негеографически) определенных сетей (подвижные службы всех категорий), определение уровней иерархии жизненно необходимо.

На высшей ступени иерархической пирамиды ТфОП находятся сети, предназначенные для оказания услуг междугородной и международной телефонной связи (ММТС). Сети междугородной и международной телефонной связи должны обеспечивать предоставление соединений между субъектами Российской Федерации. Не устанавливая технических требований к сетям связи, Правила присоединения требуют создания точек присоединения к ММТС в каждом субъекте Российской Федерации.

Второй уровень пирамиды представлен сетями зоновой телефонной связи (ЗТС), которые предназначены для предоставления соединений в пределах данного субъекта Российской Федерации. Оператор ЗТС обязан создавать точки присоединения в каждом городском поселении соответствующего субъекта РФ и пропускать трафик местных, других ЗТС, ММТС, а также сетей передачи данных (СПД), функционирующих в пределах данного субъекта РФ. (Законодатель не разъяснил, что означает географическая привязка СПД, таким образом, ограничивающая часть соответствующей нормы Правил присоединения по существу не действует) Зоновые сети создаются операторами как фиксированных, так и негеографических сетей в соответствии с требованиями отраслевого нормативно-технического законодательства.

Третий уровень иерархии реализован местными телефонными сетями, действующими в пределах муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации. Операторы местных сетей выполняют две основные функции:

  • системная функция (обеспечение взаимодействия оконечного абонентского оборудования с сетями связи общего пользования всех уровней иерархии);
  • локальная функция (предоставление абоненту доступа к сети местной телефонной связи с организацией абонентской линии связи, а также возможности местных соединений. Заметим, что предоставление абоненту телефонной сети абонентской линии связи в постоянное пользование предусмотрено только условиями действия лицензии на услуги местной телефонной связи согласно п. 1 Перечня, утвержденного ППРФ от 18.02.05 № 87).

Продолжение следует (это надолго). 😉

Анонс

  • Комментарии правил присоединения — это как горькое лекарство — противно и надолго;
  • VoD умер, да здравствует FoD;
  • Центровой столб Тюмени и храм Будды;
  • Письмо про IPv6 (жду дополнений автора);
  • Послегрозовой ремонт управляемых коммутаторов;
  • Не все Vlan’ы одинаково полезны;
  • Внутренности ZCom ZG-5000E;
  • Зарисовки узлов разных провайдеров. Вечная тема (много фотографий гарантировано);
  • Традиционный пункт — ссылки на интересные места Сети. Присылайте письма — они очень нужны для обзоров. Обязательно сообщайте, нужна ли Ваша подпись, ссылка, или лучше обойтись без нее;
  • В «ужастиках» — страсти по электропитанию…