Вопрос: …Правомерно ли отнесение к транспортным средствам в целях обложения транспортным налогом плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов, а также применение к указанным объектам ставок налога, установленных для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость? (Письмо Минфина РФ от 19.01.2005 n 03-06-04-02/1)

Вопрос: Просим разъяснить правомерность отнесения к транспортным средствам в целях обложения транспортным налогом плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов, а также применения к указанным объектам ставок налога, установленных для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость. Налоговые органы признают их таковыми на основании Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94. Указанным Классификатором плавучие морские доки отнесены к группе технических и вспомогательных несамоходных судов (код 153511171). По нашему мнению, их нельзя отнести к транспортным средствам, облагаемым транспортным налогом, по следующим причинам. Во введении к ОКОФ указано, что к подразделу «Средства транспортные» относятся средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов. Указанные же объекты по своему назначению не являются транспортными средствами, осуществляющими перевозки людей и грузов, а используются как вспомогательные сооружения в ремонтных и других целях. Верна ли наша позиция?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 января 2005 г. N 03-06-04-02/1
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу об отнесении плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объекту налогообложения транспортным налогом и применения к ним соответствующих налоговых ставок и сообщает следующее.
Согласно положениям ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.
Понятие «транспортное средство», используемое для целей применения гл.28 «Транспортный налог» НК РФ, определено ст.358 НК РФ. Согласно указанной статье НК РФ под транспортными средствами понимаются, в частности, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что понятие «транспортное средство», применяемое в гл.28 НК РФ, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), и используется только для целей налогообложения.
Как следует из ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — Кодекс), судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. При этом под судоходством в соответствии с указанной статьей Кодекса понимается деятельность, связанная с использованием судов не только для перевозки пассажиров и грузов, но и для иных целей.
Кроме того, следует учитывать, что согласно ст.16 Кодекса судно подлежит обязательной государственной регистрации.
Учитывая изложенное, а также то, что НК РФ не связывает обязанность по уплате транспортного налога с целями, в которых используется судно, Департамент считает, что отнесение плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объекту налогообложения транспортным налогом является обоснованным.
При этом в целях правильного применения налоговых ставок необходимо принимать во внимание, что плавучие доки по проектам их строительства не оснащаются буксирными устройствами. Для транспортировки доков от места их постройки до места эксплуатации на них по отдельным специальным проектам монтируются перегонные буксирные и волноотбойные устройства. При доставке дока к месту базирования буксирное и волноотбойное устройства демонтируются, так как они мешают использованию доков по назначению.
Проекты строительства плавучих доков не предусматривают оснащение их якорным, рулевым и спасательными устройствами, поэтому якоря, обеспечивающие неподвижное положение доков, устанавливаются по прибытии их к месту эксплуатации и больше без необходимости не поднимаются.
Таким образом, Департамент считает, что в отношении плавучих доков, не относящихся, в отличие от плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов, к несамоходным (буксируемым) судам, для которых определяется валовая вместимость, следует применять ставку налога, установленную законом субъекта Российской Федерации для других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей.
Копия настоящего ответа направлена в Управление ресурсных и имущественных налогов ФНС России.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
19.01.2005

А если самолёт по небу летает, он не транспортное средство?
Вопрос не праздный и не так прост как кажется. Возникают конфликтные ситуации на воде с ГИМСом.
Статья 11.8.КоАП РФ Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
1. Управление судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Комментарий ГАРАНТа
См. комментарии к статье 11.8 КоАП РФ
Комментарий ГАРАНТа
Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 134-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 11.8.1
Статья 11.8.1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном
1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
Комментарий ГАРАНТа
За совершение данного правонарушения в соответствии со статьей 27.13 настоящего Кодекса применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и хранение на спецстоянке до устранения причины задержания
Что такое транспортное средство ?
Обратимся к Правилам Дорожного Движения. П. 1.2 ПДД определяет: «Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем». Все. Негусто.
Другого не нашёл.
Вопрос остается открытым.

Классификация маломерных судов. Определения

Под термином «маломерное судно» понимаются суда, которые поднадзорны Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России).

В соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Положением о ГИМС МЧС к таким судам отнесены:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а .также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарок — более 150 килограммов и надувных безмоторных судов — более 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.

При этом установлено, что осуществляя свои полномочия в отношении указанных судов ГИМС России не регистрирует и не осуществляет технического надзора за военными и спортивными судами, катера­ ми и лодками, являющимися табельным имуществом морских и речных судов, а также за принадлежащими гражданам гребными лодками грузоподъемностью менее 100 кг, байдарками -менее 150 кг и надувными судами — менее 225 кг.

В Правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах, утвержденных во исполнение Водного Кодекса Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, даны следующие понятия военных и спортивных судов:

Под военными судами понимаются маломерные суда, принадлежащие войсковым частям.

Под спортивными судами понимаются маломерные суда, спроектированные и построенные по правилам национального или международного спортивного класса и используемые исключительно для участия в спортивных соревнованиях (гонках)».

По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются:

По назначению:

прогулочные — суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т.д.);

производственные (коммерческие) — суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.);

специальные (служебные) — суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).

По характеру движения:

водоизмещающие — суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости;

глиссирующие — быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности;

на подводных крыльях — суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возникает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой;

на воздушной подушке — суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для поступательного движения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость.

По типу движителя моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем.

По материалу корпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т.д.

Имеется еще ряд признаков, по которым производится классификация судов, в т.ч. и маломерных.

Органами ГИМС МЧС России при постановке поднадзорных судов на учет и по их техническому состоянию классификация осуществляется по двум признакам:

по типу (в зависимости от двигательной установки)

и по району плавания (бассейну), в котором разрешена эксплуатация данного судна.

Типы маломерных судов:

катер — моторное судно, движение которого осуществляется при помощи установленного на нем стационарного двигателя;

моторная лодка — судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора;

парусное — судно, имеющее парусное вооружение, и движение которого осуществляется при помощи парусов;

парусно-моторное — парусное судно, оборудованное дополнительно механической установкой (стацио­ нарным двигателем или подвесным мотором);

несамоходное — судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки;

гидроцикл — бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой;

гребное — судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускуль­ ной силы.

Районы плавания :

морской — бассейны, в которых установлен морской режим плавания (судоходства);

внутренние — бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей;

несудоходные — внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей.