Жилье ветеранам ВОВ

Добрый день.

участник по ст. 17 означает, что данному участнику предоставляются меры соц.поддержки по ст. 17 ФЗ «О ветеранах»:

Статья 17. Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период
Военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;
3) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
5) преимущество при установке квартирного телефона;
6) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
8) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если указанные лица приобрели за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, им выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
9) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;
12) преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

Т.к. Ваш дедушка умер, то часть социальных льгот могут получить его родственники, в соответствии со ст. 21 вышеуказанного закона.

Статья 21. Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий
1. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также — погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;
3) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
7) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
9) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
10) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения;
12) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации;
15) первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому супруги (супруга) погибшего (умершего).
2. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
(в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 160-ФЗ)
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
3. Меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.
4. Членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда предоставляются меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны.

Правовое поле

Основным документом, на базе которого строятся процедуры обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны жильем, является закон «О Ветеранах» от (16.12.94 г.). Поправки, изменившие документ в 2008 году, были сделаны в преддверии празднования 65-летия Победы на основании 714 Указа Президента от 07 мая.

Они сформировали федеральную цель – предоставить квадратные метры тем участникам военных действий, которые нуждаются в улучшении качества условий проживания.

Предписанный закон менялся и дополнялся практически ежегодно.

Основные изменения в законе:

  1. 153 ФЗ (22.07.08) — определены категории ветеранов, обладающие правом на получение социальной поддержки от государства.
  2. 135 ФЗ (29.06.09) — выделены в особую категорию участники ВОВ, которые до 01.03.05 были включены в очередь на улучшение жилья, утверждены льготы для семей тех, кто погиб в ВОВ, прописаны нормы предоставляемой жилой недвижимости и порядок ее передачи. Жены погибших военнослужащих должны иметь удостоверение вдовы участника ВОВ.
  3. 327 ФЗ (21.12.09) — уточнено, что получить жилье по льготной программе участники имеют право один раз, введена дополнительная единовременная субсидия на строительство и приобретение объектов недвижимости ветеранам в рамках программы их поддержки.
  4. 30 УП (09.01.10) — изменен срок действия программы: ее окончание, намеченное на 2010 год, стало бессрочным; списки кандидатов расширились: было снято ограничение на участие в программе только очередников 2005.
  5. 79 ФЗ (06.05.10) — запрещено учитывать имущественное положение кандидатов при обеспечении их жилыми помещениями.
  6. 169 ФЗ (07.05.13) — дополнен порядок предоставления помещений либо денежной выплаты на их покупку ветеранами в субъектах РФ.
  7. 317 ФЗ (25.11.13) — утвержден порядок отчета регионов за полученные федеральные средства.
  8. 461 ФЗ (19.12.16) — уточнен порядок отчетности субъектов перед органами федеральной власти.

Еще в 2005 году законодатели предполагали закончить программу к 2010 году, однако претендентов на квадратные метры оказалось гораздо больше, чем рассчитывали чиновники. В 2009 кроме очередников, количество которых определялось списками, составленными на 01 марта 2005 года, в закон были добавлены те, кто не встал на учет в указанный период.

Проект продолжает действовать. Чтобы получить жилую площадь от государства в рамках программы поддержки ветеранов, необходимо относиться к установленной категории, имеющей на это право, соблюдать утвержденные законом условия и правильно оформить льготу.

Какими способами улучшаются жилищные условия

Средства на программу поступают в муниципалитеты субъектов в виде субвенции. Это значит, что возвращать деньги в бюджет РФ не надо, но использовать их можно только на ту цель, под которую они выделены.

Законодатели предусмотрели два инструмента, помогающие создать ветеранам комфортные условия проживания.

К ним относится:

  • предоставление ветерану ВОВ квартиры или жилого дома;
  • выдача денежной суммы, достаточной для покупки готового жилого помещения или строительства нового объекта недвижимости согласно установленным в законе нормам.

С предоставлением помещений «в реальности» все достаточно ясно: гражданин, после согласования необходимых документов, получает на руки ключи от готового жилья.

Система получения недвижимости по сертификатам для пожилых людей не совсем понятна.

Это связано с тем, что документ является подтверждением выделения ветеранам субсидии, которая:

  • ограничена по размеру;
  • выдается только на ту недвижимость, соответствующую условиям программы;
  • должна быть использована в течение полугода;
  • обязывает гражданина самостоятельно заниматься подбором и покупкой помещения;
  • накладывает обязательство по оформлению собственности на объект.

При этом получения денег на руки не происходит, они переводятся продавцу недвижимости напрямую.

В результате гражданин может улучшить свои жилищные условия, только приложив массу усилий, по:

  • бумажному оформлению своего права;
  • организации сделки купли — продажи;
  • получению разрешения на выделение средств сертификата для жилья, выбранное ветераном.

Тем не менее способ получения недвижимости на базе сертификатов в стране является наиболее распространенным, особенно в небольших городах, где на него можно приобрести полноценную квартиру или дом. В крупных мегаполисах суммы обычно недостаточно, тогда документ используется в качестве частичной оплаты. Оставшуюся часть суммы приходится доплачивать из личных сбережений ветерана или его родственников.

Важно помнить, что и ветеранское жилье, предоставляемое напрямую, и жилищный сертификат в рамках программы могут быть получены только единожды.

Несмотря на то, что программа поддержки ветеранов решается за счет средств федерального бюджета, ее исполнение полностью отдано в ведение региональных властей. В результате большому количеству участников военных действий отказывают в льготе, находя причины их несоответствия условиям программы.

Как воспользоваться субсидией

Чтобы получить квартиру, ветерану ВОВ следует обратиться в муниципалитет и обосновать свое право на данную льготу.

Шаги, которые следует предпринять, чтобы стать владельцем новой недвижимости за счет бюджета:

  1. Написать заявление на необходимость улучшения жилищных условий.
  2. Собрать и представить документы, которые доказывают, что текущее помещение не соответствует нормам ЖК.
  3. Принять в случае необходимости экспертную комиссию.
  4. Получить на руки решение администрации о признании права на улучшение жилья.
  5. Дождаться уведомления о выделении помещения «в реальности», либо о необходимости получить жилищный сертификат.

Если муниципалитет отказывает ветерану, то должен предоставить ему письменный ответ, в котором поясняются основания принятого решения.

Если администрация неправомерно отказывается включать ветерана в очередь на улучшение жилищных условий, решение необходимо оспаривать.

Обширная судебная практика, появившаяся за время существования программы, показывает, что региональные власти нередко допускают нарушения, поэтому выиграть процесс реально.

Необходимые документы

Набор документов, которые потребуются для получения квартиры ветерану, состоит из документов, удостоверяющих его личность, права на льготы, характеризующих имеющуюся недвижимость или подтверждающих ее отсутствие.

Полный перечень документов включает:

  • паспорт ветерана;
  • удостоверение, подтверждающее участие в ВОВ;
  • справку о составе семьи;
  • свидетельство о браке;
  • справку из ЕГРП или БТИ о наличии либо отсутствии жилой недвижимости.

Если в собственности или найме есть объект недвижимости, дополнительно потребуются:

  • актуальные кадастровые и технические документы на имеющуюся жилплощадь;
  • правоустанавливающие документы на нее;
  • выписка из домовой книги.

На принятие решения о включении ветерана в программу дается 10 дней. Если в результате ему предоставлен жилищный сертификат, то следует внимательно ознакомиться со сроками использования документа. Он устанавливается в каждом субъекте на усмотрение властей и чаще всего составляет от 3-х до 9 месяцев.

Использование сертификата

Владелец документа должен сам подобрать подходящее жилье. После того, как объект недвижимости выбран, необходимо заключить договор купли-продажи. Плата по договору осуществляется средствами сертификата, которые направляются продавцу путем безналичного перевода.

После того, как жилье будет оформлено в собственность, никаких ограничений по дальнейшему распоряжению им государство не устанавливает.

Квартиру можно передать по наследству, продать или подарить.

Предоставление жилых помещений и сертификатов производится в порядке очереди.

Тем, кто еще не успел стать участником программы, законодатели советуют поторопиться. Анализ бюджета РФ, утвержденного на 2018-2019 годы, показывает, что в следующем году проекту выделяется на 5,5 млн. меньше бюджетных денег, а на 2019 год такие расходы и вовсе не запланированы.

Чиновники объясняют ситуацию тем, что:

  • претендентов на участие в программе обеспечения жильем ветеранов становится с каждым годом меньше;
  • программа устарела, и ветераны смогут воспользоваться более современными проектами льготного улучшения жилищных условий;существующая очередь на бюджетные квартиры для ветеранов будет погашена до конца 2018.

Дополнения редактора от 22.12.2019 г.

Последние изменения в этот закон были внесены 2 декабря 2019 г.:

  • Изменение пункта 1 статьи 23.2: Все вопросы, касающиеся социальной поддержки по оплате услуг ЖКХ, обеспечения жильем категории граждан, нуждающихся в улучшении и вставших на учет до 1.01.2005 г. передаются органам государственной власти субъектов РФ, т.е. местным властям.
  • Контроль за расходованием средств вверен федеральному органу исполнительной власти.

Минстрой запросил у правительства 353,7 млн рублей на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны уже в 2020 году. Средства можно выделить из резервного фонда кабмина, рассказали «Известиям» в ведомстве. На сегодняшний день 220 ветеранов ВОВ не обеспечены квартирами, хуже всего ситуация обстоит в Ростовской области и Красноярском крае, говорится в ответе Минстроя депутату Госдумы Михаилу Старшинову (документ есть в распоряжении «Известий»). Эксперты ожидают, что в канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне эти проблемы будут оперативно решены.

Продиктовано временем

Ветеранов Великой Отечественной войны сейчас ставят на жилищный учет при возникновении у них критериев нуждаемости, прописанных в законодательстве. Их два: либо обеспеченность находится ниже учетной нормы, либо помещение, в котором проживает ветеран, признано аварийным.

— Учитывая возникшую потребность, Минстрой России направил в правительство РФ необходимые документы для выделения из резервного фонда дополнительных бюджетных средств в объеме 353,7 млн рублей для обеспечения ветеранов жильем, — сообщили «Известиям» в ведомстве.

Проблему нехватки жилья для ветеранов ВОВ поднял депутат Госдумы, руководитель правозащитного центра «Единой России» Михаил Старшинов.

— Нам поступило обращение от президента Ассоциации историков Второй мировой войны Владимира Золотарева с просьбой взять под контроль ситуацию, связанную с обеспечением жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Он рассказал, что не менее 106 инвалидов и участников войны не обеспечены жильем и нуждаются в улучшении жилищных условий, — сообщил «Известиям» депутат.

На основании этого запроса парламентарий отправил письмо в Минстрой с просьбой проанализировать и исправить жилищную ситуацию некоторых ветеранов. Как оказалось, такая проблема существует во многих регионах страны.

«По состоянию на 20 января 2020 года количество не обеспеченных жильем ветеранов Великой Отечественной войны составляет 220 человек, в том числе инвалидов и участников Великой Отечественной войны — 20 человек», — сообщается в письме за подписью заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Юрия Гордеева.

В Минстрое «Известиям» сообщили, что все имеющиеся на 2019 год заявки на улучшение жилищных условий ветеранов были удовлетворены. Там объяснили, что в течение прошлого года были улучшены жилищные условия 3308 ветеранов ВОВ, из которых 449 человек — участники и инвалиды войны.

— На эти цели из федерального бюджета было направлено 7,6 млрд рублей, в том числе дополнительно, исходя из вновь выявленной в течение года потребности, 2,5 млрд рублей, — сообщили «Известиям» в пресс-службе министерства.

Однако жизнь не стоит на месте, и жилищные условия ветеранов меняются, пояснили в ведомстве. Например, они могут переехать к родственникам, и количество квадратных метров на человека станет ниже нормы, что становится основанием для заявки по улучшению жилищных условий.

У регионов проблем нет

По данным Минстроя, ветераны во многих регионах нуждаются в изменении жилищных условий. Так, в Ростовской области таких 19 человек, что является худшим показателем в стране. В профильном ведомстве региона «Известиям» не предоставили ответ на запрос.

Есть проблемы и в других регионах. В Красноярском крае ветеранов, нуждающихся в изменении жилищных условий, — 15, в Республике Северная Осетия – Алания — 11, в Ставропольском крае — 10, в Башкортостане — девять. Даже в Санкт-Петербурге шесть, причем двое из них — участники и инвалиды войны, отмечается в ответе профильного ведомства на имя депутата ГД.

В министерстве социальной политики Красноярского края, правда, считают, что в полной мере обеспечили жильем инвалидов и участников ВОВ. Проблему 15 ветеранов они никак не прокомментировали.

— В настоящее время проводится работа по установлению права на улучшение жилищных условий двум вдовам участников Великой Отечественной войны, — сообщили «Известиям» в ведомстве.

Эксперты, ожидают, что в канун 75-летия Победы имеющиеся проблемы будет оперативно решены. Такое мнение «Известиям» высказали в профильной комиссии Общественной палаты (ОП).

— Я думаю, что в преддверии дня великой Победы этот вопрос будет урегулирован, потому что строительство все-таки идет в регионах. Однако темпы не такие высокие, как требуется, поэтому предпринимаются меры по активизации жилищного строительства, — сообщила «Известиям» председатель комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок.

Специалисты в регионах отмечают, что все ветераны ВОВ уже обеспечены жильем, но иногда такие случаи происходят из-за внезапного изменения жилищных условий у них или их родственников.

— У нас программа существует больше 10 лет, благодаря которой 238 человек получили квартиры, в том числе вдовы, — пояснил «Известиям» председатель областного совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Орловской области Николай Кутузов.

Однако бывает так, что ветераны получают квартиры и сами ими не пользуются.

— Есть такие случаи, особенно по вдовам умерших. Внуки просят бабушку написать заявку на квартиру, ее дали, но бабушка остается в деревне, а в квартире живут внуки. Это единичные случаи, такое бывает, но редко, — пояснил Николай Кутузов.